Различные методики тренингов

Визуализация.

"Сосредоточьтесь на своём дыхании... Вообразите большой белый экран... Представьте на экране любой цветок... Уберите цветок с экрана , а вместо него поместите на экран белую розу... Поменяйте белую розу на красную... (Если у вас возникли трудности... вообразите, что вы кисточкой покрасили розу в красный цвет...) Уберите розу и представьте комнату, в которой вы находитесь... всю её обстановку... мебель... цвет... Переверните картинку... Посмотрите на комнату с потолка... Если это трудно сделать... вообразите себя на потолке... смотрящим на комнату и всю обстановку сверху вниз...

Теперь снова вообразите большой белый экран... Поместите синий фильтр перед источником света так, чтобы весь экран стал ярко-синим... Поменяйте синий цвет на красный... Сделайте экран зелёным... Представляйте любые цвета и изображения по своему усмотрению..."

После выполнения данных упражнений необходимо спокойным, ровным голосом "вернуть" участников в обстановку " здесь и теперь", например, с помощью монотонного обратного отсчёта: "После того как я посчитаю от 10 до 1, вы медленно, на вдохе откроете глаза и " вернётесь" в эту комнату..." Далее участникам необходимо обменяться своими впечатлениями, из которых руководитель получит информацию о готовности группы к созданию зрительных образов.

Поплавок.

" Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... У вас нет цели... компаса... карты... руля... весел... Вы движетесь туда, куда несёт вас ветер... океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас... но вы вновь и вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривание... Ощутите движение волны... тепло солнца... капли воды... подушку моря под вами, поддерживающую вас... Посмотрите, какие ещё ощущения возникнут у вас... когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане..."

Источник энергии.

" Вообразите перед собой некий источник энергии... Он согревает вас... даёт вам энергию... Постарайтесь ощутить, как энергия воздействует на переднюю часть вашего тела... Вдохните её... Представьте такой же источник энергии за своей спиной... Почувствуйте, как волны энергии скользят вниз и вверх по вашей спине...

Поместите источник энергии справа... Ощутите воздействие энергии на правую половину тела...

Поместите источник энергии слева... Ощутите воздействие энергии на левую половину тела...

Вообразите источник энергии над собой... Ощутите, как энергия действует на голову...

Теперь источник энергии находится у вас под ногами... Почувствуйте, как наполняются энергией ступни ваших ног... потом

энергия поднимается выше... и распространяется по всему вашему телу... Представьте, что вы посылаете энергию какому-то человеку... а теперь другому... Отметьте для себя, каких именно людей вы выбрали...

А теперь пошлите энергию своей семье... своим друзьям... знакомым..."

Заросший сад.

" Вы совершаете прогулку по территории большого замка... Вы видите высокую каменную стену... увитую плющом... в которой находится деревянная дверь... Откройте её и войдите... Вы оказываетесь в старом... заброшенном саду... Когда-то это был прекрасный сад... однако уже давно за ним никто не ухаживает... Растения так разрослись и всё настолько заросло травами... что не видно земли... трудно различить тропинки... Вообразите, как вы, начав с любой части сада... пропалываете сорняки... подрезаете ветки... выкашиваете траву... пересаживаете деревья... окапываете, поливаете их... делаете всё, чтобы вернуть саду прежний вид... Через некоторое время остановитесь... и сравните ту часть сада, в которой вы уже поработали... с той, которую вы ещё не трогали...

Маяк.

" Представьте маленький скалистый остров... вдали от континента... На вершине острова...- высокий, крепко поставленный маяк...

Вообразите себя этим маяком... Ваши стены такие толстые и прочные... что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове... не могут покачнуть вас... Из окон вашего верхнего этажа... вы днём и ночью... в хорошую и плохую погоду... посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов... Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча... скользящего по океану... предупреждающего мореплавателей о мелях... являющегося символом безопасности на берегу...

Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе... – света, который никогда не гаснет...

Данные упражнения выполняются последовательно, переходя от первого ко второму и так далее до четвёртого. Словесные инструкции могут произноситься на фоне музыки, подобранной в соответствии с характером и содержанием упражнения.

