Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы
Кафедра педагогики и психологии
кафедра
Айварова Нина Геннадьевна
ф. и. о. автора
Методические указания к выполнению контрольной работы
Для студентов заочной формы обучения
Дисциплина Психология развития
название дисциплины
Направление 050400.62 - Психолого-педагогическое образование
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Курс 2
курс
Семестр 3 учебного года
осенний, весенний учебный год
Ханты-Мансийск
Содержание теоретического раздела дисциплины, необходимого для выполнения контрольной работы
№ п/п | Наименование разделов и их краткое содержание |
Модуль 1. Предмет и основные методологические положения психологии развития. | |
1. | Предмет и методы психологии развития. Выделение психологии развития в самостоятельную область психологии. Подходы к проблемке развития в основных психологических направлениях. |
2. | Развитие детства в истории общества. Детство как сложное социокультурное явление. Культурно-исторический характер детства. Закономерности развития детства по Д.Б. Эльконину. Исторические типы детства (В.Т. Кудрявцев). Современные психологи о психофизиологических особенностях современных детей. |
3. | Движущие силы психического развития.Факторные теории психического развития: теории нативизма, теории эмпиризма. Двухфакторные теории психического развития. |
4. | Мозг и психика. Развитие нервной системы в эмбриогенезе. Развитие основных блоков головного мозга в постнатальном онтогенезе. Созревание головного мозга как условие психического развития. Причины нарушения и снижение темпа психического развития. |
Модуль 2. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии | |
1. | Концепция психического развития ребенка З.Фрейда. Движущие силы психического развития. Развитие структуры личности. Развитие защитных механизмов. Стадии психосексуального развития. |
2. | Теория психосоциального развития личности Э.Эриксона. Основные понятия теории Эриксона. Психосоциальные стадии развития личности.. |
3. | Психическое развитие как проблема научения правильному поведению.Бихевиоризм о закономерностях детского развития. Классический бихевиоризм как наука о поведении. Теория Дж. Уотсона. Оперантное научение. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера. |
4. | Психическое развитие как проблема социализации. Теория социального научения.Социализация как центральная проблема концепций социального научения. Эволюция теорий социального научения. Феномен научения через наблюдение, через подражание. Социокультурный подход. |
5. | Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж.Пиаже. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже. Основные стадии развития интеллекта. |
Модуль 3. Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе в отечественной психологии. | |
1. | Культурно-исторический подход. Теория психического развития ребенка Л.С. Выготского. Основные закономерности психического развития ребенка. Учение о высших психических функциях. Проблема соотношения обучения и развития. |
2. | Проблема движущих сил и причин психического развития в деятельностном подходе. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики. Роль социальной среды и наследственности. Роль общения в психическом развитии ребенка. Роль деятельности. Понятие «ведущая деятельность». |
3. | Концепция психического развития Д.Б. Эльконина.Представление о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина. Психическое развитие в период раннего детства, в период детства в концепции Д.Б. Эльконина. |
Основные требования к выполнению, оформлению и защите контрольной работы
4.1. Большое значение для формирования профессиональных качеств специалиста имеет совокупность разнообразных форм, методов и средств обучения в системе профессиональной подготовки. Одной из таких форм является контрольная работа. Контрольная работа – основной вид самостоятельной деятельности студента по курсу психология и педагогика. Она способствует закреплению приобретённых навыков анализа научной литературы, приобретению и закреплению навыков систематизации и оформления соответствующего материала.
Основными целями контрольных работ являются:
- глубокое и всестороннее изучение избранной темы;
- развитие умения работать с литературными источниками;
- выработка умения критически анализировать педагогические явления;
- вооружение навыками научного изложения полученных результатов, грамотного оформления текста, научного аппарата.
При подготовке и написании контрольной работы желательно придерживаться данных рекомендаций, которые помогут выполнить эту работу более качественно. Обратите внимание на особенности работы на каждом этапе, на последовательность выполнения заданий.
