Психология. ложьвповседневнойжизни

работавыполненаученицей10 класса

Ефремовойевгенией

руководительточильникованадеждадавидовна

Психология. ложь в повседневной жизни.

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ü ВВЕДЕНИЕ

ü ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

ü ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

ü ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ü МЕТОДЫ ПРОЕКТА

ü зАКЛЮЧЕНИЕ (ВЫВОД)

§ ВВЕДЕНИЕ: РАССМОТРЕТЬ ТЕРМИН «ЛОЖЬ» С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. пРИЧИНЫ ЛЖИ.

Ложь — утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно. В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или поддержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает не соответствующим истине.

§ Причины лжи часто кроются в личностных особенностях человека и в той ситуации, в которой он оказался. Часто, мы забываем о том, что человек мог попытаться оградить нас от чего-то, сильно нас расстраивающего. То есть применил "ложь во спасение".

§ Второй случай - случай активного манипулирования. Цель лжеца в данном случае - добиться от вас того, что он хочет любой ценой. По каким-то причинам он не может попросить у вас об этом открыто, поэтому он и прибегает к лжи, чтобы манипулировать вами и заставить вас сделать для него что-то.

§ ЦЕЛЬ: РАССМОТРЕТЬ ЛОЖЬ КАК МНОГОСТОРОННИЙ ФАКТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЩЕСТВЕ.

§ ЗАДАЧИ: ИССЛЕДОВАТЬ ЛОЖЬ СО СТОРОНЫ: ПСИХОЛОГИИ, МОРАЛИ, ТЕХНИКИ РАСПОЗНАВАНИЯ ОБМАНА

§ Основная часть:

§ Во всём мире широко распространено заблуждение, что когда человек говорит неправду или что-то скрывает, то не смотрит в лицо собеседнику, а его глаза при этом «бегают». Как уверяют психологи, это миф. Человек устроен так, что глаза активно участвуют в процессе размышлений. Они принимают положение в зависимости от того, какая область мозга задействована в данный момент. Зная это, можно предположить, чем занят мозг в тот или иной момент диалога: придумыванием чего-то нового или обработкой реальной информации.

§ Исследования, проведённые в 2011-м году, показывают, например, что если люди обманом получают ответы на тестовые задания и таким образом искусственно завышают результаты, они склонны переоценивать свои способности, даже если помнят, что ответы получены ими нечестным путём. Другими словами, человек так же легко обманывает себя, как и окружающих.

§ Согласно исследованиям психологов, чаще всего ложь не планируется заранее: большинство людей врёт, когда им необходимо принять быстрое решение, и нет времени на обдумывание возможных последствий обмана.

Сотрудник Университета Амстердама психолог Шауль Шалви (Shaul Shalvi) поясняет: «Когда люди вынуждены действовать быстро, они склонны получать из ситуации максимально возможную выгоду, не принимая во внимание этические и моральные соображения. Когда же человек может хорошенько обдумать свои дальнейшие действия и слова, он обычно не склонен лгать».

ü 81% людей говорит «безобидную ложь» каждый день

ü Большинство людей лжет 3 раза за 10 минут беседы

ü 65% людей думают, что часто/иногда нормально солгать, чтобы не обидеть чьи-то чувства

ü 44% людей думают, что часто/иногда можно преувеличить события в рассказе, чтобы сделать его интересней

ü 37% людей думают, что часто/иногда можно соврать о своем возрасте

§ В 2005-м году в ходе психологического исследования было выяснено, что постоянно лгущие люди лучше работают головой. У компульсивных (то есть осознающих своё вранье) лжецов в мозге содержится в среднем на 22–26% больше белого вещества и сильнее развита префронтальная кора — область мозга, ответственная за познание и интеллект.Некоторым, например, бывает сложно придумать «причины» их опоздания на работу, а закоренелые лжецы с лёгкостью сочиняют истории одну правдоподобнее другой.

