Тема 20. Психологическая безопасность среды

1. Факторы и качества социальной среды организации.

2. Психологическая безопасность человека.

1. К основным характеристикам социальной среды организации можно отнести следующие:

- потенциал организации, её социальная инфраструктура;

- условия работы и охрана труда;

- социальная защищённость работников;

- социально-психологический климат коллектива;

- материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;

- внерабочее время и использование досуга.

Почти все указанные характеристики включают психологические аспекты – общение, совместную деятельность, общие нормы и другие. Социально-психологический климат – это суммарный эффект от воздействия многих факторов, влияющий на персонал организации. Он проявляется в трудовой мотивации, общении работников, их межличностных и групповых связях. Нормальная атмосфера этих отношений даёт возможность каждому сотруднику чувствовать себя частицей коллектива, обеспечивает его интерес к работе и необходимый психологический настрой, побуждает к справедливой оценке достижений и неудач как собственных, так и коллег, организации в целом.

В структуре социально-психологического климата коллектива взаимодействуют три основных компонента: психологическая совместимость работников, их социальный оптимизм, нравственная воспитанность. Выражая отношение работников к совместному делу и друг другу, социально-психологическая атмосфера выдвигает на передний план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода, стимулируют работника, вызывают у него напряжение сил или спад энергии, трудовой энтузиазм или апатию, заинтересованность в деле или безразличие.

Говоря психологическим языком, факторы социальной среды – это те влияния и особенности группы, которые определяют эффективность совместной деятельности и работы, ценности и нормы и, как следствие, психологический комфорт членов группы. В социальной психологии существует достаточно много исследований, посвященных феноменам группового взаимодействия, некоторые мы рассматривали ранее.

Так в конце 20 века американский психолог П. Варр, известный своей витаминной моделью психического здоровья, изучал взаимосвязь между занятостью и безработицей и душевным здоровьем и психологическим равновесием. Он сделал вывод, что существует 9 разных видов факторов, благодаря которым занятость или безработица приводят к улучшению или ухудшению душевного здоровья.

1. Возможность персонального контроля обеспечивает среда. Контроль состоит из двух элементов: возможность решать и действовать по своему усмотрению, и предвидеть последствия своих действий.

2. Возможность применять навыки.

3. Внешне порождаемые цели стимулируют человека к достижениям и развитию.

4. Разнообразие среды и деятельности.

5. Ясность среды обеспечивается обратной связью, касающейся последствий произведенных действий и четкостью ролевых требований.

6. Доступность денег дает возможность контролировать собственную жизнь.

7. Физическая безопасность связана с постоянством среды.

8. Возможность межличностных контактов обеспечивает социальную поддержку, инструментальную и эмоциональную помощь.

9. Достойное социальное положение обеспечивается осознаваемой ценностью своих действий и приписанной роли. Обычно существует обыденное представление об уважении, на нем базируется отношение индивида к себе.

Общепринято, что систематическая связь двух переменных подразумевает линейную зависимость, т.е. увеличение одной сопровождается возрастанием второй. Но, по утверждению автора, взаимосвязь психического здоровья и каждой из девяти переменных не представляет собой линейную зависимость. В случае с заработной платой есть доказательства некоторого улучшения психического здоровья в процессе увеличения заработной платы, далее при прочих равных обстоятельствах состояние психического здоровья остается более или менее постоянным. Таким образом, необычайное увеличение заработной платы высшего звена служащих не гарантирует, что это поможет им чувствовать себя счастливее коллег из низшего звена управления, но при этом очень низкая заработная плата может сделать их несчастными.

Кстати, Майкл Аргайл приводит данные о различных эксериментах, которые в целом приводят к очевидным для думающего человека выводам.

Деньги в целом не приносят счастья.

Выигрыш в лотерее делает людей менее счастливыми

В определенном смысле счастье является врожденным

Счастливые живут дольше

Дольше живут те, кто ходит в церковь

Наличие детей в целом не влияет на ощущения счастья , все зависит от жизненного цикла семьи

Пожилые люди счастливее молодых

Просмотр мыльных опер оказывает на людей благотворное воздействие.

Возможность контролировать – это другая детерминанта психического здоровья, она действует иначе. Небольшая степень или отсутствие как таковой возможности контролировать то, чем ты занимаешься, вредит психологическому здоровью, которое соответственно улучшается по мере появления у человека чувства, что он может влиять на свою работу. Контроль сверх меры не улучшает психического здоровья, а фактически ухудшает его, в отличие от фактора заработной платы. Если вы чувствуете возможным контролировать абсолютно все аспекты вашей деятельности, то где в таком случае найти место элементам спонтанности, творчества и профессионального вызова? Чрезмерный контроль также несет в себе угрозу.

