Основы нейропсихологии(лекция)
Преподаватель к.пс.н., доцент Савченко Дмитрий Владимирович
Литература: А. В. Семенович «Метод замещающего онтогенеза», Акутина и Пылаева все о трудностях обучения детей в школе, Микадзе Ю. НП детского возраста, Ж. М. Глозман коррекция детей, Е. Д. Хомская «Христоматия», Цветкова восстановление речи, Лурия «Потерянный и возвращенный мир» (дневник пациента)
Нейропсихология(НП). Становление и развитие нейропсихологии как науки.
НП зародилась в России в 1920-1940 гг. Основоположник НП Алексадр Ананович Лурия.
Нейропсихология – это отрасль клинической психологии, которая изучает мозговые основы психики человека и их нарушения, возникающих при локальных нарушениях головного мозга.
19 век. Начался прорыв в изучении головного мозга, ученый Франц Галь создал карту головного мозга.
Исторически сложились три крупные теории: первые две – 19 век, последняя – 20й.
1. Теория узкого локализационизма. 19 век. 1861 г. Автор французский ученый Поль Брока. Идея состоит в том, что каждая психологическая функция имеет свое место, где она хранится. Живейшим сторонником этой теории становится другой ученый Вернике, продолжая исследования в этом направлении. (оба ученых имеют «представительства» в головном мозге – их именами названы отдельные участки в коре).
2. Теория антилокализационизма. Один из основоположников считается англичанин Хьюлинг Джексон. Идея в том, что четкой локализации в головном мозге нет: любая психическая функция задействует весь мозг целиком, другими словами, психическая функция везде и нигде.
3. Теория системной и динамической локализации высших психических функций(ВПФ). Функция в головном мозге локализована системно, это означает, что отдельная психическая функция связана с работой разных областей мозга, которые обеспечивают работу отдельных звеньев. Каждое звено психической функции связано с конкретной областью мозга, в результате психическая функция есть взаимодействие всех звеньев между собой,
Лурия дал этому научно-исследовательскую базу, а Выготский – теории, идеи и определения. ВПФ реализовываются в трех состояниях(по Выготскому): а) ВПФ не даются нам по рождению, это продукт социализации (Лурия это подтвердил экспериментально), б) все ВПФ опосредованы по своему протеканию (т.е. не напрямую, а в обход) за счет речи (ничего не будет без речи: ни памяти, ни внимания - ничего), в) ВПФ произвольны по своему протеканию – я захочу - я запомню/сделаю (непроизвольные реакции, напр, запомнил случайно) не являются ВПФ).
Внимание(!): ВПФ в головном мозге НЕТ, есть звенья, обеспечивающие ту или иную функцию.
С системностью понятно. Под динамикой ВПФ Лурия считал, что ВПФ в течении жизни может менять свою локализацию. Динамика(или изменения) локализации ВПФ три: отногенетическая (развитие детей), в результате тренировки той или иной психической функции(у взрослого человека) и в результате локального поражения головного мозга ( травмы, опухоли и т.п).
Заслуга Лурии еще и в том, что он разделил мозг на блоки.
# Выготский считал, что ребенок развивается и адаптируется снизу вверх (возможности адаптации и развития от простого к усложненному), а у взрослых – сверху вниз.
Структурно-функциональные блоки мозга Лурия.
Их три:
1. Энергетический или блок регуляции тонуса и бодрствования.
Сюда входят неспецифические структуры ствола головного мозга, а именно: продолговатый мозг, варолиев мост, средний мозг и промежуточный мозг (таламус (это как тетенька-телефонистка большой АТС), гипотоламус и гипофиз), а так же медиабазальные отделы лобных и височных долей головного мозга и мозолистое тело. Ретикулярная или сетчатая формация отвечает за цикл сон-бодрствование (ее повреждение приводит к коме). Отвечает за активность организма. Окончательное формирование 1 блока мозга завершается к 6-7 годам. 0сновной критерий развития первого блока мозга – это овладение собственным поведением – ребенок в состоянии контролировать свое поведение: на уроках может сидеть спокойно и слушать учителя, напр.
На что надо обратить внимание при нарушениях: короткое время концентрации внимания (не более 3-5 минут), возможное искаженное представление о боли – свою боль не способен оценить и, соответственно, чужую тоже, импульсивность, раскачивающиеся движения, синдром «провалов» - бегает-бегает, а потом как будто провалился/замер и через какое-то время, словно при переподзарядке, снова активность.
2. Блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, поступающей извне.
Сюда входят: височная, теменная и затылочная доли мозга и вся задняя часть. Сюда входят различные поля: первичные, вторичные и третичные поля(задний третичный или ассоциативный комплекс).
а) Первичные поля или проекционные поля(информация проецируется от рецептора на области мозга без изменения). Это области мозга, в которые приходит информация, непосредственно от соответствующих рецепторов. Информация прибывает без изменений в самом простом виде, только простые формы. Первичные поля позволяют выделять отдельные признаки воспринимаемого об»екта. Для зрения первичная зона – зона №17, для слуха - № 41, кожно-кинестетическая – рядом с центральной бороздой №3.
Эти поля модально-специфические: информация, пришедшая через один вид рецептора, приходит только на соответствующую зону коры ГМ (от глаза в зрительную, от уха – в височную и т.д.). При поражении первичных полей возникают элементарные нарушения: видеть только часть общей картины, слуховые эффекты типа писка или звона, напр., кинестетические – выпадение участком чувствительности. Формируются (должны быть сформированны) к первым двум годам ребенка.
б) Вторичные поля. Формируются первые два-три года жизни. Развиваются несинхронно в разных сенсорных системах. Вторичные поля позволяют производить синтез выделенных первичными полями признаков, т.е. мы в состоянии представить себе какой-либо об»ект в более полной форме – видим доску, может понять какая она на ощупь и что с ней делать. Это уже не просто восприятие, а распознавание об»ектов.
Зрительные поля – зоны №18-19, слух – зона №42-22, к-кинестетическая – зоны №1-2 и верхние части 5 и 7.
Так же модально-специфические.
При поражении вторичных полей возникают сложные нарушения восприятия (агнозии – от гнозис-познание). Могут принимать принципиально разные формы в зависимости от пораженного полушария, т.е. поражение в левом и такое же поражение в правом полушариях будут различны по воспроизведению.
в) Третичные поля. Являются областью перекрытия анализаторов. Локализованы в верхне-теменной, нижне-теменной, а так же в височно-теменно-затылочной областях. Они позволяют проводить надмодальный синтез информации. Третичные поля обеспечивают выполнение синтетических видов деятельности.
Не модально специфичны.
Благодаря этим третичным полям мы пишем, читаем, считаем.
Нарушения третичных поле: в Зоне ТРО – височно-теменно-затылочная зона, дислексии и прочая
3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Все, что от центральной борозды в лобную зону.
Сюда входят: премоторная область(спереди от центральной борозды) и префронтальная(спереди от премотроной) область мозга.
Обеспечивает возможность постановки целей, формирование намерений, этот блок отвечает за программирование деятельности и постановку задач, обеспечивает поэтапный и заключительный контроль за выполнением намеченной программы.
Современные методы НП.
1. Клиническая нейропсихология. Постоянное и систематическое пополнение знаний за счет описания и исследований разных синдромов.
2. Экспериментальная нейропсихология. Так же изучает различные синдромы, но с применением медицинских и лабораторных методов.