Личностная психология буша

Картина мира президента дает нам дорожную карту с описанием его политических взглядов и амбиций, но его психология — это средство их реализации. Я не имею в виду то, что вопрос выполнения его целей может быть сведен только к его психологии. Я имею в виду то, что психологические качества президента — уровень и природа его амби­ций, сила его идеалов, его способность и желание создавать реальные связи с другими, когнитивные и социальные характеристики, свойства его характера — это критические элементы его лидерства. А лидерство — это личное и политическое средство выполнения президентских обязан­ностей. Что же мы можем сказать о психологических качествах Буша и их связи с его деятельностью? Давайте начнем с психологии Буша.

Связь с окружением

Президент Буш — это человек, который любит других и тянется к ним. Они в свою очередь тянутся к нему. После долгого наблюдения за ним в ходе избирательной кампании один репортер «Нью-Йорк тайме» написал: «Буш — прирожденный политик, в куда большей степени, чем вице-прези­дент, с домашним обаянием "своего парня", которое расслабляет людей. Он любит толпу, наслаждается светом софитов и неизбежно воспринимается аудиторией как симпатичный, веселый, откровенный и скромный» [Kristof, 2000, p. А23]. Эта его черта ярко проявилась в академии Эндовера [Mitchell, 2000, р. 46-72], Йеле [Minutaglio, 2000, р. 95; Mitchell, 2000, р. 86-113], в том, что он является совладельцем бейсбольной команды «Техасские рейнд­жеры», и, конечно, в возвышении его как политика.

Тем не менее, хотя Буш любит других и его к ним влечет, он не из тех, кто нуждается в одобрении. Часто потребность в одобрении совмещается с желанием признания своих успехов. Признание — широкая категория, на­прямую связанная с потребностью в признании и уважении со стороны других за то, что человек считает важным сам. Если вы ставите интеллект выше красоты, то вы не будете польщены, если вас назовут симпатичным. Если, как Джордж Буш, вы и не претендовали на то, чтобы стать серьезным ученым-политологом, то критические замечания о ваших способностях на этот счет не будут иметь на вас такого влияния, как на кого-то, кто гордится своими детальными знаниями в этой области.

Некоторые политические лидеры тянутся к другим, чтобы избежать конфликта. Они скорее пойдут на уступки, особенно по отношению к своим сторонникам. Буш — это президент, который может быть незави­симым как от своих союзников, так и от своих оппонентов.

Даже самые бескомпромиссные политики могут быть заложниками тех, с кем они должны соглашаться, тех, кто поддерживает их и чью поддержку они ищут. Будучи неспособными держаться от них в сторо­не, они с трудом могут противоречить своим друзьям или отдалиться от тех, на чью поддержку они рассчитывали. Настоящий тест на личную и политическую независимость кандидата в президенты или президента состоит не в том, может ли он нападать на оппонентов, а в том, спосо­бен ли он разочаровывать своих друзей. Последнее Буш проделывал периодически13.

Стоя в стороне

В избирательной кампании 2000 г. Буш, как и его оппонент, пытался завоевать голоса различных, противоречиво настроенных групп. Он должен был мобилизовать и консолидировать свой базовый электорат. Он должен был достучаться до тех, кто еще не был его сторонником, но мог им стать. И он должен был при этом учитывать образ его оппонента.

Большинство кандидатов делают это, подчеркивая свои привлека­тельные стороны. Они делают акцент на проблемах, которые вызывают резонанс в обществе, среди своих последователей, и тех, чьи голоса они хотят получить. Буш делал все это, но он делал и другое. Один журналист написал о Буше во время кампании 2000 г. следующее: «Хотя Буш в ходе его кампании брал курс то вправо, то влево, чтобы перехитрить своих со­перников, поражает то, как мало он заигрывает с аудиторией. Говоря с рабочими, которые встревожены ростом импорта, он мягко перечисляет выгоды от свободной торговли. Обращаясь к влиятельным республикан­цам, наряженным в жемчуга, он с симпатией говорит о мексиканских иммигрантах и провозглашает, что матери-одиночки делают самую тя­желую работу в Америке. Перед белой публикой, которая наверняка предпочитает услышать официальный язык Америки — английский, Буш случайно роняет фразу на испанском. Зрители разглядывают Буша в молчаливом изумлении» [Kristof, 2000, p. А15].

Когда Буш приехал в консервативную Южную Каролину перед прай-мерис против Джона МакКейна, которые ему необходимо было выигры­вать во что бы то ни стало, «Буш не бросил риторику, которую он ис­пользовал до Южной Каролины, и периодически упоминал достижения и идеалы, о которых вовсе не обязательно хотели слышать избиратели-консерваторы. Почти всякий раз, когда он говорил о необходимости улучшения образования, он упоминал об успехах, которых добились испаноязычные и чернокожие студенты в Техасе. На каждый вопрос о нелегальной иммиграции — причине сильного раздражения некоторых жителей Южной Каролины — он отвечал напоминанием избирателям о том, многие мексиканцы устремились в США просто ради лучшей жиз­ни для своих детей». Буш — это явно человек, который не испытывает дискомфорта, стоя в стороне от большинства.

Амбиции

Амбиции Буша больше политические, чем личные. О его довольно извилистых ранних попытках найти себя в жизни, в эмоциональном и профессиональном плане, уже говорилось выше. В отличие о целого ряда президентов — на ум тут же приходят Вудро Вильсон, Билл Клин­тон и Лин дон Джонсон — Джордж Буш-мл. не выказывал ранней жаж­ды стать президентом.