Комплимент.

Цель: развитие умения видеть в любом человеке положительное.

Сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнёра, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход и сделать комплимент после других.

Проективный рисунок.

Задача заключается в том, чтобы нарисовать по два рисунка: " Я такой, какой есть" , " Я такой, каким хотел бы быть".

Рисунки не подписываются. Все участники высказываются по цепочке, в том числе и анонимный автор. По желанию автор в конце называет себя и называет тех, чьи интерпретации ему понравились (реальны).

Понять партнёра.

Цель: определить при контакте глазами, кто из присутствующих вас поддерживает, а кто нет. При этом желательно молчать и сохранять невозмутимое выражение лица. Один из клиентов выходит из аудитории на 10 секунд, остальные в это время договариваются, кто будет его поддерживать, а кто – нет. Далее анализируется, смог ли клиент определить эти две группы участников тренинга.

Обратная связь.

Цель: показать ограниченность вербальной коммуникации и важность обратной связи в общении.

Участники по двое сидят спиной друг к другу. Один из них складывает фигуру из 8 спичек. После этого он на словах объясняет, как надо сложить идентичную фигуру, своему напарнику, который не имеет права задавать уточняющие вопросы. Повторить, но с правом задавания вопросов. Сравнить результат.

Контакты.

Цель: умение устанавливать контакты с незнакомыми людьми.

Участники садятся лицом друг к другу таким образом, что образуют две концентрические окружности. Внешний круг – подвижный (участники по команде ведущего перемещаются по часовой стрелке меняя партнёра), внутренний – неподвижный.

При общении с каждым из новых партнёров стоит задача вступления в контакт и проведения беседы. На это каждый раз отводится до 3 минут. Возможные ситуации задаёт ведущий:

- первое общение с руководителем после его прибытия в коллектив;

- вам необходимо занять денег у малознакомого сослуживца;

- вы узнали , что ваш сослуживец дурно отозвался о вас в компании. Представился случай выяснить отношения наедине;

- беседа с подчиненным, который пользуется в коллективе неформальным авторитетом, но не является образцом дисциплины и т.д.

Обсудить успехи и неудачи.

Занимательные задачи.

Цель: в занимательной форме дать возможность участникам провести групповую дискуссию. Возможные задачи:

"Полторы курицы за полтора дня несут полтора яйца. Сколько яиц снесут две курицы за два дня?" (Ответ четыре);

"Каждый день в полдень отправляется пароход из Одессы в Архангельск. В то же время пароход той же компании отправляется из Архангельска в Одессу. Плавание в том и другом направлении длится ровно неделю. Сколько судов своей компании, идущих навстречу, встречает пароход на пути из Одессы в Архангельск?" (Ответ: 15).

Группе на решение задачи дается одна минута, причём каждый участник решает задачу в уме и пишет ответ на бумаге.

Руководитель пересаживает участников, группируя их с учётом одинакового ответа. После этого членам группы предлагается обменяться мнениями и прийти к общему решению в течение пяти минут. Задача считается решенной, если с правильным ответом согласны все участники.

После решения следует разобрать поведение группы:

- кто организатор дискуссии;

- умение слушать доводы друг друга;

- всем ли дали высказаться;

- кто вёл себя наиболее эмоционально, а кто отмалчивался.

После разбора первой задачи дать вторую. При подведении итогов сравнить, как изменился ход группового обсуждения.

Обратная связь.

Тренинговое имя участника _______________________________

Дата занятия ____________

1. Степень включённости: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что мешает тебе быть более включённым в занятие?

_________________________

_________________________

2. Твои основные ошибки в ходе занятий:

а) по отношению к себе _____________________________

_________________________

б) по отношению к группе ___________________________

_________________________

в) по отношению к ведущему _________________________

_________________________

3. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось сделать определённый "прорыв", что-то лучшее в себе, в чём-то разобраться: ____________________

_________________________

4. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему? ___________________

_________________________

_________________________

5. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.) ___

_________________________

_________________________

_________________________

Групповой рассказ.

