История о мастере меча

Давным-давно, в далекой-далекой стране у самых синих гор жил да был молодой человек, который очень хотел стать Мастером меча. И по обычаям той земли, настоящим Мастером меча мог стать тот, у кого есть настоящий Меч мастера. Молодой человек очень хотел стать мастером, и он отправился по городам далекой страны у самых синих гор. Он хотел прийти к одному из старых Мастеров меча и попросить его: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — Меч мастера. Продай его мне. Или подари». Молодой человек очень надеялся, что кто-то из старых мастеров откликнется на его просьбу.

И вот он пришел в дом настоящего Мастера меча, удалившегося на покой и обратился к нему: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — Меч мастера. Продай его мне. Или подари». Мастер меча выслушал юношу, улыбнулся и ответил ему: «Я бы с радостью. Но знаешь, этот меч тебе не подойдет».

Молодой человек поклонился мастеру и снова отправился в путь. И пришел в другой город и нашел дом старого Мастера меча. Он пришел в этот дом и обратился к мастеру: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. Ты настоящий мастер, все это знают. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — Меч мастера. Продай его мне. Или подари». И старый Мастер меча выслушал юношу, улыбнулся и ответил ему: «Я бы с радостью отдал. Но ты знаешь, этот меч тебе не подойдет».

И вновь отправился в путь юноша, который хотел стать настоящим Мастером меча, и находил старых мастеров и обращался к ним с одной и той же просьбой: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — настоящий Меч мастера. Продай его мне. Или подари». И раз за разом выслушивали его старые мудрые мастера, вздыхали и отвечали одно и то же: «Я бы отдал. Но ты знаешь, этот меч тебе не подойдет».

И тогда молодой человек решил отправиться в горы на поиски тайных кузнецов. Он шел дни и ночи, вставал с восходом и ложился спать, когда солнце уже давно село. И вот, наконец, он нашел далеко в синих горах тайных кузнецов и рассказал им о своей просьбе. Он попросил выковать ему меч, который бы хотя бы казался настоящим Мечом мастера. Кузнецы выслушали его и ответили: «Ты хочешь стать мастером, и тебе нужен меч? Хорошо». И они выковали ему меч, который так же сверкал благородной сталью, одинаково легко рассекал железо и волос, был замечательно уравновешен и покрыт замысловатой чеканкой, как настоящий меч мастера. Радостно принял юноша свой новый меч и отправился назад.

И он сражался во многих битвах и побеждал. Слава о нем разносилась все дальше по далекой стране, опережая его появление, приводя в восторг друзей и вселяя уважение в сердца противников. Он прожил богатую и достойную жизнь и наконец ушел на покой.

Много лет жил он спокойно и счастливо. И лишь иногда, когда гости славили его — настоящего Мастера меча, ему становилось неловко. Ведь он-то знал, что у него так и не было настоящего Меча мастера…

Однажды к нему пришел незнакомый юноша. Он поклонился пожилому мастеру и сказал: «Великий Мастер, слава о твоих подвигах идет по всей стране. Ты сражался во всех больших сражениях, ты всегда побеждал и заслужил славу и почет. Ты настоящий мастер, все это знают. И вот теперь ты живешь на покое. У тебя есть все. И тебе больше не нужен твой меч — Меч мастера. Продай его мне. Или подари». И старый мастер улыбнулся непонятной улыбкой и ответил: «Я бы с радостью. Но знаешь, этот меч тебе не подойдет»…

… вот такая история случилась давным давно, в далекой-далекой стране у самых синих гор.

Выход

И я не знаю, слушали вы ее или нет, возможно, ваш сознательный разум был погружен в свои представления, и только бессознательный воспринимал то, что может быть полезно и нужно… или вы слушали и что-то получили для себя. И я не знаю, что это может быть. Возможно, не знаете и вы. Или еще не понимаете, что вы знаете. И пока вы понимате то, что нужно понять, и предоставляете бессознательному то, что нужно ему предоставить, вы можете постепенно, в своем собственном темпе возвращатсья сюда, к нам в эту комнату, возвращать себе бодрость и хорошее самочувствие и настроение и уже потом глубоко вздохнуть, и открыть глаза… и улыбнуться тем, кто рядом.»