§ В некоторых судах показания детекторов лжи принимают в качестве доказательств, однако целиком полагаться на достоверность таких сведений нельзя. По сути, все детекторы лжи основаны на выявлении у человека признаков тревоги и стресса, но у многих лжецов их может и не быть — это уже говорит о том, что такие данные нельзя считать объективными.

§ А препарат как «сыворотка правды» лишь на некоторое время снимает психические фильтры, вследствие чего из уст человека льётся непрерывный поток информации, часть которой может оказаться правдой, но остальному верить всё же не стоит.

§ изучая детскую психологию, учёные выяснили, что ребёнок учится осознанно лгать вскоре после того, как перестаёт ползать на четвереньках. Даже двухлетние дети могут намеренно водить родителей за нос.

· методы:

§ Если собеседник не искренен, то его рука станет прикрывать рот, возможно большой палец будет прижат к щеке.

Но…

Еще важно знать, что этот же жест может использоваться в то время, когда человек слушает, а это уже совсем другой сигнал. В таком случае, он Вас подозревает во вранье или знает наверняка, что Вы лукавите.

§ При вранье человек подсознательно стремится закрыть рот, чтобы ненужные слова не смогли вывести его на чистую воду. Однако, пытаясь себя контролировать, опомнившись в последний момент, старается исправить ситуацию и скрыть непроизвольное движение прикосновением к носу, якобы зачесался. Согласитесь, когда у человека реально чешется нос, то он просто его почешет, его движение будет четким и целенаправленным, это не будет легким прикосновением.

Но…

Этот жест также человек использует и при выслушивании лжи, когда догадывается, что его вводят в заблуждение

§ Когда собеседник врёт «по-крупному» или же знает наверняка, что выслушивает откровенную беспринципную ложь, он старается отгородиться от вранья, неважно из его собственных уст оно льется или из уст собеседника. В такие моменты рука прикрывает ухо, как бы защищая его, или ложится рядом с ним. Человек либо сам уже уморился сочинять, либо демонстрирует, что наслушался вдоволь и желает высказаться сам.

Но…

Не забывайте, что у собеседника может просто болеть шея, действительно чесаться ухо (просквозило в авто) или слезиться глаза по той или иной причине, не имеющей отношение к теме разговора.

§ Весьма любопытное наблюдение: человек начинает указательным пальцем правой руки почёсывать боковую часть шеи или же под мочкой уха. Еще один забавный факт: обычно при этом жесте человек совершает пять почёсываний. Данный жест говорит о сомнениях слушающего, его неуверенности в правоте того, что ему говорят. Поэтому, если, выслушав Вас, он произносит: «я понимаю Вас», «я согласен» и потирает шею, имейте в виду - это не правда, он не понимает и не согласен с вами.

§ Прежде чем отвечать на вопрос, как правило, обманщики повторяют его вслух. Вероятно, чтобы потянуть время, необходимое на сочинение ответа.

Пытливый взгляд подводит…

§ Обычно лжецы внимательно следят за тем, как реагируют слушатели на сказанное. Им просто необходимо убедиться, удостовериться, что им верят.

Медленно, значит неуверенно…

§ Зачастую обманщики начинают говорить в замедленном темпе, не характерном их обычной речи. Они додумывают что-то на ходу и отслеживают реакцию собеседника.

Так же…

§ Если о подробностях спросить тех, кто рассказывает правду, то они сообщат дополнительную информацию. Лжецы же стараются не вдаваться в детали, ведь они непродуманны, как основная ложь.

§ Признаками обмана также могут быть и речевые ошибки: междометия, например: «гм», «ну», «э-э»; повторы, например «я, я, я имею в виду, что я…»; лишние слоги и так далее…

Как распознать ложь наверняка:

§ Шаг первый: «Разговори вруна». Попросите человека заново пересказать все события, причем в обратном порядке, начав с конца истории. Пусть он расскажет как можно больше, подробнее, не упуская деталей из виду. Это задание может оказаться довольно сложным для обманщика. Даже для «профессионального вруна» такая задача является серьезной «когнитивной нагрузкой». Ведь он вынужден четко придерживаться придуманной версии, не сболтнуть что-либо невпопад, сочинять несуществующие подробности и одновременно следить за реакцией слушателя.