Сейчас мы с вами сочиним групповой рассказ. Первый начинает фразу, например: " Дождь хлестал..." Второй игрок, сидящий рядом, продолжает: " Дождь хлестал, охотники промокли до нитки в своём шалаше." Следующий игрок, произносит предыдущее и добавляет свою фразу. Так получается интригующий рассказ.

Письмо себе любимому.

1. Медитация.

" Здравствуй Я, мой любимый"

- Сядьте удобно. Я предложу вам отнестись очень ответственно и внимательно ко всему, что будет происходить с вами. Вот ваша правая нога... Поставьте её так, как если бы нога была живая и могла сказать:" Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня так хорошо...". Свою левую ногу поставь так, чтобы не было напряжения ни в ступне, ни в колене. И пусть твои руки лягут спокойно на твои колени. И правая рука и левая... Взгляните на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того , чтобы о ней позаботиться и обратить на неё своё тёплое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет так же спокойно, пусть отпустится твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого... Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как бьется кровь, чувствуется легкое покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев, биение теплой крови, покалывание. Кисти рук стали свободными и мягкими. Они просто лежат, отдыхают. Я благодарю свои руки за то, что они сильные , они умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми, ласковыми, нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки. Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю – воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что я могу принимать в себя воздух – и отпускать его. Дыхание ровное, спокойное, мне дышится легко.

И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое напряжение. Они просто опускаются, расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать – так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю щеки. Пусть отдохнет мое лицо. Как много работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше , чем что-либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.

Мое лицо... Мое лицо – самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Мое лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает жизнь со мной – и живет со мной дальше. Спасибо тебе, мое лицо! Ты всегда рядом со мной. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.

И мои труженики – ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они нас подводят. Мы не ценим , что они, как лошади, день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам, мои ноги.

И все мое тело – спасибо, что ты есть у меня, что ты даешь мне жизнь, что ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Но разве только мое тело – это Я? Я так много ощущаю в себе! Я ощущаю в себе целый мир, огромный мир чувств, огромный мир переживаний, радости, желаний, страхов и тревог. Все богатство этого мира – это моя душа. Моя душа – это Я? Не знаю. Но я благодарю свою душу за то, что она есть, потому что моя душа – это то, что откликается на душу другого человека. Моя душа – это, что умеет любить, моя душа – это то, что умеет плакать... А как она умеет смеяться! Как она улыбается! Моя душа... Как она умеет летать, парить... Как она умеет быть милой... Я люблю тебя всю: и трудную, и красивую. И даже мои тревоги, мои страхи, вы защищаете меня! Так или иначе вы все заботитесь обо мне. Спасибо вам, что вы есть в моей душе.

Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так много помнит, который осторожничает, вычисляет, – спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты никогда не спишь и позволяешь мне в мире видеть и понимать так много. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.

И мой дух, мой светлый дух, высокий дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня. Как хорошо, что я чувствую тебя! И только с тобой рядом, вместе с тобой я ощущаю себя по-настоящему человеком. Как много у меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной – самое главное знание на свете.

Вы дышите ровно, дышите спокойно... и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул – и вы удобно сидите на нем. Сильно вздохните, откройте глаза – и окажитесь здесь.

Возьмите в руки ручки. Сейчас вы напишите письмо самому близкому вам человеку. Кто самый близкий вам человек? Вы сами. Напишите письмо себе любимому. Любимому, потому что нельзя жить, не любя самого близкого себе человека!

Время на письмо – 15 минут, под тихую музыку.

Обмен впечатлениями: с какими чувствами писали письма?

Вы написали самому себе прекрасные письма. Вы получили эти письма. Но что делают воспитанные люди, получив письмо? Естественно отвечают на него. Поэтому у вас сейчас будет 10 минут на то, чтобы ответить на свое письмо. Пожалуйста, отвечайте конкретно на то письмо, которое вы получили. Ответы иногда бывают очень неожиданными.

Обсуждение ответов.

Пример.