· И может быть вам будет интересно выделить внушения в этом тексте и представить себе, как бы могли рассказать ее вы.

Другие варианты

Эмоциональные пики

Наш разговор об использовании измененного состояния сознания участников группы был бы неполон, если бы мы упомянули только о спокойном, наиболее традиционном виде транса. Любое сильное эмоциональное состояние в группе также вызывает изменение состояния сознания участников. А значит, если мы сможем в это время — в момент пиковых эмоций или сразу после — предложить внушение, то мы достигнем весьма сходных, а иногда и более сильных результатов. И здесь есть свои тонкости:

— Пиковые эмоции в группе долго не держатся. Поэтому внушать здесь надо кратко, директивно и четко: «Ты смог, у тебя получилось. Значит, ты — можешь. Ты справишься!»

— Эмоциональное состояние ведущего (его собственный транс) должно быть сходно с эмоциональным состоянием группы. Поэтому и голос будет звучать не спокойно умиротворенно, а сильно и твердо. И громко. (Или, добившись внезапной тишины, тихо, но четко и внятно. И в голосе должны быть слышны остатки недавно пережитого чувства).

— Человек в эмоциях или только что из них не очень склонен к логической проверке того, что ему говорят. Гораздо больше, чем формальная логичность, здесь важен верный подбор слов. Нужно выбирать слова, эмоционально созвучные происходящему. Говорить «ты спокойно сделаешь это» участнику, который и близко не спокоен, вряд ли уместно. Может быть, лучше будет сказать «запросто».

— Если ведущий не успел со своим внушением на пике или сразу после, заново раздувать страсти уже не стоит. Лучше посадить (или положить) группу, навести обычный транс (после бурных эмоций это сделать легче) и провести внушение обычным образом.

— В ситуациях сильных эмоций желательно ввести запрет на произвольные высказывания: они могут быть восприняты как внушения. Поскольку сами участники не владеют техникой и способны «сказать лишнее», пусть ведущий либо прямо потребует молчания, либо четко скажет, что именно (какие точно слова) говорить можно.

Телесная работа

Наконец, трансовые состояние возникают в группе в моменты телесной работы. Разного рода расслабления, дыхательные техники, прикосновения, спонтанные танцы, массаж и другая подобная деятельность также выполняется в специально созданном или спонтанно возникшем измененном состоянии сознания. Будет лучше, если ведущий учтет это и будет работать с группой, зная, что он проводит работу в трансе. То есть будет давать задания, говорить и организовывать процесс, внимательно следя за тем, какие внушения появляются в это время в групповом пространстве.

Работа в паре

Прежде чем завершить наш разговор о работе с группой, уделим внимание парной работе ведущих. До сих пор мы предполагали, что ведущий действует один. Что он один знает свои планы и сиюминутно руководит группой в соответствии с ними. Что он волен гибко менять эти планы или смещать их, ориентируясь на сиюминутное состояние, в котором находится группа.

· Одному быть гибким легче.

Бывает так, что у группы не один, а больше ведущих. Тут есть три варианта:

— Один основной ведущий и его помощники,

— Ведущие работают в смену: сначала один, потом другой,

— Ведущие работают вместе и на равных.

Один с помощниками

Это усложненный вариант одиночной работы. Все решения принимает «главный» ведущий, а помощники берут на себя частности: помощь в работе микрогрупп, настройка «зрителей», пока основной ведущий работает индивидуально, подсказки по ходу и прочее «ассистирование». Обычно ведущие используют эту форму работы в двух случаях:

— Когда группа слишком большая, и работая в одиночку, можно многих «потерять». Тогда ассистенты, находясь на периферии группового пространства, отслеживают работу участников, помогают и, при необходимости, подгоняют, отвечают на вопросы и вообще успевают везде, где не успевает основной ведущий.

— Когда основной ведущий стажирует «ассистентов», вводя их таким образом в пространство групповой работы, помогая обвыкнуться и приобрести опыт. В этом случае такое ведение — промежуточный этап. Спустя какое-то время основной ведущий позволит ассистентам проводить эпизоды самостоятельно, страхуя их работу, а потом попросту предоставит работать самим, осуществляя на первых порах супервизорство.

Работа по очереди

И это тоже не совсем работа в паре. Да, ведущим надо согласовывать переходы и общие цели, но в рамках своего эпизода ведущий работает по-прежнему один. И как хочет.

