История психологии, её развитие и основные направления

Психология – наука о душе. Предыстория лежит в древнегреческой философии, еще в 6 в. Д.н.э. формируется предмет психологии - душа.

Гераклит. Первые рационалистические научные знания . Первоосновой всего он считал огонь – а душа есть искорка от этого огня. По Гераклиту разница между душой взрослого и ребенка в том, что у ребенка душа мокрая, о мере взросления становится суше и горячее, а от этого зависят познавательные способности.

По Демакриту(5-4 в. Д.н.э.) душа подобна потоку огненных атомов, которые предают активность инертному телу, источник действия. В голове – разумная часть души, в груди – мужественная, в печени – вожделеющая. Демакрит первым сказал, что человек не может совершенно правильно и адекватно познать окружающий его мир. Он полагал, что случайностей нет, все предопределено и детерминировано. Придавал важное значение воспитанию – оно должно дать три дара – хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать.

Гиппократ и его учение о темпераментах (5-4 в.)

4 жидкости – кровь, желтая желчь, черная желчь, слизь.

Преобладающая жидкость определяет темперамент человека. Холерик – желтая желчь, флегматик – слизь, меланхолик – черная желчь, сангвиник – кровь. Душевные качества он ставил в зависимость от телесных свойств.

Эта типология называется гуморальной (гумор – жидкость).

Алкмеон(6 в.) Мозг – орган души. Он открыл прямую зависимость ощущений от строения мозга.

Сократи его девиз «познай самого себя». Находил истинность с помощью бесед, «сократический диалог» - когда человек всегда отвечает «да». Нравственность поведения для него была главной ценность, добродетель в ценности добра. В своих беседах с жителями города он нашел ученика – Платона, который оставил свое богатство и «ходил» за Сократом. Платон предполагал, что есть идеальный мир, где находятся души или идеи вещей, совершенные образцы, это совершенство не достижимо, но все к нему стремятся. Душа постоянна, неизменна и бессмертна. Она состоит из 3х частей – вожделеющая, страстная и разумная, в которой разумной подчиняются две остальные. В своих диалогах Платон уподобляет душу колеснице с 2мя конями. Черный – вожделеющая душа, Белый конь – страстная душа, возница – разумная часть души.

Аристотель(4в.)

Душа по Аристотелю не самостоятельная сущность, а форма – способ организации тела. «если бы глаз был живым существом, его душой было бы зрение».

Душа не может существовать без тела, но телом не является. Не верит в существование потустороннего мира. Центральным органом души Аристотель считал сердце, выделил 3 закона ассоциации: по смежность, сходству и контрасту. Смежность – близкие по времени 2 впечатления. Выделили 3 периода детства с определенной системой воспитания. Растительная, чувственная и умственная душа. До 7 лет – растительная (важен режим, правильное питание, гигиена), школьникам нужно развивать другие способности – двигательные, ощущение...чувственная душа. от 14 до 21 – умственная душа.

Большое значение отводил аффектам, возникающим не по воле человека и борьбы с ними только силой разума невозможно. Он подчеркивал тут роль искусства, особенно драматического. Оно вызывает некие эмоции у зрителей и способствует катарсису (очищение от аффекта).

Школа Стоиков. Они объявили войну аффектам, удовольствие и страдания – ложное суждение о настоящем, а желание и страх – столь же ложные суждения о будущем. Стоическая философия (во время войн).

Школа Эпикурейцев. Цель – спастись от страха, получить удовольствие и счастье. «Смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы есть, то смерти еще нет, когда она наступает, то нас уже нет».

Наслаждение – отсутствие страданий.

(посм. Гедонизм)

Августин(4-5 в. Н.э.)

Его работы – переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Душа – орудие, которое правит телом и её основу составляет воля, а не разум. В труде о «Граде Божьем» делает разделение земного града от града божия, мира идей и добра. Основа жизни человека – божье предопределение. В настоящей жизни нам не дано знать, кто из наших врагов окажется в числе избранных. Воля индивида зависит от божественной воли. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Знания не преобретаются, а извлекаются из души. После смерти Августина философская мысль в Европе почти угасла, германцы уничтожили западную империю. Господствует схаластика (!) – её основной метод – комментирование библейских текстов.

Античная традиция развивалась на востоке. Авицена и Авероес (не знаю правильно ли).

Фома Акринский и его труд «Сумма против язычников». Он предложил компромисс -объяснять мир возможно разумом, просветленным верой. В 1879г его учение было канонизировано как основа учения католиков.

Роджер Бэхам (!) предложил эмпирический подход к изучению. Он был монахом. Полагал, что есть 4 причины невежества – преклонение перед неосновательным и недостойным авторитетом, 2 сила привычки, 3 суждение невежественной толпы, 4 скрытие собственного невежества под маской несомненной мудрости.

Уильям Оккам (!) 13-14 в.

Призывал опираться на чувственный опыт. «Бритва Оккама(как правило) – не следует умножать сущности без надобности» т.е. не нужно усложнять, когда можно обойтись меньшим. Принцип экономии основался на этом правиле.

16-17 вв. падение авторитета церкви и рост авторитета науки. Коперник, Макиавелли и т.д. Освобождение от авторитета к церкви привело к анархии и росту индивидуализма. Период реформации, контрреформации. Привело к раскрытию человеческого гения, к становлению Эпохи возрождения.

С 17 века – новый этап развития психологического знание. Предмет психологии уже сознание и связано с именем Рене Декарта. Развитие механики и физики привело к «механистическому взгляду» на человека. По Декарту человек это механистическая система. От машины его отличает лишь наличие души, понятие «рефлекса», как отражения животных духов по нервной системе, внешний импульс приводит их в движение, которое отображается в мышечных реакциях.

Даулистическая система Декарта. Сознание более достоверно, чем материя. Он сомневался во всех – во всех суждениях, арифметике и т.д. Короче, тряпка. « в чем сомневаться я не могу это лишь в том, что я сомневаюсь». « я мыслю, значит я существую».

Бессознательной психики не существует. Мышление – атрибут души. Душа, обладая мышлением и волей воздействовать на тело, понуждая эту «машину» работать и изменять свой ход. «дуалистическая» - потому что тело и душа – две разные сущности, и только по воле бога они могут работать сложено.

След. Тема «Зарождение психологии как науки. 19 век»

Наши рекомендации