Правило прямого и обратного перевода ответов испытуемых в баллы
Перевод Баллы | Шкала для ответов | ||||||
-3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | ||
Прямой | |||||||
Обратный |
Ключ.
Номер п/п | Компонент мотивационной структуры | Номер высказывания |
Внутренний мотив | 15о, 23, 33 | |
Познавательный мотив | 5, 22о, 38 | |
Мотив избегания | 11, 17, 34 | |
Состязательный мотив | 8, 32о, 39 | |
Мотив смены деятельности | 1, 9, 27 | |
Мотив самоуважения | 12, 21, 30 | |
Значимость результатов | 7, 20о, 36 | |
Сложность задания | 6, 28о | |
Волевое усилие | 2, 13, 37о | |
Оценка уровня достигнутых результатов | 19о, 29 | |
Оценка своего потенциала | 18, 31, 41о | |
Намеченный уровень мобилизации усилий | 3, 24о, 40 | |
Ожидаемый уровень результатов | 10, 25о | |
Закономерность результатов | 14, 26о, 42о | |
Инициативность | 4о, 16, 35 |
При анализе результатов следует учитывать, что ситуация, возникающая при предъявлении задания субъекту, является сложно проблемной. Среда порождает в субъекте многокомпонентный мотивационный отклик, на основе которого строится сложно функциональная система постановки и решения задачи. Проблемная ситуация приводит к актуализации целого ряда потребностей, среди которых находятся познавательные, социальные, а также потребности более высокого уровня индивидуальности, уровня самосознания, в частности потребность сохранения и повышения самоуважения или ценности своего «Я». На основе этих потребностей субъект оценивает значимость и трудность задания, затраты времени и сил, прогнозирует возможные последствия. Первоначальные оценки могут меняться, корректироваться по ходу работы над заданием. Поэтому мотивация, соответствующая напряженной деятельности, связанной с достижением цели определенного уровня трудности, включает целый ряд элементов, характеризующих особенности взаимодействия субъекта со средой. Прежде всего, потенциальную структуру мотивации образуют элементы, соответствующие актуализированным в ситуации выполнения задания потребностям. В связи с особенностями учебной деятельности, а также в целях необходимой обобщенности описания, исследовались только следующие мотивационные элементы, или мотивы.
Внутренний мотив (компонент 1), связанный непосредственно с процессом деятельности, является обобщенным и выражает увлеченность заданием самим по себе, те аспекты, которые придают выполнению задания привлекательность. Познавательный мотив (компонент 2), характеризующий интерес субъекта к результатам своей деятельности, также является обобщенным, так как за ним может стоять достаточно широкий круг более частных мотивов, удовлетворение которых опосредованно результатом. Мотиву избегания (компонент 3) свойственна отрицательная побуждающая ценность результата, а именно боязнь показать низкий результат и вытекающих из этого последствий, в отличие от предыдущего, содержание которого составляет положительное стремление к результату. Состязательный мотив (компонент 4) выделяется из совокупности мотивов, связанных с результатом, как более специальный. Содержание этого мотива определяется тем, насколько субъект придает значение такой характеристике результата, как превышение уровня результатов других субъектов. За этим мотивом также может стоять группа более частных мотивов, таких как мотив престижа, власти и др. Мотив к смене текущей деятельности (компонент 5) раскрывает переживаемую субъектом тенденцию к прекращению работы, которой он занят в данный момент, и переключению на другую. Мотив самоуважения (компонент 6) выражается в стремлении субъекта ставить перед собой все более и более трудные цели в однотипной деятельности. Рассмотренная группа элементов представляет собой отражение тех характеристик ситуации, которые выступают в роли факторов, непосредственно побуждающих субъекта к тому или иному образу действия и являются движущими силами развития деятельности.
Другую группу образуют элементы, которые находятся с мотивационными в причинно-следственных отношениях и выступают в качестве необходимых условий деятельности, связанной с достижением достаточно трудных целей. Часть этих элементов относится к текущему положению дел и представляет собой результаты таких процессов, как придание личностной значимости результатам деятельности (компонент 7), оценка сложности выполняемого задания (компонент 8), оценка степени выраженности волевого усилия в ходе работы над заданием (компонент 9), оценка уровня уже достигнутых результатов, соотнесенных со своими возможностями в этом виде деятельности (компонент 10), оценка своего потенциала (компонент 11). Другие элементы отражают предвидимый или планируемый субъектом ход последующих событий: намеченный уровень мобилизации усилий, необходимый для достижения результатов (компонент 12), и ожидаемый уровень результатов деятельности (компонент 13). Важное значение для развертывания целостной мотивационной структуры имеет понимание субъектом причинных факторов, являющихся инструментальными в ходе развития взаимодействия. К ним относятся понимание субъектом того соотношения, в котором находится зависимость результата от случая и от его собственных возможностей (компонент 14), а также понимание того, насколько постановка задач является инициативной и насколько директивной (компонент 15). Таким образом, первая часть элементов связана с оценочными процессами, вторая часть — с процессами прогнозирования и третья — с процессами интерпретации.
Перечисленные элементы представляют собой потенциальные компоненты реальных индивидуальных мотивационных структур, возникающих в ходе выполнения заданий. В этих структурах центральное место занимают мотивационные компоненты, а среди них — компонент самоуважения. Однако актуализация компонента самоуважения происходит на основе других «опорных» мотивационных компонентов. Предполагается, что выраженность компонента самоуважения соответствует экспериментальной оценке уровня притязаний. Однако опросник позволяет выявить некоторые особенности внутреннего мира субъекта, которые обычно остаются неизвестными при использовании экспериментальных показателей. К ним относятся «опорные» мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» субъекта в деятельность и формирование его уровня притязаний, эффекты разнообразных когнитивных и регулятивных процессов, составляющих вместе с мотивами внутренний механизм уровня притязаний.