Сотрудничество здесь основано на предварительных договоренностях. Сиюминутной работы вместе нет.

Парная работа

По настоящему работать в паре достаточно сложно: это качественно отличается от одиночной работы. Суть заключается в том, чтобы у группы был по-прежнему один ведущий. Но в двух лицах.

Для того, чтобы это получалось, нужно выполнять такие правила:

— Нельзя подолгу говорить одному из ведущих. Поэтому нужно тренироваться говорить вперехват: один начинает мысль, другой ее продолжает. Пусть группа потом не сможет вспомнить, кто именно что сказал.

— Пока один говорит, второй всем своим видом выражает согласие, внимательно слушает партнера и постоянно готов подхватить мысль, если тот ее потерял.

— Кто бы ни говорил, он говорит «мы»: мы считаем, мы предлагаем, мы решили, мы хотим заметить, спросите нас — и так далее. Все, что исходит, исходит от обоих. И отвечают за это перед группой — оба. Поэтому если вы портачите и подставляетесь сами, вы подставляете и партнера тоже.

— Нельзя противоречить друг другу. Даже если вы искренне считаете, что ваш партнер говорит вредные глупости, начни вы ему противоречить, это будет еще большей глупостью и нанесет больше вреда: у группы останется один ведущий и память о том, как психологи не смогли договориться. Как бы вы ни были не согласны с мыслью партнера, скажите «да, и…», а потом постепенно сворачивайте, предлагая еще одну точку зрения. И делайте это так, чтобы группа была уверена: вы полностью поддерживаете сказанное. Вы — вместе.

· Речевые техники помогают сделать это легко и технично.

— Чтобы партнеру было легче подхватывать вашу речь и встраивать свои мысли, старайтесь не подводить окончательных итогов. Выскажетесь, а итоги оставьте партнеру. Если он согласен с вами, он их подведет и сам. А если нет — у него будет пространство добавить свое.

· Только не тяните кота за хвост. Долгие повторы без завершения утомляют и группу, и ведущих. Убедитесь, что вы поняли друг друга и согласовали вывод — и уже огласите этот вывод.

— Желательно все важные мировоззренческие темы и уж тем более подходы к содержанию вашей работы согласовать заранее. Именно согласовать, а не просто познакомить друг друга. Вам нужна общая мысль. И если вы не получите ее заранее, вам придется выкручиваться на ходу.

— Пара ведущих по сути предлагает группе «идеальную» модель отношений, которую нужно передать группе. Поэтому «опускать» партнера в глазах группы нельзя. Во-первых, если вы будете продолжать в том же духе, у вас не будет партнера. Во-вторых, вместо ведения группы вы оба втянетесь в конфликт между собой. В-третьих, группа усвоит, как можно и нужно обращаться с вами обоими. К партнеру нужно относиться с подчеркнутым уважением и заботой. Так, как бы вы хотели, чтобы группа относилась к вам.

· Играйте на вашего партнера. А он сыграет на вас.

— К партнеру нужно привыкать. Хорошо, если перед началом работы в группе, вы потренируетесь делать совместно что-то еще. Сходите в поход или хотя бы в музей, поговорите вместе с кем-то третьим, прополите огород, наконец.

Да, парная работа дает дополнительные сложности, но она же богата преимуществами:

— партнер вас поддерживает, помогает принимать решения и берет группу на себя, когда вы выдохлись или отвлеклись;

— партнер работает на вас, организует группу вам навстречу;

— партнер имеет сильные стороны там, где вы не на высоте;

— партнер может обеспечить то, что вы в принципе не можете, например, женское начало, если вы мужчина и наоборот;

— наконец, если с одним ведущим группа видит только один пример, не всегда отделяет личность ведущего от содержания его работы, то с двумя ведущими это сделать проще.

И в конце концов, вы ведь не идеал, и у двоих группа научится большему.

Завершение группы

Работали вы вместе три часа, три дня или три месяца, однажды приходит время сказать группе: «мы выполнили все задуманное, и теперь пора прощаться». Очень важно, чтобы это вы завершили работу группы, а не позволили ей развалиться самой. Удачное завершение поднимет ценность всего прошедшего, неудачное — обесценит.

