Теория изучения личности

· Биологизаторская(источник развития личности-подсознательное влечение в инстинктах. Активность объясняется тем, что личность вырывается из общ-ых ограничений, пытаясь удовлетворить свои начальные биолог. Потребности)

· Социологизаторская(источник активности-среда; у чека возникает бессознательное влечение, которое диктует среда)

· Ролей и ролевых ожиданий(подлинный источник активности-взаимодействие со средой)

22.Темперамент-устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

24. Характер-структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Астеники—люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

Атлетики -люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

Пикники -люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

25. Акцентуированные свойства личности.Акцентуацией личности называют резкое преобладание какой-либо черты характера над другой.

27. Малые социальные группы. Классификация.

Малая социальная группа-объединение людей, имеющих непосредственный личных контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от групп большого размера.

Классификация:

· По роду деятельности(промышленные, учебные, любительские)

· По способу возникновения(формальные, неформальные)

· По значимости индивида(группы членства, референтные)

54. Предмет педагогики.

Педагогика –это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

73. Функции семьи

· Хозяйственно-экономическая —включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета

· Регенеративная —Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей

· образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

76. Отклоняющееся поведение - поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Основные классификации: Патаки, Ковалёва,

77. Дидактика-Наука об обучении.

Дидактические концепции:

· Концепция дидактического энциклопедизм. Основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности

· Концепция дидактического формализма. Рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.

· Концепция дидактического прагматизм. Главной целью обучения должно стать акцентирование «правильности мышления учеников, или формальное образование», «учить мыслить, и только, а остальное придет к ним в процессе роста»

· Парадигмальная. Учебный материал следует представлять, во-первых, не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях; во-вторых, «экземпляристски» представлять содержания вместо непрерывного изложения всего учебного материала.

· Кибернетическая концепция обучения. Рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации. То есть абсолютизируется роль учебной информации и механизмов ее усвоения, а значит, процесс усвоения знаний.

82. Дидактические принципы.

· Принцип наглядности(формирует у учащихся представления и понятия)

· Принцип сознательности и активности(учащимся должен быть понятен смысл задач)

· Принцип доступности обучения(необходимость соответствия содержания, форм обучения в соответствии с возрастом

· Принцип научности(соответствие современным требованиям)

· Связь теории с практикой.

83. Дидактические методы.

1) объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный (рассказ, объяснение, лекция, работа с учебником, демонстрация фрагментов кино– и диафильмов);

2) проблемный (решение проблемных задач, вопросов, ситуаций);

3) частично-поисковый, или эвристический (овладение отдельными этапами, элементами процесса научного поиска, познания);

4) исследовательский (проблема решается учащимися самостоятельно, но под руководством учителя).

Формы обучения: Формы обучения бывают конкретными (урок, дом. работа, факультативные

занятия, курсовые, консультации, доп. занятия, формы контроля и т.п.) и

общими.

85. Виды обучения.

· Традиционный(изучение нового - закрепление -контроль – оценка)

· Дистанционное обучение(обучение с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET.

· Развивающее обучение(

86. Личность педагога.

Главные требования к личности педагога:

· умение правильно оценить тенденции политического, социального и экономического развития общества;

· владение стандартом формирования будущего специалиста, необходимого обществу на данном конкретном этапе развития;

· любовь к педагогической деятельности;

· наличие специальных знаний в своей области;

· широкая эрудиция;

· педагогическая интуиция;

· высокоразвитый интеллект;

· высокий уровень общей культуры и нравственности;

· профессиональное владение педагогическими технологиями.

87. Система высшего образования в России.

Наши рекомендации