Открытое письмо к читателям. 21 страница
О ней не сохранилось почти никаких сведений; единственное и наиболее подробное описание ее способностей принадлежит профессору Хайслопу[295]. Говорят, что она неоднократно подвергалась проверкам со стороны «ученых, врачей и других специалистов», всегда относилась к этому с пониманием и с готовностью проходила все тесты. Эти люди так и не смогли обвинить ее в мошенничестве, но и не торопились оповещать о ее способностях весь мир. Хайслоп же отнесся к ним с большим интересом, особенно после того, как один известный американский фокусник признался ему, что сам убедился в реальности ее психических сил, и в 1916 году Хайслоп отправился в Огайо.
Приведенное ниже необычное заявление он сделал, еще ничего не зная об участии эктоплазмы в процессе образования голосов. Он пишет:
«Громкость звука в некоторых случаях исключала предположения о том, что звуки, доносившиеся из трубы, производились чьими-то голосовыми связками. Я слышал звуки на расстоянии 20 футов от себя, но мог слышать их и на расстоянии 40–50 футов, хотя губы миссис Блэйк все время оставались неподвижными.
До сих пор нет никаких убедительных гипотез для объяснения этого явления. Магическое слово „дух“ вряд ли сможет удовлетворить рядового ученого, который хочет докопаться до материальной основы явления, и в первую очередь его интересует, не использовались ли при этом механические орудия?
Возможно, духи, действительно, главные инициаторы этих событий, но существуют промежуточные стадии процесса, которые требуют дополнительного исследования. Эти стадии порождают еще большую неразбериху, чем признание того, что за всем этим стоят духи… Образованному человеку трудно себе представить, каким образом духи могут производить механические действия без использования механического инструмента?».
По этому поводу никто не мог дать четких объяснений, зато духи продолжали с завидным постоянством посылать их с того света. Профессор Хайслоп хотел удостовериться, что связь, существующая между голосами и их источником, не менее поразительна, чем почти идентичные ответы духов на его вопросы, полученные им через разных медиумов.
Доктор Л. В. Гатри, управляющий приютом в Хантингдоне (штат Вирджиния) и медицинский консультант миссис Блэйк, был уверен в ее особом даре. Он писал:
«Я проводил с ней сеанс в своем офисе, а также на веранде, на свежем воздухе, а однажды даже в экипаже, по дороге к дому. Она неоднократно предлагала мне провести сеанс с использованием лампового стекла вместо оловянной трубки. Я помню, как она принимала сообщения духов, и рука ее сжимала конец оловянной трубки»[296].
Доктор Гатри приводит два случая, происшедшие с миссис Блэйк, когда информация, полученная ею, была неожиданна не только для нее, но и для всех присутствующих на сеансе:
«Одна из моих сотрудниц — молодая леди, чей брат поступил на службу в армию и отправился на Филиппины, очень хотела получить от него весточку и постоянно писала ему письма, которые отправляла через одну компанию на Филиппинах, но ни разу не получала от него ответа. Она обратилась к миссис Блэйк и имела беседу с духом своей матери, которая умерла несколько лет назад. Дух матери посоветовал ей отправить письмо на имя некоего С., и тогда, дескать, она обязательно получит ответ. Девушка сделала это и действительно через два-три дня получила ответ от своего брата, так как он, как выяснилось, вернулся с Филиппин домой, но не успел еще оповестить своих родных».
Следующий пример еще более поразителен:
«Одна моя знакомая происходила из известной американской семьи. Тело ее деда было найдено у подножия высокого моста, с которого он упал и разбился насмерть. Она встретилась с миссис Блэйк несколько лет спустя после этого трагического случая.
В момент встречи она не думала о своем деде и была очень удивлена, когда его дух поведал ей, что вовсе не упал с моста в состоянии опьянения, как это зафиксировано в официальных документах. Он рассказал о том, что был убит двумя мужчинами, напавшими на его кабриолет. Разбойники ограбили его, привязали к ногам мешок с песком и выбросили его с моста. Затем дух рассказал обо всех подробностях этой роковой встречи. Полученная информация позволила в дальнейшем разыскать убийц и арестовать их».
Многие из участников сеансов миссис Блэйк отмечали, во-первых, что голоса духов раздавались словно эхо в то же самое время пока звучал голос леди-медиума, и во-вторых, что духи сохраняли присущие только им интонации и имена на протяжении многих лет. Хайслоп приводит детальное описание случая, происшедшего с миссис Блэйк, когда потусторонний голос помог подобрать правильную цифровую комбинацию и открыть сейф к изумлению всех присутствующих.
Среди современных говорящих медиумов в Англии можно отметить миссис Робертс Джонсон, миссис Бланш Купер, Джона К. Слоана, Уильяма Феникса, миссис Дансмор, Ивена Пауэлла — известного медиума из Уэльса — и мистера Поттера.
Мистер Х. Деннис Брэдли приводит подробное описание речевого медиумизма Джорджа Валентайна — известного американского медиума. Мистер Брэдли сам получал голосовые сообщения на заседании домашнего кружка, без участия профессионального медиума. Невозможно описать словами ту самоотверженность и преданность, с которой мистер Брэдли относился к работе, проводимой им на благо психической науки. Если бы полнота наших знаний зависела от тех доказательств, которые приведены в его книге, то их было бы вполне достаточно для любого мыслящего человека[297].
Следует отвести несколько страниц для рассказа о самых убедительных доказательствах, составляющих предмет особой гордости спиритизма — о слепках, снятых с эктоплазматических фигур, или, другими словами, с материализованных форм. Первым, кто исследовал это направление, был Уильям Дентон — автор книги «Секреты природы», опубликованной в 1863 году и посвященной психометрии[298]. В 1875 году он работал в Бостоне с медиумом Мэри М. Харди, применяя методы, впервые предложенные Рите и Гелеем и опробованные ими в Париже. Дентон провел публичные демонстрации в Пейн-холле, где получил из расплавленного парафина слепки лица духа. Существовали и другие медиумы, получавшие слепки и отливки: миссис Фирман, доктор Монк, мисс Фаерлэмб (впоследствии миссис Меллон) и Уильям Иглинтон. Тот факт, что те же самые результаты были получены позднее на парижских заседаниях, подтверждают их значимость. Мистер Уильям Оксли из Манчестера описал, как 5 февраля 1876 года он получил прекрасный восковой слепок дамской руки. Впоследствии он сравнил его с восковым слепком руки миссис Фирман — женщины-медиума, в присутствии которой проходил сеанс: слепки рук двух милых дам не совпадали. На этом сеансе руки миссис Фирман были буквально опутаны шнурком от ее нитяной сумочки, тянувшимся от талии. Этот факт, казалось бы, мог отвести от нее подозрение в мошенничестве, тем более, что полученные слепки сохраняли тепло, а значит, не были внесены в комнату до начала эксперимента. Однако мы не можем утверждать, что на сеансе принимались все необходимые меры предосторожности для того, чтобы не допустить подлога. В следующий раз были получены отливки ступней, причем, и в первом, и во втором случаях отверстия в местах запястий и лодыжек оказались настолько узкими, что трудно было представить, как можно вынуть оттуда конечности. Вполне естественно, что первое объяснение, которое приходило на ум — это процесс дематериализации духа, при котором он мог свободно покинуть свои «восковые кандалы».
Результаты, полученные доктором Монком, подняли волну критики. Оксли экспериментировал с ним в Манчестере и добился тех же результатов, что и с миссис Фирман. На этом сеансе были получены отливки с двух разных фигур. Оксли так отзывался об этих экспериментах:
«Значение этих гипсовых отливок невозможно переоценить. Что касается остальных спиритических проявлений, вызывающих скептицизм и подозрения, то можно придавать серьезное значение только тем явлениям, которые признаются как достоверные. Слепки этих ног и рук — факты достоверные и неоспоримые. В настоящий момент остается потребовать от людей науки, художников и насмешников обнародовать тайну их происхождения».
Вызов был принят, и знаменитый фокусник Гудини, а за ним и великий анатом сэр Артур Кейт согласились изготовить восковые копии собственных ладоней. Результаты, полученные с огромным трудом, только подчеркнули уникальность того, что они попытались скопировать.