Шаг второй:

«Правильные вопросы». Задавайте рассказчику вопросы правильно. Они должны быть без предполагаемых ответов, не сочиняйте ответ за него, не упрощайте ему задачу. Заставьте отвечающего говорить подробно. Например, так: «Уточните вот этот момент…», «Расскажите подробнее о...», и т.п. Задайте уточняющий вопрос о деталях, вернув к тому моменту, который уже был оговорен ранее. Тем тяжелее сосредоточиться, тем меньше времени на придумывание ответа. Ведь обманщик не хочет зародить в Вас сомнения, поэтому, ему придется стремительно напрячь мозги, чтобы вспомнить, что же именно он уже рассказывал. Времени на придумывание деталей у него просто не останется. Тот, кто говорит неправду, наверняка запутается в собственном рассказе.

Шаг третий:

«Умейте слушать». Не перебивайте рассказчика, умейте слушать. Выдерживая паузы, Вы побуждайте его говорить больше, вникать в детали. Делайте заинтересованное лицо, иногда изображайте удивление или даже хмурьтесь, как будто что-то не состыковывается в его рассказе. Но только делайте это аккуратно, ненарочито. Поверьте, обманщик внимательно следит за Вашей реакцией, и едва заметное недоумение, промелькнувшее на Вашем лице, буквально долю секунды, способно повергнуть его в панику. Он начнет сбиваться, заикаться, краснеть, потеть, голос станет тише, темп хаотичнее.

За редким исключением, каждый из нас испытывает потребность в общении, так уж устроен человек. Люди делятся друг с другом информацией, совместно разрабатывают новые идеи, знакомятся и заводят отношения, заряжаются положительными и заражаются отрицательными эмоциями – всё это происходит посредством общения. Из-за исключительной важности этого процесса во всех сферах жизни, нам часто бывает очень обидно, когда нам врут, а мы этого не замечаем. Наверное, научиться распознавать ложь, да так чтобы наверняка и всегда – голубая мечта человечества. К сожалению, это вряд ли возможно хотя бы потому, что зачастую человек не может отличить даже собственные выдумки от реальности. Однако чтобы заподозрить неладное и держать «ухо востро», не требуется даже специальных приборов – достаточно во время разговора обратить внимание на некоторые косвенные признаки, невольно проявляющиеся у вашего собеседника, которые могут подтверждать или опровергать его слова.

Будьте осторожны и не делайте поспешных выводов, какими бы проницательными людьми вы ни были, ведь даже Шерлок Холмс однажды заподозрил девушку в страшном преступлении, приняв её неловкий жест за попытку скрыть правду. Позднее выяснилось, что девушка просто стеснялась своего не припудренного носа.

Каков принцип?

Ложь, как правило, неудобна тому, кто её придумывает. Он чувствует дискомфорт, нервозность, страх, что его могут разоблачить, даже когда это касается чего-то совсем безобидного. А уж когда речь о чём-то серьёзном, что может повлиять на дальнейшую жизнь человека, в том случае если правда вскроется, то вести себя правильно в такие моменты может только человек с хорошей выдержкой. Но даже в этом случае, если знать, на что обратить внимание, можно найти яркие признаки, указывающие на нервозность человека, а также, в каких местах его рассказов и ответов она проявляется наиболее остро.

