Резюме по второй части

Группа помогает:

· Почувствовать себя «нормальным» среди других,

· Приобрести информацию, знания, навыки,

· Получить опыт доверия и успешного общения с другими,

· Опробовать новые модели и образцы поведения, образ мыслей,

· Косвенно решить свои проблемы, наблюдая за другими,

· Получить помощь и поддержку от многих людей,

· Подружиться, завязать контакты,

· Добиться результатов быстрее, чем в индивидуальной работе.

Группы можно разделить на:

· Коррекционные (психотерапевтические),

· Личностного роста и развития,

· Обучающие.

Причем психокоррекция и личностный рост — это движение в одном и том же направлении. Психокоррекция однажды становится личностным ростом, а личностный рост часто начинается с решения проблем.

Схема коррекционной работы в группе аналогична схеме индивидуальной коррекционной работы. В группе также есть установление контакта, выявление сути, формирование образа результата, коррекционная фаза и завершение. Выполняется все это с учетом особенностей групповой работы.

Начинать вести группу стоит так, как если бы вы продолжали это делать.

Мотивировать на работу с вами как с ведущим можно:

· Предоставив участникам возможность выбирать ведущего,

· Отождествляя ведущего с темой работы группы,

Представляясь, важно:

· Учитывать пять уровней и четыре типа пространственного расположения участников,

· Поддерживать личный контакт, контакт глаз,

В первые полторы минуты нужно сказать:

· Приветствие группе,

· Свое имя,

· Что вы из себя представляете применительно к теме работы группы,

· Чем вы можете помочь, быть полезным группе.

Первые указания должны быть:

· Простыми и легкими для исполнения,

· Понятными,

· Иметь отношение к организации работы группы.

Подстройка к группе осуществляется:

· Подстройка по целям и ценностям;

· Подстройка по ритму;

· Подстройка по эмоциональному фону.

Групповая динамика включает в себя представление о стадиях развития группы, ролевом распределении, формировании целей и норм группы. При этом:

· Роли распределяются на стадии конфликта,

· Конфликт происходит вокруг установления целей и норм группы,

· Динамика группы может быть перезапущена при возниконовении события, изменяющего любой из факторов, формирующих эту динамику: состав группы, цели группы, время и место работы группы.

Ведущий может не только учитывать, но и управлять ходом групповой динамики, исходя из целей группы.

В ходе работы ведущий может столкнуться с групповыми сопротивлениями по типу:

· Привлечения внимания,

· Борьбы за власть,

· Личных нападок,

· Демонстрации беспомощности.

Место и роль ведущего в группе изменяется в зависимости от содержания групповой работы и ситуации в групповой динамике.

Принято выделять стили руководства группой:

· Авторитарный,

· Либеральный,

· Демократический.

При этом не существует «лучшего» стиля, а есть наиболее подходящий для сиюминутных задач группы.

К навыкам, желательным для работы ведущим, мы относим:

· Внутреннее спокойствие,

· Владение техникой общения,

· Артистизм.

Внутреннее спокойствие при этом достигается с помощью:

· Саморефлексии;

· Саморегуляции;

· Якорения нужного состояния;

· Паузы.

Техника общения включает:

· наблюдение за изменениями;

· подстройку и установление контакта;

· активное слушаение;

· поддерживающее слушание;

· эмоциональное отражение;

· навык точных вопросов,

· речевые техники,

· якорение.

Артистизм служит для передачи группе того или иного эмоционального состояния. Это может быть достигнуто с помощью:

· подстройки и ведения,

· эмоционального заражения,

· специального поведения ведущего,

· создания ситуации, которая способствовала бы возникновению нужных эмоций.

Важно помнить, что эмоции в группе вызываются не ради самих эмоций, а с целями:

· Изменения эмоционального фона группы или отдельных участников;

· Аргументации от эмоций;

· Формирования мотивации;

· Обучения.

Формирование содержания групповой работы начинается с ответов на вопросы:

· Что я могу предложить?