На сеансе Иглинтона, описанном доктором Николсом — биографом братьев Дэвенпорт, были получены прекрасные слепки рук. Одна из дам, присутствовавших на сеансе, признала в одной из отливок руку своей маленькой дочери, которая утонула в Южной Африке в возрасте пяти лет.
Возможно, что наиболее законченные и убедительные из всех отливок удалось получить Эпесу Сардженту совместно с медиумом миссис Харди, о которых мы уже упоминали в связи с экспериментами Дентона. Приводим его заключение без сокращений:
«Наши выводы заключаются в следующем:
1. Гипсовые отливки рук в натуральную величину прекрасного качества были получены в закрытом ящике посредством некоей неизвестной доселе силы, проявляющей интеллектуальную и физическую активность.
2. Условия экспериментов устанавливались независимо от степени доверия к доброму имени медиума, хотя истинность ее медиумических способностей полностью подтверждалась результатами экспериментов.
3. Условия были достаточно простыми и жесткими настолько, чтобы полностью исключить все возможности обмана и подделок. Таким образом, наши заключения о результатах экспериментов можно считать окончательными и достоверными.
4. Факты, давно известные исследователям, такие как неуловимая материализация рук духов, их способность становиться видимыми и ощутимыми, получали подтверждение при повторных экспериментах.
5. Эксперименты по получению гипсовых отливок и спиритическая фотография служат объективным доказательством действия духовных сил и представляют собой прочную основу для дальнейшего научного исследования.
6. Ответ на вопрос: „Как можно получить отливки внутри ящика?“ ведет к рассмотрению более глобального вопроса о философии будущего, о проблемах психологии и физиологии и открывает новую точку зрения на тайные силы и высшее предназначение человека».
Отчет подписали семь добропорядочных граждан.
Если читателя не смогли убедить все приведенные нами примеры, подтверждающие важное значение экспериментов по получению отливок и слепков, то ему следует ознакомиться с оценкой, которую дал этим экспериментам великий исследователь Гелей. Он получил сходные результаты на сеансах с участием медиума Клуски.
Доктор Гелей провел с Клуски Серию замечательных экспериментов по получению восковых слепков материализованных рук и описал результаты одиннадцати удачных сеансов[299]. Сеанс проходил при слабом освещении. Правая рука медиума удерживалась профессором Рише, а его левая рука — графом Потоки Ванночка, наполненная расплавленным воском, была помещена в теплую воду и стояла в двух футах от Клуски. Для проведения эксперимента воск был пропитан (что сохранялось в тайне от медиума) холестерином, чтобы исключить подмену.
Доктор Гелей пишет:
«Слабое освещение не позволяло нам ясно разглядеть происходящее; мы боялись пропустить тот момент, когда рука должна была погрузиться в расплавленный воск и послышится всплеск. Вся операция требовала два-три погружения. Рука погрузилась в ванночку, затем „вынырнула“ оттуда и, покрытая теплым воском, погрузилась снова, затем „вынырнула“ опять, дотронулась до руки исследователя и снова нырнула в расплавленный воск. После этой операции восковая „перчатка“, до сих пор сохраняющая тепло, но уже отвердевшая, была обнаружена нами подле руки одного из исследователей.
Таким образом были получены семь восковых слепков рук, один — ступни, и по одному — подбородка и губ. Воск, из которого они были отформованы, прошел проверку на содержание холестерина. Реакция оказалась положительной».
Доктор Гелей предъявил двадцать три фотографии слепков и гипсовых отливок, сделанных с них. Важно отметить, что на слепках просматривались мельчайшие складки кожи, ногти и кровеносные сосуды человеческой руки, которые никоим образом не совпадали с характеристиками руки медиума. Все попытки получить отливки, сходные с руками живых людей, потерпели неудачу. Опытные скульпторы и литейщики заявили, что они не знают методов, при помощи которых можно было бы изготовить восковые слепки, похожие на те, которые были получены на сеансах Клуски.
Гелей подвел итог:
«Попытаемся перечислить те выводы, к которым мы пришли при сравнении слепков материализованных конечностей, полученных нами на сеансах в Париже и Варшаве.