Здравствуй, Саня! Я по тебе очень соскучился. Подумать только, не писал тебе 28 лет. Все это время я жил и не замечал, что ты существуешь на свете. Мне столько нужно сказать тебе... Раньше я смотрел по сторонам и везде: в семье, на работе, в транспорте, в театре (все равно где) – видел массу интересных, красивых людей. Но почему я не замечал тебя, ведь ты всегда был со мной рядом? Как я был слеп! И только в последнее время я начал понимать, что ты у меня самый-самый. И не надо мне никакого другого Я.

Я во многом виноват перед тобой. Все травмы души и тела на моей совести. Обещаю, что отныне и навсегда я буду относиться к тебе очень бережно, тепло, достойно тебя. И никакой (даже самой очаровательной девчонке) не дам обвести тебя вокруг пальца. Что-то я о пустяках стал говорить... Но это не главное. Главное, что мы вместе. Искренне твой, Александр.

Ответ.

Родной мой! Сразу же пишу тебе ответ. Мне сейчас очень хорошо, я чувствую счастье и радость. И даже те облачка, что остались на моем небосклоне, наблюдаю с интересом и знаю, что завтра утром от них не останется и следа. Потому что я люблю тебя!

Пример.

Здравствуй, мой дорогой. Как давно я не разговаривал с тобой нормально – мы все время спорим, ругаемся, боремся друг с другом без конца: то один одерживает верх, то другой. У меня есть к тебе предложение: давай закончим эту гражданскую войну. Ведь мы любим друг друга, любим тело , в котором мы живем. Давай подружимся. А может, властвовать будем попеременно: то ты, то я. Давай уважать друг друга. Я люблю тебя. Ты прости меня, что для дружеского разговора с тобой, для слов любви к тебе у меня бывает очень мало времени. Передаю тебе с письмом воздушный поцелуй. Жду ответа. Стас.

Ответ.

Привет парняга. Ты что: мира, дружбы хочу, по очереди править. Чихал я на твои предложения. Да кто с тобой разговаривать-то хочет! А ты люби меня, ведь я хороший. Флаг тебе в руки. Надоел ты мне, часто побеждаешь меня, даешь кость в зубы, гладишь меня по головке и говоришь: радуйся! Плевать на тебя! Ну ладно, покеда.

" Дом моей души" (Медитация).

Отпустили руки, мягко прошлись по правой руке, ей стало хорошо. Мягко прошлись по левой руке, внимание на кисти рук – они стали большими и теплыми.

Свободные плечи, действительно ли они свободны?

Сбросьте напряжение с лица, в голове появляется легкий туман, мягкая, спокойная пустота. Ноги без напряжения, просто взгляните на них.

Мягкое дыхание... Кто хочет, вдохнуть сильно – и выдохнуть. И почувствовать воздух, который проходит через ноздри, – немного прохладный, и выходит – вы чувствуете его, – он такой же теплый, как и вы.

И мир становится волшебным, и легкий туман вокруг вас. Когда наступает расслабление , когда возникает туман, вы перестаете понимать, где границы вашего тела. Вы вроде бы здесь, и вы нигде.

Где-то ваши ноги... и можно почувствовать, можно представить, будто голубой плотный туман , как теплая вода, стелется у ваших ног, И в нем растворяются, исчезают ваши ступни. Вы чувствуете только теплоту. И мягкий , теплый туман поднимается к вашим коленям. И нет там больше ничего. И мягкая теплота, и голубой туман поднимаются выше, к вашим бедрам, к кистям рук, и растворяют вас всего. Он поднимается выше, выше... Вы растворяетесь в нем, становитесь мягкими, теплыми.

Нет тела, нет границ. Теплая вода подходит уже к вашим плечам... Но вы не бойтесь – дыхание легкое и спокойное. Удивительно – синий туман поднимается к вашим глазам... Чем дышите вы? Легкостью, голубизной... Вы исчезли полностью, и только солнечные блики на поверхности – там, где только что были вы.

И вы чувствуете, что душа ваша освободилась, и взлетела над поверхностью этого голубого океана, и полетела в легком воздухе – в небо, высоко, в голубизну. Вы раскинули руки, вы летите и дышите полной грудью в высоте. Как красиво вокруг вас: горизонт, далекие горы, зеленый лес, огромный голубой океан, который под вами – под тобой...

Можно подняться к облакам, оказаться вровень с ними, еще выше, в этом волшебном мире, и купаться в этих облаках, расслабиться, и лечь, отдохнуть на облаках, расслабиться, и лечь, отдохнуть на облаках, и они примут твое тело. Можно кувыркаться, нырять, переворачиваться, исчезать в глубине – и вылетать из облаков, наслаждаться своей свободой. Можно снова полететь к земле и, пролетая над нею, спускаться ниже. Пролетая над рекой, пролетая над зелеными полями с удивительно красивыми цветами, найти то место на земле, в котором вам так хорошо Ваше любимое место на земле...

Где оно будет? Я не знаю, это выбираете вы. У кого-то это тихая лесная речка, поляна, где растут цветы. Вы ложитесь в цветы, и какой-то цветок окажется совсем близко от твоего лица. Ты увидишь, что он качнулся навстречу тебе, и открылся навстречу тебе, и ты улыбаешься ему. Ты не захочешь срывать его – ты просто поймешь, что он почувствовал тебя и передал тебе твою красоту. И ты улыбнешься ему, поблагодаришь его. Кто-то окажется совершенно в другом месте: может быть, высоко в горах, где прохладный туман, где одиноко, где чистый и холодный воздух, где ты будешь совершенно один, где могут быть чудеса, где может быть волшебство. А может быть, ты будешь на скале, с которой открывается вид на море.

Я не знаю, где будешь ты, но я знаю, что в этом мире, в твоем мире и на твоем месте – возможны чудеса. И на этом месте, на месте, которое выбрал ты, ты построишь свой дом. В твоем распоряжении – все. Что ты выберешь, что захочешь ты – то и будет. Пока дом существует только в твоем воображении. Его еще нет. Но контуры его тебе уже видны. каким он будет именно в том месте, где ты собрался его построить?

Он будет большой, высокий или он будет маленький, аккуратный? Каковы будут стены твоего дома? Большие, толстые, бетонные или кирпичные стены? И глубокие подвалы? Будешь ли ты знать, что находится в твоих подвалах? Или это будет легкий дом на сваях, с легкими летними стенами, потому что в твоем мире никогда не бывает зимы, никогда не бывает мороза? Ты начинаешь возводить эти стены.

Какие окна будут в твоем доме: попробуй представить их, попробуй увидеть их. Это будут большие, легкие, стеклянные, открытые окна, или это будут красивые узкие бойницы, или это будут небольшие аккуратные, очень теплые окошки со ставнями.

Какой будет вход в твой дом, какая дверь будет там? Попробуй представить ее. Это будет тяжелая дверь с золотой ручкой, и каждый входящий будет преисполняться уважением перед таким входом. Или это будут невысокие стеклянные двери, которые открываются от легкого толчка?

Будут ли замки в дверях твоего дома? Что человек увидит, когда войдет в эти двери: просторную гостиную, длинный коридор?

Сколько этажей будет в этом доме?

Какая будет крыша у твоего дома? Будет ли на нем голубятня или чердак для старых заброшенных вещей? Какая комната самая любимая в твоем доме? Попробуй сейчас увидеть ее.

Где ты находишься? В какой комнате? Что сейчас перед тобой? Оглянись, почувствуй. В этой комнате ты проводишь многие часы, время своей жизни.

Подойди к окну: какое это окно? Большое, просторное? Есть ли шторы на этом окне? Это легкие, светлые шторы, которые откидываются ветром, потому что окно твое открыто, за этим окном тепло и свет? Или эти окна закрыты тяжелыми плотными шторами, которые создают тебе уют и дают возможность быть тебе одному в твоем царстве, в твоей комнате?

Что стоит в твоей комнате, какая мебель, где твой рабочий стол? Какое место в твоей комнате самое уютное, самое красивое: там, где ты работаешь, или там, где ты отдыхаешь? Старый диван или легкая кровать? Много ли книг в твоей комнате? Все ли ты хорошо видишь в своей комнате? Красива ли она? Это комната для работы? Или это комната для отдыха? Ты любишь свою рабочую комнату?