Эти два принципа воздействия подобны действию двух типов витаминов, влияющих на физическое здоровье. Из всех существующих витаминов лишь некоторые способны навредить, так что если вы испытывали недостаток всех витаминов, то полезно увеличить прием каждого витамина. Оптимальное состояние достигается при прочих равных условиях до того, как потребление превысило нормальный уровень. Во всяком случае, в течение некоторого времени дальнейшее увеличение уровня потребления не приведет ни к улучшению, ни к ухудшению здоровья. Варр утверждает, что витамины 1, 2 и 3 - возможность персонального контроля, возможность применять навыки и внешне порождаемые цели стимулируют человека к достижениям и развитию. В то время как витамины с 4-го по 9-й - Разнообразие среды, ясность среды, доступность денег, физическая безопасность, возможность межличностных контактов и достойное социальное положение наносят вред личности.

Также Варр выделяет 5 компонентов или показателей психического здоровья:

1) Эмоциональное благополучие, которое включает в себя два самостоятельных параметра - удовольствие и возбуждение.

2) Компетентность.

3) Автономность.

4) Уровень притязаний.

5) Интегрированное функционирование.

Эти показатели, скорее всего, подлежат как субъективной оценке, так и могут быть оценены окружающими людьми. Указанные показатели могут быть включены в экспертную оценку в самых разных исследованиях, например, профессиональном отборе, аттестации и в работе, связанной с формированием так называемого «резерва на продвижение».

2. Безопасность можно рассматривать на разных уровнях: индивидуальную безопасность человека, безопасность общества и семьи, государственную безопасность, планетарную безопасность. Человек как субъект безопасности может стать и организатором, и разрушителем, как собственной, так и общественной безопасности и даже поставить под угрозу существования нашу планету. Психологическая безопасность является ведущей характеристикой, определяющей развитие социально и психологически здоровой личности.

Итак, после удовлетворения основных физиологических (витальных) потребностей наиболее актуальной для индивида становится потребность в безопасности. Это потребность включает несколько аспектов: потребности в защищенности, стабильности; в отсутствии страха и тревоги; потребность сохранения физического и психического здоровья; потребность в структурированности и упорядоченности окружающего мира; в законе и нормах регуляции социального поведения; в помощи и покровительстве окружающих и т.д. Стремление к безопасности может превратиться в первостепенную потребность человека и всецело определять его поведение.

Потребность в безопасности может удовлетворяться не только такими простыми и очевидными способами, как физическая охрана людей, имущества или защита информации. Социальный аспект безопасности включает в себя стремление иметь надежное место работы, счет в банке, страховки, социальные гарантии (здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение). В обществе существует потребность не только в личной, но и в общественной безопасности - это государственная, финансовая, продовольственная безопасность страны. Недостаточное обеспечение государством этих направлений личной и общественной безопасности, что имеет место сейчас в России, закономерно повышает спрос на соответствующие сервисные услуги.

Наконец, в самом обобщенном виде стремление человека к безопасности выражается в предпочтении старых вещей новым и знакомого неизвестному. Поэтому с потребностью в безопасности связано даже стремление к формированию религиозного или философского мировоззрения. Религия или философия организуют знания о природе и обществе в логически связанное содержательное целое, взаимосвязанную систему. Тем самым мир становится более понятным и предсказуемым, а следовательно, менее опасным. В этом смысле удовлетворение потребности в познании приводит и к удовлетворению потребности в безопасности.

Стремление к сохранению мира постоянным и неизменным характерно для разных периодов истории общества. В своем крайнем, болезненном виде оно наблюдается в поведении больных некоторыми видами невроза. Страдающие ими люди всеми силами стремятся упорядочить и стабилизировать условия своей жизни так, чтобы ни в коем случае не могло возникнуть никаких неуправляемых и неожиданных явлений. Если же какое-то неожиданное событие происходит, такие больные считают его страшной угрозой своей безопасности и впадают в панику.

Механизмы процесса формирования и развития психологической безопасности личности детерминированы её поведением в различных ситуациях. Выбор способа поведения определяется субъективным пониманием ситуации. Например, чувство угрозы или страх возникает, когда человек оценивает ситуацию как опасную и не располагает, на его взгляд, достаточно надёжными способами её решения (завышение объективной опасности). Следовательно, угроза сама по себе ещё не является источником психологической опасности. Люди, которые сформировали навыки работы в опасных условиях и овладели способами устранения личностной угрозы, как правило, не испытывают страха, неуверенности или подавленности. В том случае, когда угроза возникает неожиданно, человеку приходиться искать выход из ситуации, изменяя ранее существовавшие формы поведения и планы действий. Ощущение угрозы может возникнуть, если у человека нет возможности удовлетворить существенные для него потребности. Эти размышления приводят к очевидному выводу: чем выше уровень определённости и знаний о способах действия, которые позволяют решить проблему в определённых условиях, тем выше уровень психологической безопасности.