Внимательно ознакомьтесь с требованиями к оформлению титульного листа, вариантам сносок на источники, списка использованной литературы.
4.2. Подготовка и выполнение контрольной работы
При подготовке и выполнении контрольной работы необходимо пройти несколько этапов:
I. Выбрав тему, необходимо подобрать литературу и обзорно познакомиться с ней для составления предварительного плана работы и вычленения основных идей, проблем, вопросов, подлежащих изучению. Работа должна опираться не менее чем на 5 источников, включая статьи в педагогической периодике.
II. Познакомившись обзорно с литературой, приступайте к разработке плана, который включает в себя:
1. Введение, в котором обосновывается тема, выявляется её актуальность и практическая значимость. При этом актуальность и значимость темы обосновываются социальными процессами, основными целями и задачами воспитания и образования. Для глубокого раскрытия темы рекомендуется описать историю развития проблемы (хотя бы кратко, если это возможно), назвать выдающихся деятелей науки, занимающихся данной темой. Далее необходимо дать краткий анализ и оценку имеющейся по теме литературы, показать, как разные авторы понимают суть проблемы.
2. Основная часть контрольной работы - это содержание самой проблемы. Она должна включать в себя пункты плана (3-4 пункта), раскрывающие основные идеи темы, теорию вопроса, понятий, категорий.
3. Заключение, в котором важно сосредоточить внимание на выводах и рекомендациях по теме, сконцентрировав в них основные идеи темы.
4. Список изученной литературы.
III. Приступайте к отбору материала. Изучение литературы сопровождайте выписками основных положений, фактов, цитат. Накопленные материалы систематизируйте по вопросам плана.
IV. Собрав и систематизировав материал, приступайте к написанию чернового варианта работы. Каждый вопрос разрабатывайте отдельно, четко очерчивая в нём основные идеи, положения, факты. Избегайте сплошного цитирования. Особое внимание обратите на выводы по каждому вопросу. Добивайтесь взаимосвязи рассматриваемых вопросов.
Введение, тем более заключение, должны быть краткими. Вопросы, раскрывающие тему - более обширными. Когда указанная работа будет проделана, сделайте литературную обработку текста, проверьте цитаты и правильность оформления ссылок на них, углубите выводы и обобщения. Перепишите контрольную работу.
Для поиска литературы используйте фонды всех доступных Вам библиотек.
3. Объём работы – 5-6 страниц печатного текста, формата А4, шрифт 14, 1,5 интервал, выравнивание по ширине.
4. Не переписывайте текст учебников или учебных пособий. Цитаты, использованные в тексте, должны быть взяты в кавычки с обязательной ссылкой на источник. Ссылки могут быть номерными (в квадратных скобках: порядковый номер источника, страницы).
5. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке по первой букве фамилии авторов или названия источников.
Примеры оформления
Сноски
1. «Традиционно в педагогике и в педагогической психологии работа с индивидуальностью понимается как влияние на школьника с учетом его индивидуальных особенностей» [12, 57], где 12 - номер источника по списку литературы, 57 - страница источника.
2. « К стилю педагогического руководства как стилю организации групповой деятельности примыкают стили общения воспитателей».*
В конце страницы:
"Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.: Новая школа, 1996. -С. 78.
Список литературы
Книги
1. Психология человека от рождения до смерти/ под ред. А.А. Реана. – ССПб., 2006. – 651 с.
2. Райс ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. – 624 с.
Статьи из сборников
1. Почечуева О.П. Применение тестов на уроке математики. /Наука, образование, производство: интеграции и новые технологии. - Тезисы докладов Сибирской научно-практической конференции. - Анжеро-Судженск, 1997. -С.40.
Статьи из журналов и газет
1.Божович Е.Д. Практик-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы.//Педагогика, 1991 №2-С 34-37.
2.Губанова Т. Типы школ России. / Учительская газета, 1992, №10-11 -С.7
4.3. Титульный лист следует оформить по следующему образцу: