Резюме по второй части
Группа помогает:
· Почувствовать себя «нормальным» среди других,
· Приобрести информацию, знания, навыки,
· Получить опыт доверия и успешного общения с другими,
· Опробовать новые модели и образцы поведения, образ мыслей,
· Косвенно решить свои проблемы, наблюдая за другими,
· Получить помощь и поддержку от многих людей,
· Подружиться, завязать контакты,
· Добиться результатов быстрее, чем в индивидуальной работе.
Группы можно разделить на:
· Коррекционные (психотерапевтические),
· Личностного роста и развития,
· Обучающие.
Причем психокоррекция и личностный рост — это движение в одном и том же направлении. Психокоррекция однажды становится личностным ростом, а личностный рост часто начинается с решения проблем.
Схема коррекционной работы в группе аналогична схеме индивидуальной коррекционной работы. В группе также есть установление контакта, выявление сути, формирование образа результата, коррекционная фаза и завершение. Выполняется все это с учетом особенностей групповой работы.
Начинать вести группу стоит так, как если бы вы продолжали это делать.
Мотивировать на работу с вами как с ведущим можно:
· Предоставив участникам возможность выбирать ведущего,
· Отождествляя ведущего с темой работы группы,
Представляясь, важно:
· Учитывать пять уровней и четыре типа пространственного расположения участников,
· Поддерживать личный контакт, контакт глаз,
В первые полторы минуты нужно сказать:
· Приветствие группе,
· Свое имя,
· Что вы из себя представляете применительно к теме работы группы,
· Чем вы можете помочь, быть полезным группе.
Первые указания должны быть:
· Простыми и легкими для исполнения,
· Понятными,
· Иметь отношение к организации работы группы.
Подстройка к группе осуществляется:
· Подстройка по целям и ценностям;
· Подстройка по ритму;
· Подстройка по эмоциональному фону.
Групповая динамика включает в себя представление о стадиях развития группы, ролевом распределении, формировании целей и норм группы. При этом:
· Роли распределяются на стадии конфликта,
· Конфликт происходит вокруг установления целей и норм группы,
· Динамика группы может быть перезапущена при возниконовении события, изменяющего любой из факторов, формирующих эту динамику: состав группы, цели группы, время и место работы группы.
Ведущий может не только учитывать, но и управлять ходом групповой динамики, исходя из целей группы.
В ходе работы ведущий может столкнуться с групповыми сопротивлениями по типу:
· Привлечения внимания,
· Борьбы за власть,
· Личных нападок,
· Демонстрации беспомощности.
Место и роль ведущего в группе изменяется в зависимости от содержания групповой работы и ситуации в групповой динамике.
Принято выделять стили руководства группой:
· Авторитарный,
· Либеральный,
· Демократический.
При этом не существует «лучшего» стиля, а есть наиболее подходящий для сиюминутных задач группы.
К навыкам, желательным для работы ведущим, мы относим:
· Внутреннее спокойствие,
· Владение техникой общения,
· Артистизм.
Внутреннее спокойствие при этом достигается с помощью:
· Саморефлексии;
· Саморегуляции;
· Якорения нужного состояния;
· Паузы.
Техника общения включает:
· наблюдение за изменениями;
· подстройку и установление контакта;
· активное слушаение;
· поддерживающее слушание;
· эмоциональное отражение;
· навык точных вопросов,
· речевые техники,
· якорение.
Артистизм служит для передачи группе того или иного эмоционального состояния. Это может быть достигнуто с помощью:
· подстройки и ведения,
· эмоционального заражения,
· специального поведения ведущего,
· создания ситуации, которая способствовала бы возникновению нужных эмоций.
Важно помнить, что эмоции в группе вызываются не ради самих эмоций, а с целями:
· Изменения эмоционального фона группы или отдельных участников;
· Аргументации от эмоций;
· Формирования мотивации;
· Обучения.
Формирование содержания групповой работы начинается с ответов на вопросы:
· Что я могу предложить?
· Зачем это мне, как ведущему?
· Зачем это будущим участникам группы?
Будущим участникам может быть интересно:
· решение проблем и получение выгод;
· развитие и личностный рост;
· обучение.
Основная схема содержания работы группы иерархически создается на основе простого цикла:
· введение,
· основная часть,
· завершение.
Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают:
· Собственно упражнения;
· Игры;
· Ролевые отыгрыши;
· Индивидуальная работа;
· Обсуждения;
· Мозговые штурмы;
· Конкурсы и соревнования;
· Групповые трансы;
· Лекции;
· Демонстрации и примеры.
Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы).
Упражнение создается на основе следующей схемы:
· Поставить четкую цель упражнения;
· Представить себе реальные ситуации и поведение;
· Выявить внутреннюю структуру;
· Упорядочить эту модель;
· Составить четкую инструкцию;
· Подготовить соответствующую настройку;
· Продумать возможные варианты итогового обсуждения-осмысления;
· Провести несколько раз в «пилотном» режиме;
· Подробно прописать весь текст;
· Проводить.
Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем:
· Любовь,
· Злость,
· Добро,
· Несчастье.
При проведении обсуждения ведущему нужно обращать внимание на:
· Осмысление предшествующего материала,
· Использование речевых техник,
· Утилизацию случайных реплик,
· Сохранение роли «третейского судьи» и эксперта,
· Правила организации дискуссии,
При групповом наведении транса нужно следовать схеме:
· Фиксация внимания,
· Перевод фокуса внимания,
· Диссоциация сознательных и бессознательных процессов,
· Углубление трансового состояния,
· Утилизация (использование) трансового состояния,
· Выведение из трансового состояния.
Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы.
Ведущие могут работать в паре:
· Когда один из них ассистирует,
· Когда ведущие работают попеременно,
· Когда ведущие работают вместе.
Если ведущие работают вместе, желательно:
· Говорить «вперехват»,
· Выражать согласие с партнером,
· Использовать образ «мы»,
· Согласовать мировоззрение,
· Привыкнуть к партнеру.
Завершая работу с группой, нужно:
· Зафиксировать результаты работы;
· Передать ощущение успеха,
· Отпраздновать!
Когда мы говорим о работе психолога, мы помним о возможности привести себя в состояние личностного благополучия и пользоваться своими особенностями для создания личного профессионального стиля. Мы исходим из того, что становление психолога основывается не только на его профессиональном росте, но и на личностном развитии.
Когда мы говорим о таланте психолога, мы имеем в виду искренний интерес к людям вообще, ко всем окружающим.
Когда мы описываем правила и технику работы, мы не предполагаем, что можно и нужно работать только так. Если уважаемые коллеги станут работать как-то совершенно иначе, получая при этом сходные или лучшие результаты, мы будем только рады.
Литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999
Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. М.: КСП+, 1999
Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация. Воронеж: НПО "Модек", 1999
Андреас С., Андреас К. Сердце разума. М.: 2001
Андреас С., Герлинг К., Халбом Т. и др. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М.: 2000
Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия, СПб.: Речь, 2000
Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж: НПО "Модек", 1995
Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз: практическое руководство. М.: Класс, 1999
Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. НПО "Модек", 2000
Бендлер Р., Гриндер Д. Трансформация. Сыктывкар: Флинта, 1999
Бендлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Симферополь: Реноме, 1999
Бендлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. М., 1999
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994
Берн Э. Игры, в которае играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Университетская книга, 1998
Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организации групп. Екатеринбург: Литур, 2000
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992
Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб.: Светоч, 1994
Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000
Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. М.: Алитейа, 1999
Вилсуорт М.Ф. Вилли и его друзья. Воронеж: НПО "Модек", 1995
Витакер Д.С. Группы, как инструмент психологической помощи. М.: Класс, 2000
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999
Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, СПб., 1994
Гиллиган С. Терапевтические трансы: руководство по эриксоновской гипнотерапии. М.: Класс, 1999
Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз: практическое руководство. М., 2001
Гордон Д., Мейрс-Андерсон М. Секреты психотерапии Милтона Эриксона. М., 1997
Гордон Д.Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995
Горин С.А. НЛП: техники россыпью. М.: КСП+, 2000
Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологичекие механизмы. СПб.: Знание, 1999
Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Екатеринбург, 1998
Гриндер Д., Бэндлер Р. Рефрейминг. Воронеж: НПО "Модек", 1995
Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. Москва: КААС, 1995
Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001
Делозье Д., Холландер Я., Врица П. и др. Мастерство, новый код и системное НЛП. М.: 1998
Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП: ключи к личностному развитию. М.: КСП+, 2000
Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Класс, 1997
Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2000
Дилтс Р. Стратегии гениев (в 3 т.). М.: Класс, 1998
Дилтс Р. Фокусы языка. СПб.: Питер, 2000
Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения в НЛП: стратегические модули и технологии успеха. Харьков: Зодиак, 2000
Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Яуза, 1996
Егидес А.П. Лабиринты общения. М.: ФилинЪ, 1999
Ермошин А.Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями. М.: Класс, 1999
Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия. М., 1999
Зейг Дж. К. (ред.) Семинар с доктором медицины с Милтоном Г. Эриксоном. Уроки гипноза. М.: Класс, 1994
Зейг Дж. К. Мастер гипноза. Психотерапевтические манипуляции Милтона Эриксона. Минск, 1998
Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000
Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999
Каммерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии. М.: 2000
Карелин А.А. Психология изменений. М.: КСП+, 2000
Кейд Б., О'Хэнлон В. Краткосрочная психотерапия. М.: 2001
Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планов: анализ психотерапевтических механизмов. М.: Класс, 1998
Кинг Н.Е. Цитренбаум Ч.Н. Экзистенциальная гипнотерапия. М.: Класс, 1998
Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993
Ковалев С.В. Перепрограммирование собственной судьбы. М.: КСП+, 2000
Ковалев С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция самотоятельных единиц сознания. Воронеж: НПО "Модек", 2001
Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999
Коледа С.В. Моделирование бессознательного. М., 1999
Кочунас Р. Основы психологического консультирования, М.: Академический проект, 1999
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проект, 2000
Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000
Кроль Л.М. Между живой водой и мертвой. М.: Класс, 1998
Кроль Л.М. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. М.: Класс, 1999
Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: Класс, 1993
Кроль Л.М., Пуртова Л.А. (сост.) Методы современной психотерапии. М.: Класс, 2001
Ксендзюк О. Трансформация личности, Одесса: Хаджибей, 1995
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997
Леонард Д., Лауд Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. М., 2000
Лой Ш. Психологический тренинг умений. СПб., 2001
Лэнктон К., Лэнктон С. Волшебные сказки: ориентированные на цель метафоры для лечения взрослых и детей. Воронеж: НПО "Модек", 1996
Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М.: КСП+, 1999
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997
Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж, 1994
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998
Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997
Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения. М., 2000
Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М.: Класс, 1999
Молден Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. М., 2000
Мэй Р. Искусство психологического консультирования, М.: Класс, 1994
Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. Питер, 2000
Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999
Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998
О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. Искусство системного мышления. К.: София, 2000
О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. НЛП и здоровье. Челябинск, 1998
О'Коннор Дж., Сеймур Д. НЛП-тренинг. Высшая ступень. М., 2000
Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000
Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М., 2001
Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М., 2001
Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии, М., 2001
Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: Петербург-21 век, 1997
Перлз Ф.С. Гештальт-семинары. М., 1998
Плигин А.А., Герасимов А.В. Руководство к курсу НЛП-практик, М.: КСП+, 2000
Польстер И. Обитаемый человек: терапевтическое исследование личности. М.: Класс, 1999
Польстер И. Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1999
Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М.: Алитейа, 1999
Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-Пресс, 2000
Райгородский Д.Я. (сост.) Психология масс. Самара: Бахрах-М, 2001
Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999
Рейнхард Л. Трансформация. М.: Либрис, 1997
Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000
Розен С. Гипнотические истории Милтона Эриксона для обучения и психотерапии. М, 1998
Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998
Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб.: Речь, 2000
Руффлер М. Игры внутри нас. М., 1998
Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999
Сеймур Д., О'Коннор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Челябинск: Версия, 1997
Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000
Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000
Смит М.Д. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1998
Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло или психотерапия в стиле дзен. М.: Класс, 1999
Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, М., 1998
Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. Воронеж, НПО "Модек", 1995
Трошихина Е.Г. (под ред) Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2001
Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия, М., 1997
Фаррелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Екатеринбург, 1996
Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999
Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000
Франкл В.Э. Психотерапия на практике. СПб.: Ювента, 1999
Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М.: Класс, 2001
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000
Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998
Харрис Т.А. Я-о'кей, ты-о'кей. М.: Смысл, 1997
Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1999
Хейли Дж. О Милтоне Эриксоне. М.: Класс, 1998
Хейли Дж. Терапия испытанием. М.: Класс, 1998
Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999
Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ. М.: Прогресс, 1993
Хрящева Н.Ю. (под ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2000
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 1999
Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999
Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М.: КСП+, 1999
Шибутани Т. Социальная психология, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999
Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 1999
Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М.: Класс, 1995
Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. М.: Класс, 1999
Эриксон М.Х. Стратегия психотерапии, СПб., 1999
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000
Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.: Класс, 1999
Япко М. Боль жизни. Техники эриксоновского гипноза и НЛП для краткосрочной психотерапии и депрессий. М., 1997