Стиля своей педагогической деятельности)
Инструкция: «Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, под-
ходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитав количество галочек в каждой колонке, Вы можете определить свой собственный стиль работы (колонка с максимальным количеством галочек)».
№ п/п | Вопросы | Варианты ответов | |||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | ||
Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да | |
Вы планируете урок лишь в общих чертах? | да | нет | да | нет | |
Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? | да | да | да | нет | |
Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | нет | да | да | Да | |
Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | нет | нет | |
Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? | нет | да | да | да | |
Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | Да | |
В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? | нет | нет | да | да | |
Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | Да | |
Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? | нет | нет | да | да | |
Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | Да | Да | нет | |
Вы часто меняете темы работы на уроке? | Да | да | нет | нет | |
Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | да | нет | Да | нет | |
Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | Да | нет | нет | нет | |
Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | нет | да | нет | нет | |
Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? | Да | Да | нет | нет | |
Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | да | да | нет | нет | |
Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да | |
Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | нет | да | нет | да |
Окончание
№ п/п | Вопросы | Варианть | ответов | ||
ЭИС | ЭМС | РИС | РМС | ||
Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | Да | да | да | |
Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? | да | нет | нет | нет | |
Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы? | да | да | да | нет | |
Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | нет | Да | |
Часто ли Вы контролируете знания учащихся? | нет | да | нет | да | |
Часто ли Вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да | |
Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | да | нет | Да | нет | |
Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? | да | да | да | нет | |
Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? | да | да | да | нет | |
Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | нет | нет | |
Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | нет | |
Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | нет | да | нет | да | |
Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | нет | да | нет | да | |
Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да |
Примечание. Наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в этой колонке.
Рекомендации по совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической деятельности
После того как Вы определили свой стиль преподавания, предлагаем Вам ознакомиться с общей характеристикой этого стиля. Затем сопоставьте, пожалуйста, выделенные особенности со спецификой процесса и результативностью Вашей деятельности. В случае совпадения на основе предлагаемых рекомендаций составьте индивидуальный план совершенствования своего стиля преподавания и приступайте к его вьшолнению. По истечении нескольких месяцев (в конце учебного года) оцените, насколько успешной ока-
залась эта работа. В случае необходимости обратитесь за помощью к своим коллегам.
Итак, в зависимости от выявленного стиля предлагаем Вам следующие рекомендации.
Эмоционально-импровизационный стиль
Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно преподать учебный материал, увлечь учеников преподаваемым предметом, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные формы и методы обучения. Ваши уроки отличает благоприятный психологический климат.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствие методичности (недостаточная представленность в Вашей деятельности закрепления и повторения учебного материала, контроля знаний учащихся). Возможно недостаточное внимание к уровню знаний слабых учеников, недостаточная требовательность, завышенная самооценка, демонстративность, повышенная чувствительность, что обусловливает Вашу чрезмерную зависимость от ситуации на уроке.
В результате у Ваших учеников стойкий интерес к изучаемому предмету и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями, недостаточно сформированными навыками учения.
Преодолеть эти недостатки в Ваших силах.
Рекомендуем Вам несколько уменьшить количество времени, отводимого объяснению нового материала; в процессе объяснения тщательно контролировать, как усваивается материал (для этого через определенные промежутки времени можно обращаться к учащимся с просьбой повторить сказанное или ответить на вопросы). Никогда не переходите к изучению нового материала, не будучи уверенным, что предыдущий усвоен всеми учениками. Внимательно относитесь к уровню знаний слабых учеников. Тщательно отрабатывайте весь учебный материал, уделяя большое внимание закреплению и повторению. Не бойтесь и не избегайте «скучных» видов работы — отработки правил, повторения.
Старайтесь активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а вызвать у них интерес к особенностям самого предмета.
Во время опроса больше времени отводите ответу каждого ученика, добивайтесь правильного ответа, никогда не исправляйте сразу ошибки: пусть ошибившийся сам четко сформулирует и исправит свой ответ, а Вы помогайте ему уточнениями и
дополнениями. Всегда давайте подробную и объективную оценку каждому ответу.
