Самостоятельная работа студентов. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Психология управления»

по специальности 050706 – Педагогика и психология

Институт педагогики и психологии

Комсомольск-на-Амуре

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ГОС ВПО специальности 050706 – Педагогика и психология, рекомендаций УМО вузов России и учебного плана ФГОУ ВПО «АмГПГУ»

Составитель учебной программы

к.пс.н., доцент Махова И.Ю.

Учебная программа утверждена на заседании кафедры психологии развития

Протокол №

Заведующий кафедрой

«_____» __________________ 2007 г. Шмакова В.А.

Одобрена научно-методическим советом по специальности 050706 – Педагогика и психология Института педагогики и психологии

«_____» __________________ 2007 г.

Председатель научно-методического

совета по специальности 05070 – Педагогика и психология

Института педагогики и психологии _____________________

СОГЛАСОВАНО:

Начальник УМУ

«_____» __________________ 2007 г. Трифонова Г.М.

Директор Института педагогики и психологии Чулкова Н.Ю.

«_____» __________________ 2007 г.

Пояснительная записка

Цели и задачи изучения дисциплины

Цели:

1. Знакомство с историей, теориями управления и изучение психологии управленческой деятельности, субъекта и объекта управления

2. Овладение методами и приемами психологического изучения личности и деятельности руководителя и управляемой подсистемы.

Задачи:

- студент должен знать основные понятия психологии управления, основные теоретические подходы к управлению в истории менеджмента, психологические основы реализации основных управленческих функций

- студент должен уметь давать психологическую оценку качества принятых управленческих решений, реализации основных управленческих функций; изучать и давать психологическую характеристику субъекта управления, психологического климата организации

- студент должен приобрести навыки психологического исследования и интерпретации управляемой и управляющей подсистем организации, а также использования полученных данных в оптимизации функционирования организации; навыки консультирования и коммуникативного тренинга руководителей.

Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе

Дисциплина «Психология управления» является курсом по выбору, направленным на овладение знаниями и навыками психологического консультирования в области экономики и управления (дисциплина специализации). Во время изучения данной дисциплины студенты знакомятся с проблемами, существующими в практике управления, овладевают теориями и основными понятиями в области психологии управления, а также методами психологического исследования личности и деятельности руководителя. В процессе практических занятий студенты получают навыки исследования руководителя как субъекта управления, изучения психологических сторон реализации основных управленческих функций; навыки анализа результатов этих исследований.

-

Объем дисциплины и виды учебной работы по семестрам для специальности 050706 - Педагогика и психология

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану                      
Аудиторные занятия                  
Лекции                  
Семинары (практические)                  
Лабораторные работы -         -          
Контрольные работы -         -          
Курсовая работа -         -          
Вид итогового контроля зач         зач          

Содержание разделов дисциплины для специальности 050706 - Педагогика и психология

