Феномен психологической уязвимости
Чтобы определить причины возникновения феномена психологической уязвимости - повышенной чувствительности к ситуациям конкретного типа, - необходимо рассмотреть роль детского опыта в его появлении. Отношение к ребенку близкого взрослого, как правило матери, чрезвычайно эмоционально значимо. Ситуации, напоминающие неприятные минуты общения с матерью, иногда субъективно воспринимаются как стресс.
Впервые на роль детского опыта в происхождении определенных сценариев поведения взрослого обратил внимание Э. Бёрн. Он выделил наиболее часто встречающиеся стратегии родительского поведения, негативно влияющие на развитие личности ребенка. (Берн Э. Игры, в которые играют люди. - СПб., 1992.)
«Попался негодяй» - так обозначил Э. Бёрн одну из стратегий.
Смысл этого названия состоит в следующем. В большинстве своих проблем родители обвиняют ребенка: «Если бы не ты, наша жизнь была бы приятнее во всех отношениях».
Родители редко напрямую показывают свое неприятие ребенка. Как правило, для этого в ход используются мотивировки типа «Яблоко от яблони недалеко падает» (когда мама объясняет дурные наклонности сына «генами» его отца), «У него что-то не то от рождения» и т. п.
Анализируя влияние подобного отношения родителей на развитие ребенка, необходимо отметить, что самооценка человека то, что он думает о себе самом и о своем месте среди других людей, - окончательно формируется в подростковом возрасте. до этого момента ребенок находится во власти тех суждений, которые высказывают о нем другие люди, прежде всего значимые взрослые. Вот почему негативные оценки, о которых идет речь, имеют эффект постгипнотического внушения. Так, ребенок, которому пророчили судьбу пьяницы, действительно становится им.
В том случае, если ребенок эмоционально откликается на критику родителей (а это бывает очень часто), у него формируется неосознаваемая готовность эмоционально реагировать на любое проявление недоброжелательности со стороны старшего по возрасту и воспринимать подобную ситуацию как психотравмирующую.
Назовем приемы воспитательного воздействия, которые могут привести к возникновению феномена. Прежде всего, это навешивание ярлыков. Например, неоднократные прямые негативные оценки личности ребенка типа: «Ты у меня дурак (лентяй, неряха и т.д.)», «Ты никогда ничего не доводишь до конца», «Это дело тебе явно не по плечу». Подобные утверждения направлены на то, чтобы обидеть, ранить, подорвать веру человека в свои силы.
Помимо прямых существуют косвенные негативные оценки. К ним относится сравнение с другими в худшую для человека сторону. Так, утверждение «У тебя это дело получается хуже, чем у твоего приятеля» заставляет того, кому эти слова предназначены, испытать по отношению к приятелю негативные чувства и выражает сомнение в его возможностях.
При этом у того, кому даются эти ярлыки, может сформироваться повышенная чувствительность к критике, когда даже невинная шутка может восприниматься как нарочитое оскорбление.
Еще один прием - навязывание чувства вины. «Ты помнишь, как мне было стыдно, когда ты устроил ей истерику в магазине?» - как заклинание твердит мать своему сыну. В лучшем случае молодой человек не обратит на эти слова никакого внимания, в худшем - у него появится невротическое расстройство, в основе которого - сформированный взрослым комплекс неполноценности.
Отсутствие признания со стороны близких людей - еще один сильнейший психотравмирующий прием. Так, победив на олимпиаде, ребенок полагает, что родители должным образом отреагируют на это событие. Если этого не происходит, у него возникают обида и разочарование или чувство протеста - отказ заниматься какой-либо созидательной деятельностью. Приведем пример.
К нам обратилась женщина сорока с небольшим лет с просьбойпомочь единственному сыну-алкоголику. В ходе беседы с ней выяснилось следующее: мальчик был проблемным ребенком, неоднократно убегал из дома, с трудом окончил общеобразовательную школу. После школы он занялся ремонтом старинных часов, в течение короткого времени самостоятельно овладев этим ремеслом, нашел себе состоятельных клиентов.
Девятнадцатилетний парень без специального профессионального образования, не пошедший служить в армию по состоянию здоровья, стал зарабатывать во много раз больше, чем его дипломированные родители. «Как вы с мужем отреагировали на успехи сына?» - спросили мы женщину. «Мой муж постоянно его предупреждал, что ситуация может измениться и люди без образования окажутся невостребованными» - такой ответ получили мы от нее. Признания, которого ждал от родителей юноша и которое он заслужил, не последовало. Это стало для него сильнейшим стрессом, и он «сорвался»: начал пить.
Какую психологическую помощь можно оказать человеку, оказавшемуся в подобной жизненной ситуации? Во-первых, необходимо укрепить его веру в собственные силы, вспомнив вместе с ним его реальные жизненные успехи и достижения. Во-вторых, уменьшить его психологическую зависимость от близких людей, прежде всего от матери; помочь посмотреть на свои взаимоотношения с ней «глазами стороннего наблюдателя».