Мы убеждены, что этот процесс не контролировался самим медиумом, чьи руки удерживались нами; любые попытки мошенничества исключались.
1. Гипотеза о мошенничестве с использованием резиновой перчатки оказалась неприемлемой: такие попытки приводили к грубым и абсурдным результатам, которые даже не походили на имитацию.
2. Такую восковую „перчатку“ невозможно подделать, изготовив заранее. Был проведен специальный эксперимент, и все сразу отметили грубое качество подделки.
3. Использование болванки, заранее изготовленной из какого-либо растворимого материала и покрытой тонкой парафиновой пленкой, которая, будучи опущена в ведро с водой, бесследно исчезала, а парафиновый „футляр“ при этом оставался невредим, не соответствовало условиям эксперимента. На нашем сеансе просто не было ведра воды.
4. Теория о том, что живая рука (медиума или его ассистента) принимала участие в эксперименте, заранее отвергалась. Это невозможно сделать по нескольким причинам, одна из которых следующая: „перчатка“, полученная таким способом, должна была быть слишком толстой и твердой, из нее просто невозможно будет выдернуть руку, не разломав ее. Мы же получали очень тонкие и изящные восковые „перчатки“. Мы также сравнивали руки медиума и его ассистентов с полученными отливками, и они не совпадали. То же можно сказать и про размеры „перчаток“, которые были меньше нормальной человеческой руки.
В заключение стоит сказать о существовании гипотезы, будто бы „перчатки“ приносил на сеанс сам медиум. Эту гипотезу можно отбросить, так как мы втайне от медиума и его помощников добавляли в расплавленный воск химикаты, которые потом обнаруживали в полученных отливках.
Заключение экспертов-литейщиков категорично и окончательно» [300].
Мы исчерпали все доказательства, имеющиеся у нас для тех, кто скептически относится к экспериментам по получению восковых и гипсовых отливок. Можно считать подобные результаты непостижимыми, но человек даже средних способностей, ознакомившись с приведенными фактами, не сможет оспорить возможность получения отливок с эктоплазматических фигур.
Глава 21. Спиритизм во Франции, Германии и Италии
пиритизм во Франции и в других центрах латинской культуры отождествляется с именем Аллана Кардека, который предпочитал употреблять собственную терминологию и проповедовал веру в перевоплощение духа.
Ипполит Леон Денизар Ривай, избравший для себя псевдоним Аллан Кардек, родился в 1804 году в Лионе, где его отец служил адвокатом. В 1850 году, когда загадочные манифестации духов в Америке привлекли пристальное внимание всей Европы, Кар-Дек исследовал медиумические способности двух дочерей своего близкого друга.
Посредством сообщений, которые он получал от них, выяснил, что «духи, гораздо более развитые, чем те, с которыми он обычно общался через юных медиумов, снизойдут на него и готовы общаться с ним для того, чтобы помочь ему в выполнении предназначенной ему важной духовной миссии».
Он продолжил свои исследования, поставив перед предполагаемыми духами ряд вопросов, касающихся человеческого бытия, и при помощи хлопков и записи на планшете получил ответы, легшие в основу его будущей спиритической системы.
По прошествии двух лет непрерывного общения с духами он вдруг понял, что его мысли и убеждения полностью изменились. Он говорил:
«Полученные сообщения явились основой совершенно новой теории существования человечества, его судьбы и предназначения. Теория представлялась мне абсолютно рациональной и убедительной, удивительно понятной и ясной, не говоря уже о том, что она явно представляла большой интерес».
По воле духов, с которыми он общался, им овладела идея собрать полученные сведения и опубликовать их. Он должен был открыть миру новое учение — такова была миссия, предназначенная ему Провидением. Духи также предложили название для его книги — «Le Livre des Esprits»[301].
Она была написана в 1856 году, имела колоссальный успех и переиздавалась двадцать раз. Второе, переработанное издание книги вышло в 1857 году, став признанным учебником философии духов во всей Франции. В 1861 году Аллан Кардек издает «Книгу медиумов»; в 1864-м — «Евангелие в трактовке духов»; в 1865-м — «Рай и ад» и в 1867-м — «Генезис»[302]. В дополнение к перечисленным основным работам Кардек издал два небольших трактата, озаглавленных «Что такое спиритизм?» и «Спиритизм в доступном изложении»[303].