— Если вы проводили коррекционную работу, сделайте в конце так, чтобы люди наглядно увидели, услышали и почувствовали, насколько им стало лучше. Пусть это будет упражнение, которого участники раньше не смогли бы сделать или отзывы близких, сравнение тем, «как было раньше».

· Дайте «объективные» данные: проведите тестирование и сравните с тем, что было в начале. Правильно сравните!

— Если речь шла о личностном росте, позвольте участникам похвалиться результатами и позаботьтесь об их наглядности. Организуйте презентацию успехов, яркое обсуждение, демонстрацию.

— Если вы чему-то учили, пусть это будет успешный экзамен, задание, которое участники с блеском выполнят, игра, где можно применить полученное.

Что бы вы ни делали, помните главное: вам надо внушить группе успех. «Вы не зря потратили время, — как бы сообщаете вы, — вам удалось, вы сделали это!»

· Можно и без особого накала страстей. Но праздник нужен.

Устройте, наконец, вечеринку с шампанским. Пусть люди вспоминают группу с удовольствием. Как там у Штирлица? «Запоминается последнее?». Позаботьтесь об этом. И официально объявите, что работа закончена. Пусть у людей за плечами останется опыт тяжелой, трудной, интересной задачи, с которой они — справились.

Резюме

Формирование содержания групповой работы начинается с ответов на вопросы:

  • Что я могу предложить?
  • Зачем это мне, как ведущему?
  • Зачем это будущим участникам группы?

Будущим участникам может быть интересно:

  • решение проблем и получение выгод;
  • развитие и личностный рост;
  • обучение.

Основная схема содержания работы группы иерархически создается на основе простого цикла:

  • введение,
  • основная часть,
  • завершение.

Наполнением плана становятся эпизоды групповой деятельности, которые включают:

  • Собственно упражнения;
  • Игры;
  • Ролевые отыгрыши;
  • Индивидуальная работа;
  • Обсуждения;
  • Мозговые штурмы;
  • Конкурсы и соревнования;
  • Групповые трансы;
  • Лекции;
  • Демонстрации и примеры.

Любой эпизод групповой деятельности (упражнение в широком смысле этого слова) создается на основе того же цикла: введение (настройка и инструкция к упражнению), основная часть («тело» упражнения), заключение (обсуждение и выводы).

Упражнение создается на основе следующей схемы:

  • Поставить четкую цель упражнения;
  • Представить себе реальные ситуации и поведение;
  • Выявить внутреннюю структуру;
  • Упорядочить эту модель;
  • Составить четкую инструкцию;
  • Подготовить соответствующую настройку;
  • Продумать возможные варианты итогового обсуждения-осмысления;
  • Провести несколько раз в «пилотном» режиме;
  • Подробно прописать весь текст;
  • Проводить.

Эмоциональные переживания, образующие основу опыта, создаются в упражнениях с использованием тем:

  • Любовь,
  • Злость,
  • Добро,
  • Несчастье.

При проведении обсуждения ведущему нужно обращать внимание на:

  • Осмысление предшествующего материала,
  • Использование речевых техник,
  • Утилизацию случайных реплик,
  • Сохранение роли «третейского судьи» и эксперта,
  • Правила организации дискуссии,

При групповом наведении транса нужно следовать схеме:

  • Фиксация внимания,
  • Перевод фокуса внимания,
  • Диссоциация сознательных и бессознательных процессов,
  • Углубление трансового состояния,
  • Утилизация (использование) трансового состояния,
  • Выведение из трансового состояния.

Пусть ведущий помнит, что трансовые состояния возникают в группе не только при формальном наведении, но и в результате косвенных внушений ведущего, во время эмоциональных пиков и в течение телесно-ориентированной работы.

Ведущие могут работать в паре:

  • Когда один из них ассистирует,
  • Когда ведущие работают попеременно,
  • Когда ведущие работают вместе.

Если ведущие работают вместе, желательно:

  • Говорить «вперехват»,
  • Выражать согласие с партнером,
  • Использовать образ «мы»,
  • Согласовать мировоззрение,
  • Привыкнуть к партнеру.

Завершая работу с группой, нужно:

  • Зафиксировать результаты работы;
  • Передать ощущение успеха,

Отпраздновать!

Наши рекомендации