Техника 3. Ресинтезирование ранних воспоминаний
Упражнение 1. Упражнение с образами
1.Попросите клиента представить себе реальную жизненную ситуацию, в которой он испытывает сильные эмоции. Потратьте на это некоторое время. Помогите клиенту для живости воображаемого использовать все ощущения. Когда сцена станет отчетливой, попросите его сфокусировать внимание на своем Центральном убеждении, гештальте, ориентире.
2- Проинструктируйте клиента, чтобы он сосредоточился на первом или самом раннем воспоминании, в котором он выработал свое убеждение. Когда возникнет эмоция, концентрируйтесь
исходной ситуации. Попросите его снова представить сцену
1 ЯСНо ее визуализировать. Клиенту может помочь произнесе-
1е своего ложного убеждения голосом ребенка или подростка,
3- Относительно деструктивных убеждений спросите своего лиента: «Какие ошибки есть в вашей интерпретации события?
1К вы могли его неверно воспринять? Что неправдоподобного Гов°рили вы себе? Почему ваша интерпретация была оши-чной? Кто или что навело вас на ложное восприятие?»
4. Обсудите вместе с клиентом то, что он оценивает настоящую ситуацию так же неверно, как неверно он оценил и прошлую.
5. Скорректируйте раннее ошибочное убеждение. Попросите клиента представить, как он переделывает ситуацию, при-держиваясь полезных, реалистических мыслей вместо того во что он верил изначально. Попросите его представить, как он ведет себя и чувствует по-другому, обладая другим образом мышления.
6. Наконец попросите клиента по-другому представить себе затруднения в настоящем. Исправьте ошибочное убеждение настоящего точно так же, как было «исправлено» прошлое.
Упражнение 2. Рабочий бланк для ресинтеза
Следующий рабочий лист (табл. 6.5) может вам пригодиться в процессе ресинтеза.
Таблица 6.5 г Рабочий бланк для ресинтеза
Ситуация в настоящем | |
Эмоциональная реакция | |
Сегодняшнее убеждение относительно текущей ситуации | |
Раннее воспоминание (предшествовавшие события) | |
Эмоциональная реакция | |
Ошибочное раннее убеждение | |
Исправленное раннее убеждение | |
Исправленное сегодняшнее убеждение |
1. Используйте основной список убеждений клиента и попросите его связать убеждения с ситуациями, в которых они проявляются. Каждую из этих ситуаций нужно записать в строке «Ситуация в настоящем» рабочего бланка. Убеждения, связанные с каждой ситуацией, должны быть перечислены в строке «Сегодняшнее убеждение».
9 Займитесь поисками критического опыта, который у кли- • та был до или во время раннего подросткового периода. Во-ервых, идентифицируйте события. Очень ранние события ва-клиенты могут помнить лишь смутно, но даже если имеются тслько фрагментарные ощущения и впечатления, попросите клиента как можно ярче их визуализировать. Зафиксируйте их на рабочем бланке.
3. Сформулируйте одним предложением ошибочное убеждение, которое явилось результатом каждого из этих событий. Занесите эти предложения в рабочий бланк.
4. После детальной дискуссии с клиентом скорректируйте каждую из ранних мыслей. Запишите эту информацию в рабочий бланк. Прежние ошибочные интерпретации ранних событий должны быть вычеркнуты, когда клиент найдет им корректное толкование. Замените все прежние ошибочные когни-ции, связанные с событиями.
5. Как только прежние иррациональности были скорректированы, помогите клиенту исправить тот иррациональный образ мышления, который у него есть на текущий момент.
6. Попросите клиента регулярно использовать рабочий бланк — находить ошибочные убеждения, идентифицировать их первоисточник, корректировать прежнюю неверную интерпретацию и затем принимать более функциональное убеждение в качестве руководства в своем настоящем.
Техника 4. Ресинтезирование семейных убеждений
Упражнение
1- Нарисуйте схему, изображающую основных членов семьи клиента. Перечислите их имена и возраст и отразите при помо-Щи стрелок важность для клиента отношений с ними. Проверьте, включили ли вы родителей, бабушек, дедушек или других членов семьи, имеющих на клиента значительное влияние.