3.1. Лекционные занятия. Наименование тем, их содержание, объем в часах

№ п/п Раздел, тема учебного курса, содержание лекции Количество часов
Раздел 1..Основы психологии управления
1.1 Основные понятия, предмет, методы и история развития психологии управления Менеджмент, менеджер. Психология менеджмента. Объект и предмет психологии менеджмента. Концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности. Принципы эффективного управления. Законы управления. Психологические критерии эффективности управления. Управляющая и управляемая подсистемы. Структура управленческой психологии. Методы исследования в психологии управления. Общепсихологические и специальные методы исследования деятельности руководителя и персонала. Микроанализ. Эмпирический анализ. Подход с позиции психологической теории деятельности. Ролевой подход к анализу деятельности руководителя и персонала. Дименсиональный подход. Нормативный подход. Функциональный анализ деятельности. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект. Теории европейского менеджмента. Модели американского и японского менеджмента. Практика американского менеджмента. Организационные системы как объект психологии управления. Основные принципы построения организаций. Иерархические и адхократические организационные структуры. Формализованность организации.  
Раздел 2. Психология деятельности руководителя
2.1 Психология выработки и принятия управленческих решений Понятие управленческого решения. Виды решений и их место в управлении. Запрограммированные, высокоструктурированные решения. Незапрограммированные, слабоструктурированные решения. Макроэкономические и микроэкономические решения. Стратегические, тактические и оперативные решения. Индивидуальные и коллегиальные решения. Интуитивные и сознательно принятые решения. Общая схема выработки и принятия управленческих решений. Модели принятия управленческих решений. Воздействие психологических факторов на выделение проблем, требующих решения. Мотивы и предпочтения лиц, принимающих управленческие решения. Выработка и принятие коллегиальных управленческих решений.  
2.2 Психология отдельных видов и функций управления Понятие функций управления. Планирование и целеполагание. Психологические факторы целеполагания и планирования. Организация как функция управления. Действие психологических факторов в организации. Мотивация персонала. Психологические теории мотивации персонала. Контроль как функция управления. Психологические аспекты управления качеством. СУК (TQM). Виды и модели контроля. Психология обратной связи в управлении.  
Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения
3.1 Психологическая характеристика субъекта управления Социальная перцепция и деятельность руководителя. Свойства практического мышления руководителя. Индивидуальная управленческая концепция руководителя. Состав и структура управленческих способностей. Особенности эмоционально-волевой регуляции состояний в деятельности руководителя. Проблема психического выгорания у менеджеров и его преодоления. Стили руководства и управления.  
3.2 Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия. Лидерство, влияние, власть. Типы власти. Сущность и структура власти, ее институты и инструменты. Закономерности и принципы функционирования системы власти. Психологические свойства и психология управленческого поведения субъектов власти. Психология отношений и противоречия властвования. Классификация методов управленческого воздействия. Феномен реактивного сопротивления личности в ответ на воздействие извне. Социально-психологический климат организации, его диагностика. Психологический климат организации и проблема «корпоративного духа». Подбор и расстановка кадров. Деятельность психолога в сфере управленческого консультирования.  

3.2. Практические (семинарские) занятия. Наименование тем, их содержание, объем в часах

№ п/п Раздел лекционного курса, тема, содержание практического занятия Объем часов Контроль за усвоением программы курса
1. Раздел 1. Основы психологии управления. №1. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект.     Протоколы анализа этапов становления научного менеджмента и современных моделей менеджмента, выводы.
Раздел 2. Психология деятельности руководителя №2. Психология выработки и принятия управленческих решений   1. Протокол ответов. 2. Выводы о нормах временного предпочтения для вознаграждений и наказаний. 3. Сводные результаты тестирования с выводами по группе
2.2. Психология отдельных видов и функций управления №3. Психология отдельных видов и функций управления 1. Формулирование целей по системе SMART 2. Приемы повышения мотивации персонала организации
Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения №4. Психологическая характеристика субъекта управления 1. Протоколы исследований, выводы 2. Рекомендации руководителю
3.2. Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия. №5 Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия 1. Протоколы исследований, выводы 2. Анализ результатов тестирования
3.3. Психология и этика делового общения № 6Психология и этика делового общения 1. Приемы формирования коммуникативной компетентности 2. Программа коммуникативного тренинга
  Обсуждение рефератов по проблеме: «Особенности предпринимательства и психологии управления в России - 1.Представление реферата 2.Результаты тестирования

Самостоятельная работа студентов

Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения Сроки выполнения заданий студентами Перечень контрольных точек, работ, тестов, отчетов Сроки проведения контроля
Раздел 1. Основы психологии управления. Протоколы анализа этапов становления научного менеджмента и современных моделей менеджмента, выводы. К пр. зан. №1    
  Управленческая мысль в России Представление реферата   К зачету    
Раздел 2. Психология деятельности руководителя    
2.1 Психология выработки и принятия управленческих решений Протокол ответов. Выводы о нормах временного предпочтения для вознаграждений и наказаний. Сводные результаты тестирования с выводами по группе К пр/з №2    
2.2 Психология отдельных видов и функций управления   Формулирование целей по системе SMART Приемы повышения мотивации персонала организации К пр/з №3    
Раздел 3. Психология личности руководителя и делового общения  
3.1 Психологическая характеристика субъекта управления Протоколы исследований, выводы Рекомендации руководителю К пр/з №4    
3.2 Психология власти и властвования. Методы управленческого воздействия. Протоколы исследований, выводы Анализ результатов тестирования К пр./з № 5    
3.3 Психология и этика делового общения. Приемы формирования коммуникативной компетентности Программа коммуникативного тренинга К пр/з №6    

5. Курсовой проект (работа), примерная тематика- не предусмотрен

6. Учебная практика и производственная (педагогическая) по дисциплине -не предусмотрена

Наши рекомендации