Цель освоения дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ПСИХОЛОГИЯ
Направление подготовки 030900 Юриспруденция
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Профили подготовки: государственно-правовой, гражданско-правовой,
уголовно-правовой
Форма обучения очная
Срок освоения ООП 4 года, год набора 2013
Семестр | Трудоемкость час. (ЗЕ) | Лекций, час. | Практич. занятий, час. | СРС, час. | Форма промежуточной аттестации |
72 (2) | зачет | ||||
Итого: | 72 (2) |
Омск, 2013
Рабочая программа дисциплины «Психология»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.
Программу составил(и):
Рогозина Т.И., доцент кафедры философии и психологии, кандидат психологических наук
Рецензент(ы):
Трофимов М.Ю., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и психологии ЧОУ ВПО «ОмЮА»
Таратенко О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы НОУ ВПО «ОмГА»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы
1. Цели освоения дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы.
3. Структура и содержание дисциплины.
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
5. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложения к рабочей программе дисциплины
Приложение 1. Технологии и формы преподавания.
Приложение 2. Технологии и формы обучения.
Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основными целями учебной дисциплины «Психология» являются:
- изучение закономерностей общепсихологических знаний и выработка способности применять их в области правового регулирования и юридической деятельности.
- осуществление синтеза знаний психологического и юридического плана;
- раскрытие деятельности субъектов правоотношений, а также их психологических состояний в ситуациях правоприменения и правоохранения.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
- усвоение основных базовых понятий по курсу общей и юридической психологии, являющихся теоретическим фундаментом будущей профессии юриста;
- формирование представлений о явлениях психики, закономерностях ее проявления, факторах и условиях развития, в психологии и правовой науке, дефектах правосознания и возможностях его коррекции в системе социальных и правоохранительных институтов;
- усвоение психологических основ предварительного расследования, следствия по делам несовершеннолетних, психологии судебной деятельности, выявить психологические особенности судопроизводства;
-формирование представления о профессионально-значимых качествах специалистов юридических профессий, формирование установки на саморазвитие личности и постоянное профессиональное развитие;
-формирование активной профессиональной позиции;
-развитие познавательной активности в процессе обсуждения теоретического научного материала и фактов правовой практики;
-формирование умений в определении психических свойств, состояний и свойств индивида в ситуациях правоприменения и правохранения.
Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:
общекультурных:
ОК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;
ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-4 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы; профессиональных:
ПК-2 – способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
ПК-11 – способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
ПК-14 – готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК-16 – способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;
ПК-17 – способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;
ПК-18 – способен управлять самостоятельной работой обучающихся.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
– основные концепции и категории психологии;
– основные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;
– психологические методы познания и самопознания, регуляции и саморегуляции, развития и саморазвития;
- возрастную специфику проявления личности на различных этапах жизнедеятельности;
- структуру психической жизни личности, специфику ее проявления на каждом из уровней детерминации поведения: организменном, индивидном, индивидуальном, личностном;
- основные факторы формирования, развития и функционирования сознания и самосознания личности, а также специфические закономерности проявления правосознания последней;
- целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;
– системный подход, для прогнозирования различных психических процессов и психических явлений, для осуществления их количественного и качественного анализа;
- сущностные связи между психическими феноменами и социальными явлениями, происходящими в обществе;
- основные психологические компоненты, определяющие, мотивирующие и обуславливающие поведение личности в системе правоотношений;
- сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;
Уметь:
- диагностировать основные психические проявления личности в сфере правоотношений в зависимости от социальных условий, внешних обстоятельств и индивидуальных качеств человека;
- обеспечивать необходимую помощь в качестве специалиста в процессе судопроизводства;
- устанавливать психологический контакт с людьми независимо от их правового, процессуального или должностного статусов;
– давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния;
– на научной основе организовывать свой труд;
– использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы;
Владеть:
– основным категориальным аппаратом психологической науки: психика, сознание, бессознательное, личность, индивид, мотивационная сфера, поведение, деятельность, волевая регуляция, саморегуляция, психические процессы, стресс, нервно-психическая устойчивость, фрустрация, аффект, темперамент, акцентуация характера, способности и др.;
– методами анализа психической сферы личности: анализом неосознаваемых и осознаваемых психических процессов, состояний и свойств личности, детерминирующих поведение и поступки человека в социальной среде;
– способами обобщения имеющейся информации о психической сфере личности с целью диагностики и регуляции поведения человека в правовом поле;
– приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей;
– методиками саморегуляции основных психических функций в различных условиях деятельности;
– навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;
– навыками практического использования полученных психологических знаний в различных условиях деятельности.