Сам он сказал о своих амбициях: «В 15 лет я не просыпался со слова­ми: "Я очень хочу быть президентом". Я не думал об этом, когда мне был 21 год, 31 год, 41 год. Я баллотировался в губернаторы не для того, чтобы стать потом президентом. Я баллотировался в губернаторы, чтобы стать губернатором штата, который я люблю» (интервью CNN, 1999).

Тем не менее верно и то, что политика и госслужба всегда были частью семьи Бушей. В этой семье политика была как воздух; это про­сто принималось как данность. Джордж был введен в мир большой политики в раннем возрасте и воспринимал ее как свою потенциальную профессию. Вспомните, что он подумывал о том, чтобы избираться в законодательное собрание Техаса в 25 лет. Политические амбиции Джор­джа Буша-мл. частично связаны с «семейным бизнесом», частично — с идентификацией с его отцом.

Хотя, если бы он сгорал от желания осуществить свои политические амбиции, то мог бы легко занять высокий пост в администрации отца. Для сына, который ищет пути становления в качестве независимой лично­сти, это был не самый привлекательный вариант. Вместо этого он вер­нулся в Мидлэнд, Техас, чтобы попытать счастья в нефтяной индустрии. Если он чем-то и был увлечен, это поиском своего места в мире бизнеса и, в более широком смысле, места во взрослой жизни. Его главной ам­бицией было найти себя.

Широко распространено мнение о том, что Буш — политик, кото­рый предпочитает фокусироваться на нескольких политических програм­мах, неумолимо их проталкивая вперед [Seib, 2002, p. А24]. В качестве доказательства сторонники этой точки зрения указывают губернаторскую избирательную кампанию Буша, в которой он делал упор на четыре основные темы: образование, реформа гражданских правонарушений, борьба с криминалом и реформа социального обеспечения [Minutaglio, 2000, р. 277-279; Mitchell, 2000, р. 304-305]. И действительно, в первой кампании на пост губернатора и во время своего первого срока в каче­стве губернатора он действительно вел себя так.

Однако его поведение на президентском посту было совсем другим. На первый взгляд могло показаться, что в Белом доме Буш будет придерживаться той же стратегии, что и во времена губернаторства. Однако, будучи губер­натором, Буш взаимодействовал с законодательным собранием, которое собиралось на сессии раз в год, к тому же губернаторство в Техасе «сла­бое» — с малым числом исполнительных полномочий. По этим причинам губернаторский опыт Буша является обманчивой базой для обобщений.

1 сентября 2001 г. президент Буш объявил, что четырьмя его прио­ритетами на осень являются «экономика; образование; перспектива, вклю­чая его закон о поддержке религиозных социальных программ; и безопас­ность, включая оборону, медицинское обслуживание и социальную безопасность». В реальности этот список не уложился в четыре пункта. Только два пункта, президентский законопроект об образовании и религи­озных социальных программах, были объединены в единый билль. Осталь­ные политические инициативы могли быть воплощены только в нескольких

основных биллях. Например, крупное снижение налогов, предложенное Бушем, стало лишь первым в целой серии подобных шагов. Четвертая сфера, безопасность, включала в себя целый ряд важных программных инициа­тив — среди них оборонная стратегия и переориентация политики в сфере национальной безопасности. Они в свою очередь включали в себя ряд новых программ, таких как система противоракетной обороны.

Вдобавок Буш хотел пересмотреть программы социальной безопасно­сти и медицинского страхования, и то, и другое представлялось политичес­ки болезненным и трудным предприятием. Неудивительно, что колумнист Дэвид Броудер [Brouder, 2001, p. В07] пересмотрел свою раннюю оценку президентских амбиций и задался вопросом — не пытается ли Буш сделать слишком много, располагая слишком малым (политическим капиталом). Он отметил, что президент фактически добавил в свой список неотложных дел разработку всеобъемлющего энергетического плана, в свою очередь состоящего из нескольких многообещающих и противоречивых частей, законопроект по реформе здравоохранения и проект Акта о торговле, кото­рый наделял президента полномочиями подписывать соглашения, которые не могут быть исправлены Конгрессом [Cooper, 2001].

Этот список можно продолжать14, но я думаю, что вывод очевиден. Буш не является президентом с ограниченным набором амбиций в обла­сти политических программ, напротив, его амбиции в этой сфере огром­ны15. Как пишут Болц и Нил: «Любая из основных тем избирательной кампании Буша может обеспечить президента работой на большую часть первого года его срока; Буш, похоже, решил заняться ими всеми сразу» [2000, p. А01]. В самом деле, именно этот факт объясняет жалобы его критиков на то, что он начал свое президентство так, словно пользовал­ся всеобщей поддержкой. Наряду с вопросами о легитимности избрания Буша после трудностей с подсчетом голосов во Флориде, который при­вел его в Белый дом, следующая наиболее часто встречающаяся критика состояла в том, что он начал свое правление не так, как следовало бы, учитывая, что он победил с таким минимальным перевесом. Критики ожидали, а некоторые и требовали, пересмотра повестки дня в сторону уменьшения или того, чтобы она соответствовала их взглядам. Буш не сделал ни того, ни другого, и это решение отразило еще один важный элемент его психологии. Буш был намерен играть по своим правилам, а не по правилам его критиков.

Наши рекомендации