Теория изучения личности
· Биологизаторская(источник развития личности-подсознательное влечение в инстинктах. Активность объясняется тем, что личность вырывается из общ-ых ограничений, пытаясь удовлетворить свои начальные биолог. Потребности)
· Социологизаторская(источник активности-среда; у чека возникает бессознательное влечение, которое диктует среда)
· Ролей и ролевых ожиданий(подлинный источник активности-взаимодействие со средой)
22.Темперамент-устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.
Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.
24. Характер-структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Астеники—люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.
Атлетики -люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.
Пикники -люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.
25. Акцентуированные свойства личности.Акцентуацией личности называют резкое преобладание какой-либо черты характера над другой.
27. Малые социальные группы. Классификация.
Малая социальная группа-объединение людей, имеющих непосредственный личных контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера.
Классификация:
· По роду деятельности(промышленные, учебные, любительские)
· По способу возникновения(формальные, неформальные)
· По значимости индивида(группы членства, референтные)
54. Предмет педагогики.
Педагогика –это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.
Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
73. Функции семьи
· Хозяйственно-экономическая —включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета
· Регенеративная —Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей
· образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях
76. Отклоняющееся поведение - поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
Основные классификации: Патаки, Ковалёва,
77. Дидактика-Наука об обучении.
Дидактические концепции:
· Концепция дидактического энциклопедизм. Основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности
· Концепция дидактического формализма. Рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.
· Концепция дидактического прагматизм. Главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышления учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а остальное придет к ним в процессе роста»
· Парадигмальная. Учебный материал следует представлять, во-первых, не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях; во-вторых, «экземпляристски» представлять содержания вместо непрерывного изложения всего учебного материала.
· Кибернетическая концепция обучения. Рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной информации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний.
82. Дидактические принципы.
· Принцип наглядности(формирует у учащихся представления и понятия)
· Принцип сознательности и активности(учащимся должен быть понятен смысл задач)
· Принцип доступности обучения(необходимость соответствия содержания, форм обучения в соответствии с возрастом
· Принцип научности(соответствие современным требованиям)
· Связь теории с практикой.
83. Дидактические методы.
1) объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником, демонстрация фрагментов кино– и диафильмов);
2) проблемный (решение проблемных задач, вопросов, ситуаций);
3) частично-поисковый, или эвристический (овладение отдельными этапами, элементами процесса научного поиска, познания);
4) исследовательский (проблема решается учащимися самостоятельно, но под руководством учителя).
Формы обучения: Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные
занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и
общими.
85. Виды обучения.
· Традиционный(изучение нового - закрепление -контроль – оценка)
· Дистанционное обучение(обучение с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.
· Развивающее обучение(
86. Личность педагога.
Главные требования к личности педагога:
· умение правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества;
· владение стандартом формирования будущего специалиста, необходимого обществу на данном конкретном этапе развития;
· любовь к педагогической деятельности;
· наличие специальных знаний в своей области;
· широкая эрудиция;
· педагогическая интуиция;
· высокоразвитый интеллект;
· высокий уровень общей культуры и нравственности;
· профессиональное владение педагогическими технологиями.
87. Система высшего образования в России.