· Зачем это мне, как ведущему?

· Зачем это будущим участникам группы?

Будущим участникам может быть интересно:

· решение проблем и получение выгод;

· развитие и личностный рост;

· обучение.

Основная схема содержания работы группы иерархически создается на основе простого цикла:

· введение,

· основная часть,

· завершение.

Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают:

· Собственно упражнения;

· Игры;

· Ролевые отыгрыши;

· Индивидуальная работа;

· Обсуждения;

· Мозговые штурмы;

· Конкурсы и соревнования;

· Групповые трансы;

· Лекции;

· Демонстрации и примеры.

Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы).

Упражнение создается на основе следующей схемы:

· Поставить четкую цель упражнения;

· Представить себе реальные ситуации и поведение;

· Выявить внутреннюю структуру;

· Упорядочить эту модель;

· Составить четкую инструкцию;

· Подготовить соответствующую настройку;

· Продумать возможные варианты итогового обсуждения-осмысления;

· Провести несколько раз в «пилотном» режиме;

· Подробно прописать весь текст;

· Проводить.

Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем:

· Любовь,

· Злость,

· Добро,

· Несчастье.

При проведении обсуждения ведущему нужно обращать внимание на:

· Осмысление предшествующего материала,

· Использование речевых техник,

· Утилизацию случайных реплик,

· Сохранение роли «третейского судьи» и эксперта,

· Правила организации дискуссии,

При групповом наведении транса нужно следовать схеме:

· Фиксация внимания,

· Перевод фокуса внимания,

· Диссоциация сознательных и бессознательных процессов,

· Углубление трансового состояния,

· Утилизация (использование) трансового состояния,

· Выведение из трансового состояния.

Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы.

Ведущие могут работать в паре:

· Когда один из них ассистирует,

· Когда ведущие работают попеременно,

· Когда ведущие работают вместе.

Если ведущие работают вместе, желательно:

· Говорить «вперехват»,

· Выражать согласие с партнером,

· Использовать образ «мы»,

· Согласовать мировоззрение,

· Привыкнуть к партнеру.

Завершая работу с группой, нужно:

· Зафиксировать результаты работы;

· Передать ощущение успеха,

· Отпраздновать!

Когда мы говорим о работе психолога, мы помним о возможности привести себя в состояние личностного благополучия и пользоваться своими особенностями для создания личного профессионального стиля. Мы исходим из того, что становление психолога основывается не только на его профессиональном росте, но и на личностном развитии.

Когда мы говорим о таланте психолога, мы имеем в виду искренний интерес к людям вообще, ко всем окружающим.

Когда мы описываем правила и технику работы, мы не предполагаем, что можно и нужно работать только так. Если уважаемые коллеги станут работать как-то совершенно иначе, получая при этом сходные или лучшие результаты, мы будем только рады.

Литература

Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999

Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. М.: КСП+, 1999

Андреас К., Андреас Т. Сущностная трансформация. Воронеж: НПО "Модек", 1999

Андреас С., Андреас К. Сердце разума. М.: 2001

Андреас С., Герлинг К., Халбом Т. и др. Миссия НЛП: новейшие американские психотехнологии. М.: 2000

Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия, СПб.: Речь, 2000

Баркер Ф. Использование метафор в психотерапии. Воронеж: НПО "Модек", 1995

Беккио Ж., Жюслен Ш. Новый гипноз: практическое руководство. М.: Класс, 1999

Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменения. НПО "Модек", 2000

Бендлер Р., Гриндер Д. Трансформация. Сыктывкар: Флинта, 1999

Бендлер Р., Гриндер Д. Шаблоны гипнотических техник Милтона Эриксона с точки зрения НЛП. Симферополь: Реноме, 1999

Бендлер Р., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия и НЛП. М., 1999

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994

Берн Э. Игры, в которае играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Университетская книга, 1998

Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организации групп. Екатеринбург: Литур, 2000

Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб.: Братство, 1992

Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения. СПб.: Светоч, 1994

Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М., 2000

Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. М.: Алитейа, 1999

Вилсуорт М.Ф. Вилли и его друзья. Воронеж: НПО "Модек", 1995

Витакер Д.С. Группы, как инструмент психологической помощи. М.: Класс, 2000

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999

Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999

Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, СПб., 1994

Гиллиган С. Терапевтические трансы: руководство по эриксоновской гипнотерапии. М.: Класс, 1999

Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз: практическое руководство. М., 2001

Гордон Д., Мейрс-Андерсон М. Секреты психотерапии Милтона Эриксона. М., 1997

Гордон Д.Терапевтические метафоры. СПб.: Белый кролик, 1995

Горин С.А. НЛП: техники россыпью. М.: КСП+, 2000

Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологичекие механизмы. СПб.: Знание, 1999

Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Екатеринбург, 1998

Гриндер Д., Бэндлер Р. Рефрейминг. Воронеж: НПО "Модек", 1995

Гриндер Д., Бэндлер Р. Структура магии. Москва: КААС, 1995

Гриндер М., Лойд Л. НЛП в педагогике. М., 2001

Делозье Д., Холландер Я., Врица П. и др. Мастерство, новый код и системное НЛП. М.: 1998

Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП: ключи к личностному развитию. М.: КСП+, 2000

Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП. М.: Класс, 1997

Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2000

Дилтс Р. Стратегии гениев (в 3 т.). М.: Класс, 1998

Дилтс Р. Фокусы языка. СПб.: Питер, 2000

Дилтс Р., Халлбом Т., Смит С. Убеждения в НЛП: стратегические модули и технологии успеха. Харьков: Зодиак, 2000

Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Яуза, 1996

Егидес А.П. Лабиринты общения. М.: ФилинЪ, 1999

Ермошин А.Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями. М.: Класс, 1999

Завьялов В.Ю. Необъявленная психотерапия. М., 1999

Зейг Дж. К. (ред.) Семинар с доктором медицины с Милтоном Г. Эриксоном. Уроки гипноза. М.: Класс, 1994

Зейг Дж. К. Мастер гипноза. Психотерапевтические манипуляции Милтона Эриксона. Минск, 1998

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000

Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999

Каммерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо: НЛП в семейной терапии. М.: 2000

Карелин А.А. Психология изменений. М.: КСП+, 2000

Кейд Б., О'Хэнлон В. Краткосрочная психотерапия. М.: 2001

Келлерман П.Ф. Психодрама крупным планов: анализ психотерапевтических механизмов. М.: Класс, 1998

Кинг Н.Е. Цитренбаум Ч.Н. Экзистенциальная гипнотерапия. М.: Класс, 1998

Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Класс, 1993

Ковалев С.В. Перепрограммирование собственной судьбы. М.: КСП+, 2000

Ковалев С.В. Психотерапия личной истории и психокоррекция самотоятельных единиц сознания. Воронеж: НПО "Модек", 2001

Козлов Н.И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999

Коледа С.В. Моделирование бессознательного. М., 1999

Кочунас Р. Основы психологического консультирования, М.: Академический проект, 1999

Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. М.: Академический проект, 2000

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000

Кроль Л.М. Между живой водой и мертвой. М.: Класс, 1998

Кроль Л.М. Образы и метафоры в интегративной гипнотерапии. М.: Класс, 1999

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: Класс, 1993

Кроль Л.М., Пуртова Л.А. (сост.) Методы современной психотерапии. М.: Класс, 2001

Ксендзюк О. Трансформация личности, Одесса: Хаджибей, 1995

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997

Леонард Д., Лауд Ф. Ребефинг. Техника дыхательных трансов для психотерапии и самосовершенствования. М., 2000

Лой Ш. Психологический тренинг умений. СПб., 2001

Лэнктон К., Лэнктон С. Волшебные сказки: ориентированные на цель метафоры для лечения взрослых и детей. Воронеж: НПО "Модек", 1996