Мисс Анна Блэквелл, переводившая работы Аллана Кардека на английский язык, отзывалась о нем следующим образом:
«Он был человеком среднего роста, крепкого телосложения, с крупной круглой головой, правильными чертами лица, с ясными и серыми глазами. Он более походил на немца, чем на француза. Энергичный и настойчивый, он обладал спокойным темпераментом, был осмотрителен до прозаизма и невозмутим. Недоверчивый по природе и в силу своего образования[304], рассудительный, он обладал логическим и практическим складом ума; ему в равной степени были чужды мистицизм и излишняя восторженность… Основными его отличительными чертами являлись степенная и медлительная речь, скромные манеры, чувство собственного достоинства, порожденное его серьезным и целеустремленным характером; нетерпимость к нападкам на дело, которому он посвятил свою жизнь. Он безотказно принимал несметное количество посетителей со всего света, которые хотели приобщиться к его новому учению, терпеливо отвечал на их вопросы, разъяснял непонятное, предоставляя информацию о своих работах всем серьезным исследователям, разговаривая с ними свободно и с воодушевлением. Его лицо всегда озаряла приятная улыбка (как человек чрезвычайно сдержанный, он не имел привычки смеяться)».
Среди тех, кто посещал его, встречались люди с высоким положением в обществе, деятели литературы, искусства и науки. Не секрет, что император Наполеон III увлекался спиритизмом и неоднократно приглашал Кардека в Тюильри, где долго беседовал с ним, обсуждая «Книгу духов».
Кардек основал Общество психологических наук, собиравшееся каждую неделю в его доме для общения с духами посредством «пишущих медиумов». Он также основал ежемесячный журнал «Ля ревю спирит»[305], существующий до сих пор, который он редактировал вплоть до самой смерти в 1869 году. Незадолго до того он набросал план своих дальнейших исследований, который назвал «Совместная кампания по продолжению исследований Аллана Кардека». Это «предприятие» имело права на ведение коммерческой деятельности, получение пожертвований и даров, дальнейшее издание «Ля ревю спирит». После его смерти план продолжал успешно претворяться в жизнь.
Кардек считал, что слова «духовный», «спирит» и «спиритуализм» уже получили определенное значение. Поэтому он употреблял собственные термины — «спиритизм» и «спиритист». Философия спиритистов отражала его уверенность в том, что духовный прогресс человечества происходит благодаря целой серии инкарнаций, которые он называет «перевоплощениями». Духи совершенствуются благодаря тем испытаниям, которым они подвергаются в земной жизни. Но так, как она — лишь миг по сравнению с бесконечностью духовной жизни, то одного пребывания в этой жизни недостаточно для полного очищения духа. Поэтому дух столько раз покидает земную жизнь и снова в нее возвращается, сколько это необходимо для достижения такой цели. Число земных существований, через которые должен пройти каждый отдельный дух, остается неопределенным. Дух, прошедший все перевоплощения, необходимые для его очищения, более им не подвергается. Тогда он становится чистым духом и наслаждается высшим блаженством вечной жизни. При каждом перевоплощении дух приобретает все большие познания и опыт, которые способствуют его совершенствованию. Таким образом — возрождение есть средство для облагораживания духа. То, что дух приобретает во время земного существования, как в области знаний, так и в нравственной сфере никогда уже им не утрачивается. Переродившиеся духи населяют разные планеты Вселенной[306].
АЛЛАН КАРДЕК.
Кардек проводил свои исследования, общаясь с духами посредством вопросов и ответов, добывая таким образом материал для своих трудов. Много информации поступило и о перерождениях. На вопрос: «Какова цель перевоплощения духов?» был получен следующий ответ: это — необходимость, предопределенная Всевышним для достижения совершенства. Для некоторых из них это — искупление, для других — миссия. Для достижения совершенства необходимо пройти через все превратности земного существования. Это испытание имеет целью искупление и приносит неоспоримую пользу. Перевоплощение имеет и другую цель — участие духа в созидательной деятельности, для чего он принимает форму земного существа, живущего в гармонии с государственным устройством каждого мира, в который он попадет и согласно которому он выполняет особую работу в том мире, который был определен ему Божественным Провидением. Он должен внести свой собственный вклад во имя общего блага, тем самым преследуя цель собственного совершенствования.