Повышайте требовательность. Следите, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно, без подсказок и подглядывания.
Старайтесь подробно планировать урок, выполнять намеченный план и анализировать свою деятельность на уроке.
Эмоционально-методичный стиль
Вас отличают очень многие достоинства: высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать учебный материал, умение активизировать учеников, возбудив у них интерес к особенностям предмета, умелое использование и варьирование форм и методов обучения.
В результате у Ваших учащихся прочные знания сочетаются с высокой познавательной активностью и сформулированными навыками ученика.
Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышенная самооценка, некоторая демонстративность, повышенная чувствительность, обусловливающие Вашу излишнюю зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся.
Рекомендуем Вам стараться меньше говорить на уроке, давая возможность в полной мере высказаться Вашим учащимся, не исправлять сразу неправильных ответов, а путем многочисленных уточнений, дополнений, подсказок добиваться, чтобы опрашиваемый сам исправил и оформил свой ответ. Собственные формулировки предлагайте лишь тогда, когда это действительно необходимо.
По возможности старайтесь проявлять больше сдержанности.
Рассуждающе-импровизационный стиль
Вы обладаете очень многими достоинствами: высоким уровнем знаний, контактностью, проницательностью, требовательностью, умением ясно и четко преподать учебный материал, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, объективной самооценкой, сдержанностью.
У Ваших учащихся интерес к изучаемому предмету сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками учения. Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: недостаточно широкое варьирование форм и методов обу-
чения, недостаточное внимание к постоянному поддержанию дисциплины на уроке.
Вы много времени отводите ответу каждого ученика, добиваетесь, чтобы он детально сформировал свой ответ, объективно оцениваете его, что повышает эффективность Вашей деятельности. В то же время подобная манера ведения опроса обусловливает некоторые замедленные темпы урока. Этот недостаток можно компенсировать, шире используя разнообразные методы работы.
Рекомендуем Вам чаще практиковать коллективные обсуждения, проявлять больше изобретательности в подборе увлекающих учащихся тем.
Рекомендуем проявлять больше нетерпимости к нарушениям дисциплины на уроке. Сразу и строго потребуйте тишины на каждом уроке, и в конечном счете Вам не придется делать такого количества дисциплинарных замечаний.
Рассуждающе-методичный стиль
Вы обладаете многими достоинствами: высокой методичностью, внимательным отношением к уровню знаний всех учащихся, высокой требовательностью.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать у учеников интерес к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, предпочтение репродуктивной, а не продуктивной деятельности учащихся, нестабильное эмоциональное отношение к учащимся.
В результате у Ваших учащихся сформированные навыки учения и прочные знания сочетаются с отсутствием интереса к изучаемому предмету. Пребывание на Ваших уроках для многих из них томительно и не всегда интересно. На Ваших уроках нередко отсутствует благоприятный психологический климат.
Преодолеть эти недостатки в Ваших силах.
Рекомендуем Вам шире применять поощрения хороших ответов, менее резко порицать плохие. Ведь от эмоционального состояния Ваших учащихся в конечном счете зависят и результаты их обучения.
Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, шире варьировать разнообразные формы занятий. Если Вы преподаете иностранный язык, не ограничивайтесь лишь репродуктивными видами работы: заучиванием наизусть текстов, зазубриванием правил. Если Вы будете использовать только их, то Ваши уча-
щиеся потеряют интерес к предмету, а самое главное — их будет отличать слабая ориентация в языке. Старайтесь использовать различные упражнения для активизации навыков речи: ситуативные диалоги, языковые игры, песни, стихотворения, диафильмы.
Если Вы преподаете гуманитарные предметы, почаще практикуйте коллективные обсуждения, выбирайте для них темы, которые могут увлечь учащихся.