'• Перечислите основные убеждения, принципы, ценности 1 Установки, которых придерживаются люди из схемы. Посмо-эите, нет ли убеждений, которые разделяют большинство чле-н°в семьи. "
"*■. Посмотрите, не можете ли вы свести эти принципы к не-*°льким центральным убеждениям.
4. Как семья привила эти центральные убеждения? Как ее члены поощрялись за исполнение этих принципов и как мака-зывались за их несоблюдение?
5. Опишите, в каких поступках семья вашего клиента отличается от других семей из-за своих убеждений? Сравните семейные убеждения с теми, что перечислены в основном списке убеждений клиента. Сколько из них соотносятся между собой? Зависимы ли они/схожи, противоположны или синергичны?
Техника 5. Выживание и убеждения Упражнение
1. Пересмотрите основной список убеждений клиента. Помогите ему решить, улучшает или ухудшает его способность решать специфические насущные и социальные проблемы приверженность таким мыслям.
2. Если какое-либо из убеждений клиента мешает ему, помогите ему спланировать стратегию изменения.
3. Если когда-то убеждение перестало быть полезным, помогите клиенту осознать перемену.
Метод 12. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
Техника 1. Ролевые игры
Упражнение
1. Используйте основной список убеждений клиента.
2. С помощью клиента составьте сопутствующий список аргументов к этим убеждениям. . ]
3. Проведите игровой диспут между рациональными и иррациональными мыслями, в котором клиент занимал бы рациональную позицию, а вы, терапевт, разыгрывали бы иррациональный аргумент.
Варианты
а) Терапевт играет роль человека, который учит клиента заведомо ложным идеям, а клиент в это время спорит как с человеком, так и с его убеждениями.
б) Используя технику пустого стула: попросите клиента проиграть обе стороны — иррациональную идею и контраргу*
генты, приводя доказательства за и против центрального убеж-.
Гения.
в) Помогите клиенту расчленить иррациональные убеждения на их составные части и разыграйте каждую из них, гои этом клиент их опровергает. Например, мысль: «Я могу потерять контроль над собой и опозориться перед всеми» — имеет много компонентов, которые можно проиграть. Терапевт может выступить в роли клиента, который хочет все контролиро-ватв, или который стыдится, или в роли тревожности клиента, сторонних наблюдателей, которые видят его смущение и т. д., в то время как клиент оспаривает каждый компонент.
г) В большинстве случаев будет.лучше, если терапевт смоделирует ролевую игру, прежде чем это попробует клиент.
Техника 2. Практика во внешней среде Упражнение
1. Перечислите все центральные убеждения клиента, связанные с его проблемой.
2. Обучите его всем аспектам применения скрытого изменения, опровержения, перцептивного сдвига или любых других когнитивных техник для изменения этих убеждений.
3. После того как вы обсудите это с клиентом, придумайте Для каждой иррациональной мысли способы проверки эффективности применяемых методов в реальных условиях.
4. Клиент после этого проводит испытания в реальных условиях и фиксирует результаты.
Техника 3. Изучение дневников и практика Упражнение
1. Попросите клиентов записывать все техники, которые показались им эффективными в качестве способов снижения тревоги или других негативных эмоций.
2- Пусть клиенты оценивают каждую технику по ряду Ю-балльных шкал: а) сила эмоции до работы с техникой; б) си-Ла и эффективность техники; в) продолжительность использования техники; г) сила эмоций после применения техники.
3. Лучшие техники — те, которые устраняют сильные негативные эмоции. Клиенты должны особенно тщательно и вни-
мательно делать записи о тех техниках, которые устраняют или снижают интенсивность приступов тревоги и тяжелых депрессивных эпизодов.
4. После того как было собрано достаточное число работающих техник, попросите клиента отобрать те, применение которых дает самое существенное снижение интенсивности негативных эмоций. Затем проинструктируйте клиента создать целую серию новых техник, в которых акцентируются ключевые моменты ранее удавшихся процедур.
5. Попросите клиента продолжать совершенствовать техники методом проб и ошибок. В конце концов клиент должен сформировать несколько эффективных техник.
6. Во многих случаях полезно также будет попросить клиента припомнить все техники, которые они использовали в своей жизни, чтобы избавиться от тех же или подобных мыслей. Часто бывает, что техники, которые хорошо работали в прошлом, сработают и в будущем.