Бесполезные факты. Чтобы сделать рассказ убедительным, люди стараются насытить свою вымышленную историю реальными событиями, далёкими от предмета разговора. Например, если вам захочется подробно узнать о людях, с которым встречался ваш собеседник, что ему, допустим, нужно скрыть, то вы услышите развёрнутые микрорассказы о том, какая чудесная была еда, великолепная погода, какие эмоции были вызваны теми или иными повседневными событиями, а про людей может быть сказано только вскользь. Словом, вам чётко нарисуют обширный фон, а в центре картины лишь набросают смазанный эскиз.
Ответ в стиле «сам догадайся». Надо следить, чтобы человек отвечал прямо, при этом его не обязательно поправлять и тем самым давить на него. Помните, что вопрос, заданный на вопрос – это лишь косвенный ответ.
Если вы поинтересовались «Ты смотрел телевизор сегодня?», а вам возразили «Ну ты же знаешь, что я не мог этого сделать?» – то надо понимать, что это уход от прямого ответа. Другой вариант непрямого ответа, когда вам также предлагают додумать сказанное самостоятельно, но не говорят напрямую, например, на вопрос «Вы уверены, что можете починить это?» может следовать фраза «Друзья меня считают прекрасным мастером!». Из неё можно сделать вывод, что человек не уверен в своих силах, но и признаваться в этом ему не хочется.
Как вы спросили – так вам и ответили. Частое и точное употребление фраз из вашего вопроса, а также полное повторение вопроса перед тем, как человек начнёт отвечать, может свидетельствовать о неискренности. В таких ситуациях ваш собеседник не успевает придумать, что ответить, поэтому использует ваши же слова или тянет время перед ответом, чтобы успеть сконструировать правдоподобную версию.
Анекдот вместо ответа. Обратите внимание на «забавные» ответы. Вы спросили, вам остроумно ответили, вы оценили, посмеялись и перешли к другому вопросу или вообще не стали больше докучать этому забавному собеседнику – обычная ситуация. Но нужно задуматься, если человек часто отшучивается, вместо того, чтобы прямо ответить, возможно, он делает это намеренно.
Речь на разных скоростях. Частое покашливание, попытки прочистить горло, резкое изменение речи с нормальной на более быструю или на более медленную, может означать, что человек нервничает, возможно, лжет. На это же указывает любое, объективно ничем не обусловленное изменение голоса, тона говорящего.

Если в процессе рассказа человек возвращается назад по ходу рассказа и дополняет его чем-то: уточняет, говорит, что забыл что-то упомянуть, добавляет детали, то это указывает на искренний рассказ. Выдуманную на ходу историю сложно вспомнить, дополнить в середине, а потом продолжить додумывать с конца – есть высокая вероятность сбиться и запутаться.

Тело

Если человек касается руками лица: чешет нос, прикрывает рот, то это признаки, что он подсознательно закрывается от вас, ставить барьер между вами. Также следует замечать, если собеседник переминается с ноги на ногу или вообще делает небольшой шаг назад. Это указывает на желание уйти, отстраниться от вас, чтобы не выдать что-то. Особенно важно обращать внимание на движения назад, когда вы задаёте вопросы. Если голова отвечающего резко отстранится назад или вниз – это, возможно, тоже попытка закрыться.

Эмоции

Плохая реакция. Следите за эмоциями собеседника по ходу разговора. Если человек что-то скрывает от вас, то эмоции могут выражаться с опозданием, непривычно долго оставаться на лице человека, а потом внезапно исчезать, появляться раньше, чем вы закончите фразу. Это происходит потому, что человек напряжённо думает о чём-то своём, плохо поддерживает нить разговора и демонстрирует эмоции, которые на самом деле не испытывает. Например, удивление, не проходящее у человека 6 секунд и более – фальшивая эмоция.

Американский психолог Пол Экман (Paul Ekman) изучил выражения лиц людей и насчитал всего 46 независимых лицевых движений. Однако он установил, что в комбинации друг с другом они могут передать порядка 7000 уникальных эмоций! Интересно, что многие мышцы, приводящие лицо в движение, не управляются сознанием. Это значит, что фальшивая улыбка всегда, хоть и незначительно, но будет отличаться от настоящей.

Бурная радость. Чрезмерные эмоции могут также свидетельствовать не в пользу искренности. Если с вами вдруг начинают говорить слишком вежливо или, наоборот, кричат и бурно реагируют, то это может означать, что человек пытается замаскировать свои реальные чувства под маской других.

Наши рекомендации