Место дисциплины в структуре ооп впо. цели освоения дисциплины
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Учебная дисциплина «Конфликтология» является важной частью подготовки бакалавра по направлению подготовки Профессиональное обучение.
Целью изучения курса, соотнесенной с общими целями ООП ВПО, является формирование у студентов целостного представления о природе конфликтов и способах их регулирования, а также умения адаптировать приобретённые знания к будущей профессиональной деятельности.
Для приобретения умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности, изучение дисциплины «Конфликтология» преследует решение следующих задач:
· ознакомление студентов со специальными знаниями в рамках теорий конфликтологии;
· формирование у студентов умения самостоятельно систематизировать и анализировать причины возникновения конфликтов;
· формирование у обучающихся основ понимания механизмов управления конфликтами, навыков процедур их регулирования;
· развитие умения ориентироваться в особенностях конфликтных процессов в современных условиях.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Конфликтология» относится к вариативной части (Б.3) профессионального цикла и является дисциплиной по выбору студента.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Социальная психология»:
Знания: основных социологических и психологических теорий, парадигм, направлений, школ, оказавших влияние на формирование социальной психологии, ключевых понятий социальной психологии, социально-психологических качеств, особенностей мотивации поведения личности, влияния социальных норм на поведение личности, структуру, функции общения и межличностного взаимодействия, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также особенности межгрупповых отношений.
Умения: использовать в практической профессиональной и повседневной деятельности знаний и навыков социально-психологического анализа явлений и процессов, оперировать категориальным аппаратом социальной психологии и смежных дисциплин, разрешать конфликтные ситуации; управлять взаимодействием в группе, использовать коммуникативные и перцептивные навыки в процессе общения.
2.2. Из курса «Общая психология»:
Знания:истории научной психологии, основных направлений и научных школ зарубежной и отечественной психологии; психологии личности, теории деятельности, механизмов функционирования и развития личности в различных видах деятельности; психологических методов познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции; особенностей групповой психологии, межличностных процессов, отношений и общения.
Умения:применять психологические методы и интерпретировать результаты в исследовательской деятельности; интерпретировать собственное психическое состояние; определять детерминанты конкретных психологических явлений и процессов; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов; давать психологическую характеристику личности; выбирать целесообразные и психологически оправданные средства для решения практических задач; анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования.
Владения:способностью к деловым коммуникациям в профессионально-педагогической деятельности; приемами самооценивания уровня развития своих профессиональных способностей; методиками саморегуляции протекания основных психологических функций в различных условиях деятельности; способами индивидуализации психологического воздействия на подростков с учетом их особенностей.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Управление персоналом.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Конфликтология» студент должен приобрести следующие общекультурные и профессиональные компетенции, соотнесенные с общими целями ООП ВПО.
общекультурные компетенции:
· готовность к самопознанию, самодеятельности, освоению культурного богатства как фактора гармонизации личностных и межличностных отношений (ОК-6);
· готовность к самооценке, ценностному социокультурному самоопределению и саморазвитию (ОК-7);
· готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);
· владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста) (ОК-13);
· владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты (ОК-18);
· готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики и др. (ОК-21);
· владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование и др.) (ОК-28);
профессиональные компетенции:
· способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);
· готовность к производительному труду (ПК-36).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать: основные категории, теории, парадигмы, направления, школы, течения связанные с социологией и психологией конфликта, специфику возникновения и развития конфликтов, способы их урегулирования.
Уметь: самостоятельно определять основные видовые признаки конфликта, обозначать этапы развития конфликтной ситуации, применять свои знания к современным реалиям и делать собственные выводы, находить методы и способы урегулирования конфликта.
Владеть: понятийно-категориальным аппаратом дисциплины; навыками самостоятельной работы по поиску необходимой литературы;
· основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки необходимой информации;
· навыками работы с информацией в глобальных сетях;
· методами анализа и регулирования конфликтных ситуаций;
· анализа культурно-исторических особенностей различных обществ (ПСК-14).
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость составляет 3 з.е. (108 часов)
Аудиторная работа– 44 ч
Самостоятельная работа – 64 ч