В настоящее время исследуются различные аспекты безопасности. Так в менеджменте широко используется понятие «информационно – психологическая безопасность». Выделяют несколько основных направлений реализации информационно-психологической безопасности:

- экспертиза сильных и слабых мест в системе руководства; социально-психологической структуры коллектива; состояния корпоративной культуры; психологического состояния конкретных сотрудников; внешних и внутренних угроз; степени лояльности партнеров; состояния кадровой структуры; психологически нежелательных характеристик персонала;

- научное консультирование по проблемам: имиджа организации и ее первого лица; разработки системной безопасности структуры; разработки стратегии бескризисного ее развития; разработки системы кадрового обеспечения работы структуры; психологической безопасности персонала;

- обучение и тренинги по проблемам эффективного делового общения; технологии «конфликтных» переговоров; эффективной системы управления; психологической готовности персонала к действиям в экстремальных ситуациях; противодействия манипулятивным воздействиям.

Важным условием психологической безопасности является готовность к безопасному взаимодействию (общению) и безопасной профессиональной деятельности. Можно выделить направленность на безопасность по отношению к себе, другим людям и окружающей действительности. В педагогической психологии личностные качества, обеспечивающие личностную безопасность, исследуются достаточно давно. Мы полагаем, что указанные качества обеспечивают эффективность в любой профессиональной сфере, включающей совместную деятельность и взаимодействие людей.

Итак, на первое место И.А.Баева ставит гибкость, это сочетание определенных характерологических свойств, проявляющихся в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой стабильности (устойчивости) и вариативности.

Личностные характеристики вариативности позволяют быстро перестраиваться, адекватно ситуации проявлять свое эмоциональное состояние, менять свое поведение в зависимости от условий, т.е. вариативность обеспечивает своевременный отказ от неэффективных идей, поиск нового решения, позитивную эмоциональную экспрессивность и социальную смелость, и артистизм в ролевом поведении. Но наличие одного такого свойства как вариативность не позволит личности доводить намеченные задачи до логического завершения, поэтому для уравновешивания необходима стабильность или устойчивость.

Среди основных показателей стабильности (устойчивости) в интеллектуальной сфере можно выделить самостоятельность мышления, устойчивые познавательные потребности. В эмоциональной сфере – это отсутствие склонности к переживаниям тревоги, страха и гнева, в поведенческой сфере – социальная нормативность поведения и признание ценности другого человека. Высокий уровень эмоциональной устойчивости сохраняет необходимую для любой профессиональной деятельности благоприятную психологическую атмосферу. Интеллектуальная устойчивость проявляется в самостоятельности и постоянно выраженной познавательной потребности, поведенческая – социальную нормативность поведения. Также эмоциональная устойчивость обеспечивает психическое и физическое здоровье личности, т.е. создает психологическую безопасность.

Психологическим условием, обеспечивающим повышение уровня психологической безопасности личности, является развитие самосознания, включающее самопознание (безопасный тип личности), самоотношение (адекватная самооценка), саморегуляцию (уравновешенность, способность регулировать эмоциональное состояние).

Можно заключить, что психологическая безопасность в организации и совместной деятельности равнозначно определяется как характеристиками среды, так и личностными качествами индивида. Личная психологическая безопасность в большей мере зависит от адаптивных способностей индивида – гибкости, познавательных способностей и эмоциональной устойчивости.

Содержание практического занятия.

Вопросы для самостоятельного изучения.

1. Личностный и жизненный потенциал человека. Понятие, исследования и измерение.

2. Психологические ресурсы человека. Психологический аспект рассмотрения.

3. Психическая ресурсность и ее исследования в социологии, философии, менеджменте.

Литература.

1. Бодров В. А. Информационный стресс. - М. : Per Se, 2000. - 352 c.

2. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент . - М. : Финпресс, 2000. - 1056с.

3. Маклаков А. Г. Общая психология. - CПб. : Питер, 2003. - 592 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации - М. : Эксмо, 2005. - 960 с.

5. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / под ред. Ю.В.Щербатых. – СПб.: Питер, 2008.- 256 с.

Содержание практического занятия.

Наши рекомендации