Любимов А.Ю. Мастерство коммуникации. М.: КСП+, 1999

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997

Макдональд В. Руководство по субмодальностям. Воронеж, 1994

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 1998

Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, 1997

Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2000

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Программы и структура поведения. М., 2000

Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М.: Класс, 1999

Молден Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими. М., 2000

Мэй Р. Искусство психологического консультирования, М.: Класс, 1994

Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб. Питер, 2000

Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999

Никитин В.Н. Психология телесного сознания. М.: Алетейа, 1998

О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. Искусство системного мышления. К.: София, 2000

О'Коннор Дж., Мак-Дермот Я. НЛП и здоровье. Челябинск, 1998

О'Коннор Дж., Сеймур Д. НЛП-тренинг. Высшая ступень. М., 2000

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2000

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000

Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М., 2001

Перлз Ф. Практика гештальт-терапии. М., 2001

Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии, М., 2001

Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра. СПб.: Петербург-21 век, 1997

Перлз Ф.С. Гештальт-семинары. М., 1998

Плигин А.А., Герасимов А.В. Руководство к курсу НЛП-практик, М.: КСП+, 2000

Польстер И. Обитаемый человек: терапевтическое исследование личности. М.: Класс, 1999

Польстер И. Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Класс, 1999

Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М.: Алитейа, 1999

Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М.: Аспект-Пресс, 2000

Райгородский Д.Я. (сост.) Психология масс. Самара: Бахрах-М, 2001

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000

Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999

Рейнхард Л. Трансформация. М.: Либрис, 1997

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994

Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: ЭКСМО-пресс, 2000

Розен С. Гипнотические истории Милтона Эриксона для обучения и психотерапии. М, 1998

Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998

Руководство по телесно-ориентированной терапии. СПб.: Речь, 2000

Руффлер М. Игры внутри нас. М., 1998

Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Ювента, 1999

Сеймур Д., О'Коннор Дж. Введение в нейро-лингвистическое программирование. Челябинск: Версия, 1997

Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000

Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2000

Смит М.Д. Тренинг уверенности в себе. СПб., 1998

Соколов Д.Ю. Лоскутное одеяло или психотерапия в стиле дзен. М.: Класс, 1999

Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия, М., 1998

Спаркс М. Начальные навыки эриксонианского гипноза. Воронеж, НПО "Модек", 1995

Трошихина Е.Г. (под ред) Тренинг развития жизненных целей. СПб.: Речь, 2001

Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия, М., 1997

Фаррелли Ф., Брандсма Д. Провокационная терапия. Екатеринбург, 1996

Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 1999

Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. СПб.: Речь, 2000

Франкл В.Э. Психотерапия на практике. СПб.: Ювента, 1999

Фридман Дж., Комбс Дж. Конструирование иных реальностей: истории и рассказы как терапия. М.: Класс, 2001

Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000

Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Минск, 1998

Харрис Т.А. Я-о'кей, ты-о'кей. М.: Смысл, 1997

Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. М.: Магистр, 1999

Хейли Дж. О Милтоне Эриксоне. М.: Класс, 1998

Хейли Дж. Терапия испытанием. М.: Класс, 1998

Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: Эксмо-Пресс, 1999

Хорни К. Невротическая личность нашего времени; самоанализ. М.: Прогресс, 1993

Хрящева Н.Ю. (под ред.) Психогимнастика в тренинге. СПб.: Речь, 2000

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Класс, 1999

Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 1999

Черепанова И.Ю. Дом колдуньи. Язык творческого бессознательного. М.: КСП+, 1999

Шибутани Т. Социальная психология, Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999

Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 1999

Эриксон М., Росси Э. Человек из февраля. М.: Класс, 1995

Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности. М.: Класс, 1999

Эриксон М.Х. Стратегия психотерапии, СПб., 1999

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996

Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000

Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.: Класс, 1999

Япко М. Боль жизни. Техники эриксоновского гипноза и НЛП для краткосрочной психотерапии и депрессий. М., 1997

Наши рекомендации