Для студентов заочной формы обучения. Государственное образовательное учреждение
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Российская академия правосудия
Кафедра организации судебной
И правоохранительной деятельности
Юридическая психология
Учебно-методический комплекс
Для студентов заочной формы обучения
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Квалификация «бакалавр»
Москва
Автор:
Дмитриева Лилия Алексеевна, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия кандидат психологических наук, доцент.
Рецензенты:
Петухов Николай Александрович, заведующий кафедрой организации судебной и правоохранительной деятельности Российской академии правосудия, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.
Котенев Игорь Олегович, доцент кафедры педагогики, психологии и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ, кандидат психологических наук, доцент.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 2 от «4» октября 2011 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ____ от ___ ____________ 2011 г.).
© Российская академия правосудия, 2011
© Дмитриева Л.А., 2011
Содержание
Введение …………….. ……………………………………………………….... | |
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………. | |
Тематический план ……………..……………………………………………… | |
Программа курса ….……………………………………………………………. | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов ………………………….. | |
Задания для выполнения контрольных работ ..……………………………….. | |
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля …………………………………………. | |
Примерная тематика рефератов …… …………………………………………. | |
Примерная тематика дипломных работ ……………………………………… | |
Литература ……………………………………………………………………… | |
Вопросы для подготовки к зачету ……………………………………………... |
Введение
Учебная дисциплина «Юридическая психология» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, формирующих базовые знания, необходимые для подготовки бакалавров по специальности 030900.62 «Юриспруденция».
Цель курса –формирование у студентов комплексных психолого-юридических знаний и навыков для решения профессионально-психологи-ческих задач в современных условиях развития правового государства, для предупреждения кризисных явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества.
Задачами дисциплины являются:
· раскрытие теоретико-методологических основ юридической психологии,
· формирование представлений о сущности психологических явлений в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества,
· изучение основ криминальной, правовой и пенитенциарной психологии, психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов,
· формирование и развитие умений и навыков психологического анализа противоправных действий, девиантной и делинквентной личности.
Решение этих задач будет способствовать формированию у студентов психолого-юридического мышления.
Концепция освоения курса включает следующие аспекты:
· реформирование российского общества, развитие новой государственности, фундаментальное обновление законодательства;
· осуществляемые реформы в сфере судопроизводства и исполнения наказаний, направленные на усиление защиты прав и свобод граждан;
· психологический анализ основных правовых категорий (правовая социализация личности, социально-психологические проблемы эффективного правотворчества, аспекты формирования правосознания и правоисполнительного поведения);
· психологическую культуру как фактор, детерминирующий гуманизацию и эффективность правоохранительной деятельности.
На изучение этой дисциплины по федеральному государственному стандарту выделяется 3 зачетных единицы (108 часов), из них: аудиторных занятий – 6 часов (6 ч лекций), самостоятельной работы под контролем преподавателя и научно-исследовательской работы студента – 102 часа.
Дисциплина изучается в двух семестрах и завершается зачетом. Перечень вопросов для подготовки к зачету содержится в настоящем пособии.
Основными видами занятий являются проблемные лекции по актуальным вопросам юридической психологии.
Для проверки знаний студентов по завершении изучения тематических разделов курса проводятся контрольные работы и рубежный контроль, форма и сроки проведения которого определяются учебной частью академии по согласованию с преподавателями.
Для развития навыков самостоятельной и творческой работы рекомендуется привлечение студентов к подготовке рефератов, докладов и дипломных работ по психолого-юридической проблематике правоприменительной сферы. Тематика указанных видов работ предложена в настоящем пособии.
В качестве основных учебных пособий для изучения курса рекомендуются:
Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.
Юридическая психология: Хрестоматия / авт.-сост. В.В. Романов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010*.
Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003*,
Общая, социальная и юридическая психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2003.
