Психология проведения следственного эксперимента
32Понятие, структура, виды профессионального общения юриста
Общение – тонкий, многоплановый процесс установления и развития межличностных контактов, обусловленный совместной жизнью, деятельностью людей, их отношениями, которые складываются по самым различным поводам.
В более узком смысле, в контексте рассматриваемых проблем, общение является составной частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации. Как пишет Г.М. Андреева, «люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности «по поводу» нее»[2].
Если иметь в виду правоохранительную деятельность, то об общении можно говорить не только как о ее структурном компоненте (подструктуре), но в ряде случаев и как об особом, самостоятельном виде профессиональной деятельности, например, когда речь идет о допросе, судебном рассмотрении дела и т.п.
И наконец, говоря о профессиональном общении юристов, необходимо подчеркнуть еще одну важную особенность: оно нередко протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением определенных, строго очерченных форм коммуникации, таких, например, как: прием заявлений у граждан, допрос, судебные прения сторон и пр.
Начало, ход и развитие указанных коммуникативных форм в уголовном и гражданском процессе определяются правовыми (процессуальными) нормами, предписывающими обязательное соблюдение установленных законодателем формул общения, процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон.
Процедура процессуально регламентированного общения, его формализованный, своего рода ритуальный характер применительно к различным коммуникативным ситуациям, обязательные условия, при которых такое профессиональное общение может осуществляться (например, гласность), никем не могут быть нарушены. Эти процедуры детально описаны в законе, начиная с оснований, без которых не может состояться сам акт общения, и кончая процессуальными формальностями, завершающими диалог сторон с его особым порядком протоколирования, которое отражает не только содержание, но и весь ход общения, соблюдение сопутствующих ему различных формальностей процессуального характера, игнорирование которых может послужить основанием для признания недействительными результатов, полученных в ходе общения, и даже повлечь правовые санкции к тем, кто нарушил предусмотренный порядок общения, произвольно упростил его и т.п.
Помимо указанных выше можно назвать и другие следственные, судебные процедуры коммуникативного характера, включающие в себя отдельные акты общения, которые подробно не описаны в законе, например привлечение понятых к участию в процессе. В подобных случаях законодатель детально не регламентирует порядок общения, что иной раз создает неблагоприятные коммуникативные ситуации, когда лицо, которому, например, предлагается исполнить обязанности понятого, под каким-либо предлогом уклоняется от выполнения этой роли, т.е. односторонне исключает себя из сферы процессуального общения со следователем. Поэтому от юриста помимо знаний закона требуются еще и определенные коммуникативные способности.
Говоря о профессиональном общении юриста, необходимо учитывать не только его процессуальные, но и непроцессуальные формы.
В социальной психологии в структуре общения выделяются три его непременные составные части: коммуникативная сторона, состоящая в обмене информацией между людьми; перцептивная сторона, то есть процесс взаимного восприятия, познания субъектов общения и на этой основе установления между ними взаимопонимания; интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий (деятельности) партнеров общения.
33Особенности допроса в бесконфликтной ситуации
Психологические особенности допроса в бесконфликтной ситуации во многом зависят от желания свидетеля, его мотивации оказать помощь правоохранительным органам.
Если человек хочет помочь следствию, то лучше представить ему возможность свободного рассказа, т.к. это содержит меньший процент ошибок , чем допрос в форме «вопрос-ответ». Чтобы объективно оценить преподнесенные факты следователю необходимо знать восприятие этих фактов свидетелями, т.е. как свидетель воспринимает действительность. При этом обращают какая память (образная, эмоциональная, словестно-логическая) развита у свидетеля, а потом после показаний задают в зависимости от нее вопросы. Такие вопросы бывают дополняющие, напоминающие, детализирующие, но вопрос не должен быть наводящим. Также запрещено задавать негативные вопросы, т.е. создающие негативное восприятие.
Эффекту внушаемости может способствовать и состояние свидетеля. Наиболее внушительны подростки, уставшие люди и люди в депрессии.
Эффективным методом стимуляции памяти являются схемы и фотографии.
Так как память имеет отсроченное восприятие, при окончании допроса необходимо сказать, что если свидетель что-то вспомнит, то он должен сообщить это.
В ситуации когда человек безразличен к даче показаний допрос имеет свои психологические особенности. Такие свидетели занимают позицию наблюдателя. Однако при правильном подходе таких людей можно побудить к содействию методом убеждения, либо сформировав мотивацию у него.
К безконфликтным допросам также относят допрос потерпевшего.