Английские спириты не смогли выразить общее мнение по поводу «перевоплощения». Некоторые из них разделяли взгляды Кардека, но большинство — нет. Они сходились только в одном, что истинность теории Кардека невозможно было доказать, поэтому авторитеты английского спиритизма предпочитали не принимать во внимание его воззрения. Мисс Анна Блэквелл, поясняя эту позицию, считала, что мнение остальных европейских спиритов было более благосклонно по отношению к теории Кардека.
Англичане же, по ее словам, «обычно склонны принимать во внимание уже получившие признание теории, которые подтверждены фактами».
Мистер Томас Бревиор (Шортер), один из редакторов журнала «Спиричуал мэгазин», обобщая мнение современных ему английских спиритов, писал:
«Когда к теории перевоплощений подошли с более научной точки зрения, опираясь на ряд очевидных фактов и используя форму изложения, более привычную для современного спирита, это явление сразу же удостоилось должного внимания и обсуждения. Но предоставим возможность строить воздушные замки любителям спекуляций; жизнь так коротка, а еще нужно успеть многое сделать. В том стремительном мире, в котором мы живем, нет времени для отдыха или подобных пустых занятий. Лучше провести отпущенный нам срок с пользой, в труде, отстаивая собственное мнение, чем тратить его на борьбу с чужими заблуждениями»[307].
Уильям Хоуит, один из столпов раннего английского спиритизма, до сих пор считается одним из самых яростных противников теории перевоплощения Кардека. Приведя цитату из книги Эммы Хардиндж Бриттен, которая утверждала, опираясь на сообщения, полученные через медиумов, что тысячи представителей загробного мира не согласны с этой теорией и не могут предоставить никаких доказательств существования этого явления, Хоуит пишет:
«Данная теория имеет общие корни со всеми существующими учениями о духовном Откровении. Если мы начнем сомневаться вообще в возможности общения с духами, приняв во внимание предлагаемые аргументы, то какое же место мы отведем спиритизму как таковому?
Если перевоплощение происходит в действительности, то — страшно представить — миллионы духов, входя в мир иной, должно быть, тщетно пытались разыскать своих родичей, детей и друзей… Доходил ли до нас с вами когда-либо хоть малейший слух об этом прискорбном событии, которое пришлось в таком случае пережить тысячам и десяткам тысяч духов, вступающим в общение с людьми? Никогда. Опираясь на вышесказанное, мы должны признать теорию о перевоплощении душ ложной, так как все, что исходит от сил зла, лишено истинности»[308].
Мистер Хоуит, однако, поддавшись страсти исследователя, забыл о том, что инкарнации разделяет определенный промежуток времени, и этот процесс регулируется волевым началом.
Его превосходительство Александр Аксаков в интереснейшей статье[309] дополняет список имен медиумов из окружения Аллана Кардека и приводит их краткие характеристики. Он также подчеркивает, что вера в теорию перевоплощения прочно утвердилась во Франции того времени, что подтверждает, труд М. Педзани «Многоликое существование»[310] и другие работы. Аксаков пишет:
«Совершенно ясно, что пропаганда теории самим Кардеком свидетельствовала о его сильной пристрастности: с самого начала „перевоплощение“ преподносилось не как рабочая гипотеза, а как догма. Чтобы поддержать это мнение, он бесконечное число раз обращался к пишущим медиумам, которые, как всем хорошо известно, психологически подвержены влиянию сомнительных идей — учение спиритизма порождало немало таковых. Через физических же медиумов, как правило, поступали гораздо более объективные сообщения, и они всегда противоречили доктрине о перевоплощении. Кардек вынашивал план всеобщего осуждения физических медиумов, ссылаясь при этом на их, якобы, низкие моральные качества. Нам не известны какие-либо другие экспериментальные методы, подтверждающие теорию Кардека. За двадцать лет своего существования ни сама теория, ни ее методы не продемонстрировали никакого прогресса, и потому полностью игнорировались англо-американским спиритизмом. Несколько французских физических медиумов, которые развивали свои медиумические способности без участия Кардека, никогда не упоминались им в своем журнале: они оставались неизвестными для спиритов всего мира только лишь потому, что их духи не поддерживали теорию перевоплощения».