В результате изучения учебной дисциплины «Юридическая психология» студенты должны:
иметь представление:
· о подходах к раскрытию юридико-психологической реальности;
· о сущности психологических явлений, формируемых в правоприменительной сфере жизнедеятельности общества;
· о психологических аспектах противодействия и профилактики преступности;
знать:
· основы общей и социальной психологии;
· психологические особенностидевиантной и делинквентной личности;
· психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов;
· психологические основы уголовного и гражданского судопроизводства;
· психологическую специфику культуры судебного процесса;
· основы психологического анализа следственных ситуаций;
уметь:
· ориентироваться в проявлениях психических состояний эмоциональной напряженности;
· анализировать психологические аспекты противоправных действий;
· психологически обоснованно конструировать коммуникативную и познавательную деятельность;
· реализовывать задачу воспитательно-профилактического воздействия суда;
· обобщать и систематизировать значимые факторы юридико-психологической действительности;
· пользоваться профессиональными психотехнологиями;
· актуализировать и углублять психологические познания.
Объем дисциплины
И виды учебной работы
Виды учебной работы (по учебному плану) | Количество часов в соответствии с учебным планом |
Трудоемкость | |
Аудиторные занятия, из них | |
лекции | |
семинарские занятия | - |
практические | - |
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и научно-исследовательская работа студента | |
Форма итогового контроля | зачет |
Тематический план
для студентов заочной формы обучения
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану) | ||
лекции | самост. работа и НИРС | |||
Раздел 1. Юридическая психология как прикладная научная отрасль | ||||
Тема 1.1 | Методологические основы юридической психологии | - | ||
Тема 1.2 | История и направления развития юридической психологии в России и за рубежом | - | ||
Раздел 2. Психология личности в сфере правоприменения | ||||
Тема 2.1 | Понятие личности в психологии и праве | - | ||
Тема 2.2 | Психические познавательные процессы: виды, значение в правоприменительной сфере | - | ||
Тема 2.3 | Эмоционально-волевая регуляция поведения. Психические состояния личности: характеристика, правовое значение | |||
Тема 2.4 | Индивидуально-психологические свойства личности: характеристика, правовая оценка | - | ||
Раздел 3. Судебно-психологическая экспертиза | ||||
Тема 3.1 | Судебно-психологическая экспертиза: предмет, компетенция, классификация | |||
Тема 3.2 | Предметные виды судебно-психоло-гической экспертизы в уголовном и гражданском судопроизводстве | |||
Раздел 4. Криминальная психология | ||||
Тема 4.1 | Психолого-правовая характеристика криминальной личности | - | ||
Тема 4.2 | Психологические механизмы преступного деяния | - | ||
Тема 4.3 | Психология группового преступного поведения | - | ||
Тема 4.4 | Криминальная субкультура | - | ||
Раздел 5. Психология правоохранительной деятельности | ||||
Тема 5.1 | Психология личности юриста | - | ||
Тема 5.2 | Психологические подструктуры профессиональной деятельности юриста (познавательная, коммуникативная, организационно-управленческая) | - | ||
Тема 5.3 | Психологические особенности профессионально-юридических действий в правоохранительной деятельности | - | ||
Раздел 6. Психологические аспекты судопроизводства | ||||
Тема 6.1 | Психология правоприменительной деятельности в уголовном и гражданском судопроизводстве | |||
Тема 6.2 | Психологические особенности коммуникации в судебном заседании | |||
Раздел 7. Правовая психология | ||||
Тема 7.1 | Правовая психология: основные категории, направления развития | - | ||
Тема 7.2 | Правовая культура: сущность и формирование | - | ||
Раздел 8. Пенитенциарная психология | ||||
Тема 8.1 | Пенитенциарная психология как область деятельности и юридико-психологического знания | - | ||
Тема 8.2 | Психология личности и среды осужденных | - | ||
Тема 8.3 | Проблемы ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы | - | ||
Итого по дисциплине | ||||
Форма итогового контроля | зачет | |||
Программа
Раздел 1.