Цель освоения дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПСИХОЛОГИЯ

Направление подготовки 030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Профили подготовки: государственно-правовой, гражданско-правовой,

уголовно-правовой

Форма обучения очная

Срок освоения ООП 4 года, год набора 2013

Семестр Трудоемкость час. (ЗЕ) Лекций, час. Практич. занятий, час. СРС, час. Форма промежуточной аттестации
72 (2) зачет
Итого: 72 (2)  

Омск, 2013

Рабочая программа дисциплины «Психология»

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.

Программу составил(и):

Рогозина Т.И., доцент кафедры философии и психологии, кандидат психологических наук

Рецензент(ы):

Трофимов М.Ю., кандидат философских наук, доцент кафедры философии и психологии ЧОУ ВПО «ОмЮА»

Таратенко О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы НОУ ВПО «ОмГА»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы рабочей программы

1. Цели освоения дисциплины.

2. Место дисциплины в структуре отдельной образовательной программы.

3. Структура и содержание дисциплины.

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Технологии и формы преподавания.

Приложение 2. Технологии и формы обучения.

Приложение 3. Оценочные средства и методики их применения.

ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными целями учебной дисциплины «Психология» являются:

- изучение закономерностей общепсихологических знаний и выработка способности применять их в области правового регулирования и юридической деятельности.

- осуществление синтеза знаний психологического и юридического плана;

- раскрытие деятельности субъектов правоотношений, а также их психологических состояний в ситуациях правоприменения и правоохранения.

Основными задачами изучения дисциплины являются:

- усвоение основных базовых понятий по курсу общей и юридической психологии, являющихся теоретическим фундаментом будущей профессии юриста;

- формирование представлений о явлениях психики, закономерностях ее проявления, факторах и условиях развития, в психологии и правовой науке, дефектах правосознания и возможностях его коррекции в системе социальных и правоохранительных институтов;

- усвоение психологических основ предварительного расследования, следствия по делам несовершеннолетних, психологии судебной деятельности, выявить психологические особенности судопроизводства;

-формирование представления о профессионально-значимых качествах специалистов юридических профессий, формирование установки на саморазвитие личности и постоянное профессиональное развитие;

-формирование активной профессиональной позиции;

-развитие познавательной активности в процессе обсуждения теоретического научного материала и фактов правовой практики;

-формирование умений в определении психических свойств, состояний и свойств индивида в ситуациях правоприменения и правохранения.

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

общекультурных:

ОК-1 – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания;

ОК-3 – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-4 – способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-5 – обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-7 – стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

ОК-8 – способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-9 – способен анализировать социально значимые проблемы и процессы; профессиональных:

ПК-2 – способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;

ПК-11 – способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;

ПК-14 – готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;

ПК-16 – способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности;

ПК-17 – способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне;

ПК-18 – способен управлять самостоятельной работой обучающихся.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

– основные концепции и категории психологии;

– основные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

– психологические методы познания и самопознания, регуляции и саморегуляции, развития и саморазвития;

- возрастную специфику проявления личности на различных этапах жизнедеятельности;

- структуру психической жизни личности, специфику ее проявления на каждом из уровней детерминации поведения: организменном, индивидном, индивидуальном, личностном;

- основные факторы формирования, развития и функционирования сознания и самосознания личности, а также специфические закономерности проявления правосознания последней;

- целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможности современных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественно научное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

– системный подход, для прогнозирования различных психических процессов и психических явлений, для осуществления их количественного и качественного анализа;

- сущностные связи между психическими феноменами и социальными явлениями, происходящими в обществе;

- основные психологические компоненты, определяющие, мотивирующие и обуславливающие поведение личности в системе правоотношений;

- сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

Уметь:

- диагностировать основные психические проявления личности в сфере правоотношений в зависимости от социальных условий, внешних обстоятельств и индивидуальных качеств человека;

- обеспечивать необходимую помощь в качестве специалиста в процессе судопроизводства;

- устанавливать психологический контакт с людьми независимо от их правового, процессуального или должностного статусов;

– давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния;

– на научной основе организовывать свой труд;

– использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы;

Владеть:

– основным категориальным аппаратом психологической науки: психика, сознание, бессознательное, личность, индивид, мотивационная сфера, поведение, деятельность, волевая регуляция, саморегуляция, психические процессы, стресс, нервно-психическая устойчивость, фрустрация, аффект, темперамент, акцентуация характера, способности и др.;

– методами анализа психической сферы личности: анализом неосознаваемых и осознаваемых психических процессов, состояний и свойств личности, детерминирующих поведение и поступки человека в социальной среде;

– способами обобщения имеющейся информации о психической сфере личности с целью диагностики и регуляции поведения человека в правовом поле;

– приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей;

– методиками саморегуляции основных психических функций в различных условиях деятельности;

– навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;

– навыками практического использования полученных психологических знаний в различных условиях деятельности.

Наши рекомендации