Аксаков поясняет, что его заметки никоим образом не задевают теории перевоплощения, а только способствуют пропаганде этой теории под знаменем единого учения о спиритизме. Д. Д. Хоум в своем комментарии к статье Аксакова подвергает теорию перевоплощения духов колким нападкам. Он пишет: «В своей жизни я не раз сталкивался с подобными „перерожденцами“. Я имел удовольствие пообщаться по крайней мере с двенадцатью Мариями Антуанеттами, шестью-семью Мариями — королевами Шотландии, с призраками короля Луи и других королей, двадцатью Александрами Великими, мне осталось только поговорить по душам с Джоном Смитом. Я убедительно прошу вас, если вы встретите хоть одного такого, то поместите его в клетку как диковинку»[311].
Мисс Анна Блэквелл в своем обзоре основных трудов Кардека характеризует их следующим образом:
«„Книга духов“ доказывает существование психической силы, приводит ее отличительные признаки и рассматривает причины ее возникновения, а также природу отношений между этой силой и Вселенной, наставляя нас на путь Божественного Провидения.
„Книга медиумов“ описывает разнообразные методы общения между нашим и загробным мирами.
„Рай и ад“ раскрывает суть Божественного правосудия, рассматривая дьявольскую природу зла, как результат невежества, показывая путь дальнейшего просвещения и очищения человека.
„Евангелие в трактовке духов“ представляет собой комментарии к основным заповедям Христа, сопровождаемые описанием основных событий жизни Христа и сравнением их с современными проявлениями силы духов.
„Генезис“ подчеркивает согласие философии спиритизма с достижениями современной науки, и связь этой философии с разрозненными летописями событий, связанными с проявлением духов».
«Все эти работы, — пишет она, — свидетельствуют о большом влиянии европейских спиритов в формировании основ религиозной философии будущего — философии, существующей в гармонии с достижениями научных исследований в различных областях человеческих познаний; философии, распространяемой просвещенными духами, направляемыми самим Иисусом Христом».
Сопоставляя факты, автор пришел к выводу, что перевоплощение духов существует, но это явление не приобрело вселенского значения. Если не принимать во внимание точку зрения наших друзей — духов, вопрос все же касается нашего собственного будущего и, если мы не уверены в своем собственном будущем, то вполне возможно, что и духам приходится сталкиваться с подобными трудностями. Если задаться вопросом: «Где мы были до того, как родились?», то ответ совершенно очевиден: мы пребывали в стадии медленного перерождения, перемежающегося длительными периодами духовного существования. Если же у нас нет определенного ответа на данный вопрос, мы должны признать невозможность того, что мы были рождены в свое время для загробной жизни. Очевидно, что наше существование после смерти обуславливается прежним существованием. Естественным будет вопрос: «Почему же мы не помним прежних своих воплощений?». Мы можем отметить, что память о них могла бы самым невероятным образом усложнить нашу жизнь. Замкнутый круг прежних наших жизней постоянно оказывал бы на нас давление. По сути, все жизни одного человека можно представить в виде четок, нанизанных на одну нить. Эта теория, соединяющая в себе теософические взгляды и идеи восточной философии, находит подтверждение в понятии о Карме, которая отрицает конечность существования всего живого. Подтверждение ее правильности можно найти и в смутных воспоминаниях и ощущениях, которые порой трудно объяснить, но которые определенно пережиты в прошлой жизни. Известные эксперименты по гипнозу, проведенные французским исследователем полковником де Роша, могут считаться доказательством ее правильности. Объект эксперимента, находясь в состоянии транса, возвращался назад на несколько перерождений, однако самое первое из них не поддавалось определению и это вызывало подозрение, что последние перерождения можно было объяснить хорошей осведомленностью медиума. В то же время можно допустить, что когда требовалось решить особо сложные задачи или исправить собственные недостатки, то определенный дух использовал перерождения, как единственно возможное средство.