Так как нормативных данных для опросника нет, то каждый индивидуальный результат может быть оценен в сравнении с данными группы. Кроме того, оценки каждого компонента мотивационной структуры позволяют построить индивидуальный профиль, в котором представлены количественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.
МЕТОДИКА «ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ АНКЕТА»
Методика предназначена для определения некоторых основных видов направленности человека: личной (направленности на себя), коллективистской (направленности на взаимные действия), деловой (направленности на выполнение задачи).
Инструкция:Данная анкета состоит из 30 незаконченных, сделанных от первого лица, утверждений о жизни, работе, других людях. Для всех утверждений предлагается по три варианта окончаний, обозначенных буквами А, В, С. Ваша задача заключается в том, чтобы для каждого утверждения выбрать окончание, которое в наибольшей степени отражает Вашу точку зрения, наиболее ценное для Вас или больше всего соответствует истине. Букву выбранного Вами окончания (А, В, С) следует зачеркнуть в регистрационном бланке против номера данного утверждения в столбце «Больше всего». Затем из предложенных окончаний этого же утверждения необходимо выбрать наименее отражающее Вашу точку зрения, наименее ценное для Вас или менее всего соответствующее истине. Букву выбранного окончания также зачеркнуть против номера утверждения в столбце «Меньше всего». Таким образом, против каждого утверждения следует зачеркнуть две буквы. На выполнение задания отводится 25 – 30 минут.
При выборе окончаний не думайте слишком долго: первый выбор бывает обычно самым правильным. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы зачеркиваете буквы – в тех ли столбцах. Если обнаружена ошибка, исправьте ее, заштриховав неверный вариант ответа.
Опросник.
1. Больше всего удовлетворение в жизни дает:
А – Оценка работы;
В – Сознание того, что работа выполнена хорошо;
С – Сознание, что находишься среди друзей.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел быть:
А – Тренером, который разрабатывает тактику игры;
В – Известным игроком;
С – Выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями являются те, которые:
А – Имеют индивидуальный подход;
В – Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
С – Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения;
4. Курсанты оценивают как самых плохих преподавателей тех, которые:
А – Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;
В – Вызывают у всех дух соревнования;
С – Производят впечатление, что предмет, который они преподают, им не интересен.
5. Я рад, когда мои друзья:
А – Помогают другим, когда для этого представляется случай;
В – Верны и надежны;
С – Интеллигентны и у них широкие интересы.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
А – С которыми складываются хорошие взаимные отношения;
Б – Которые могут больше, чем я;
С – На которых можно надеяться.
7. Я хотел бы быть известным, как те:
А – Кто добился жизненного успеха;
В – Кто может сильно любить;
С – Кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.
8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:
А – Научным работником;
В – Начальником;
С – Опытным летчиком.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А – Игры с друзьями;
В – Успехи в делах;
С – Когда меня хвалили.
10. Больше всего мне не нравится, когда я:
А – Встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;
В – Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения;
С – Когда меня критикует мой начальник.
11. Основная роль школы должна быть заключена в:
А – Подготовке учеников к работе по специальности;
В – Развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
С – Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Мне не нравятся коллективы, в которых:
А – Недемократическая система;
В – Человек теряет индивидуальность в общей массе;
С – Невозможно проявление собственной инициативы.
13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А – Для общения с друзьями;
В – Для любимых дел и самообразования;
С – Для беспечного отдыха;
14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:
А – Работаю с симпатичными людьми;
В – У меня работа, которая меня удовлетворяет;
С – Мои усилия достаточно вознаграждены.
15. Я люблю, когда:
А – Другие ценят меня;
В – Чувствую удовлетворение от выполненной работы;
С – Приятно провожу время с друзьями.
16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
А – Отметили дело, которое я выполняю;
В – Похвалили меня за мою работу;
С – Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.
17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:
А – Имел ко мне индивидуальный подход;
В – Стимулировал меня на более интенсивный труд;
С – Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.
18. Нет ничего хуже, чем:
А – Оскорбление личности, достоинства;
В – Неуспех при выполнении важной задачи;
С – Потеря друзей.
19. Больше всего я ценю:
А – Личный успех;
В – Общую работу;
С – Практические результаты.
20. Очень мало людей:
А – Действительно радуются выполненной работе;
В – С удовольствием работают в коллективе;
С – Выполняют работу по-настоящему хорошо.
21. Я не переношу:
А – Ссоры и споры;
В – «Отметание» всего нового;
С – Людей, ставящих себя выше других.
22. Я хотел бы:
А – Чтобы окружающие считали меня своим другом;
В – Помогать другим в общем деле;
С – Вызывать восхищение других.
23. Я люблю начальство, когда оно:
А – Требовательно;
В – Пользуется авторитетом;
С – Доступно.
24. На работе я хотел бы:
А – Чтобы решения принимались коллективно;
В – Самостоятельно работать над решением проблем;
С – Чтобы начальник признал мои достоинства.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
А – Об искусстве хорошо уживаться с людьми;
В – О жизни известного человека;
С – Типа «сделай сам».
26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:
А – Дирижером;
В – Солистом;
С – Композитором.
27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:
А – Смотря детективные фильмы;
В – В развлечениях с друзьями;
С – Занимаясь своим увлечением (хобби).
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
А – Выдумал интересный конкурс;
В – Выиграл бы в конкурсе;
С – Организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать:
А – Что я хочу сделать;
В – Как достичь цели;
С – Как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
А – Другие были довольны им;
В – Выполнять прежде всего свою задачу;
С – Не нужно было его укорять за работу.