Какие у тебя чувства ко всему, что вокруг тебя? Что лежит на твоем столе? Ты видишь белые листы бумаги? Что пишешь ты на них? Красив ли твой почерк, когда ты пишешь свою жизнь на этих листах бумаги? Прислушайся: есть ли звуки вокруг тебя, есть ли люди в твоем доме? Если ты выйдешь из этой комнаты, то встретишь ли здесь других людей, друзей, родителей. Они живут здесь постоянно или приходят сюда в гости, когда ты их позовешь? Что для них здесь приготовлено? Этот дом гостеприимен, они могут здесь подолгу жить?

А что вокруг твоего дома – посмотри... Каков пейзаж вокруг твоего дома? Леса, горы, море? Трава. Цветы. Растения высажены тобой или это нетронутая природа? Много ли здесь сорной травы? Какие чувства у тебя ко всему, что видишь ты? Посмотри на все, что окружает твой дом, посмотри на свой дом со стороны: нравится он тебе? Или в нем что-то недостроено?

Сохрани в памяти этот свой дом: иногда он будет казаться тебе другим, он может менять свои очертания. Запомни его и, главное, запомни свои чувства к нему, это важно для тебя. В этом доме ты так часто бываешь, в этом доме ты так много жил... и будешь жить... Запомни этот мир, запомни это место, и, если это хорошие чувства, знай, что бы не происходило вокруг тебя, у тебя всегда на земле есть место, куда ты можешь прийти, где тебе всегда будет хорошо... Ты увидишь то, что ты так любишь видеть, и здесь будут те вещи, которые так дороги тебе, и сюда приходят те люди, которые так близки тебе. Здесь дует тот ветер, который радует тебя.

Это твой мир, никто не может отнять его у тебя. Ты властелин этого мира, ты гость этого мира, ты центр этого мира, мир твой – и ты часть этого мира. А сейчас постарайтесь не забыть ничего из того, что вы видели, и медленно возвращайтесь сюда...

После медитации все рассаживаются парами и рассказывают друг другу о доме своей души, каким они его увидели, какие чувства эти картинки вызвали у него. Ведущий помогает всем, кто в его помощи нуждается.

Метод «три – один».

Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно повторяйте и представляйте себе цифру 3 (три раза). Три (пауза). Три (пауза). Три (пауза). Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно повторяйте и представляйте себе цифру 2 (три раза). Два (пауза). Два (пауза). Два (пауза). Сделайте глубокий вдох и во время выдоха мысленно повторяйте и представляйте себе цифру 1 (три раза). Один (пауза). Один (пауза). Один (пауза). Теперь вы находитесь на уровне альфа-ритмов, основном уровне, который вы научитесь использовать для улучшения всех сторон вашей жизни. Чтобы помочь вам выйти на более глубинный, здоровый и "расслабленный" уровень сознания, я сейчас буду считать от десяти до одного и давать вам указания на каждой цифре. На каждой цифре вы почувствуете, что погружаетесь все глубже, расслабляетесь все больше. Вы перейдете на более глубинные, здоровые (психически и физически) уровни сознания. Чтобы полная релаксация сознания шла более эффективно, мы станем использовать зрительный образ бело-голубого свечения – свечения, медленно проходящего по вашему телу, полностью расслабляя и тело, и разум. 10...Представьте, что бело-голубое свечение проникает через вашу макушку, снимая напряжение с верхней части головы и лба. Почувствуйте, как бело-голубое свечение изгоняет напряжение из вашего сознания, оставляя живительное, расслабленное ощущение... 9...Представьте, что бело-голубое свечение медленно обволакивает глаза...расслабляет глаза...Почувствуйте, что они расслабились...Почувствуйте, как бело-голубое свечение спускается ниже... расслабляет мышцы лица...ниже, ниже...Слегка раскройте гу-бы... расслабьтесь... Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Выдыхая, расслабьтесь еще больше... 8...Почувствуйте, как бело-голубое свечение опускается ниже...охватывает заднюю часть шеи, расслабляя мышцы шеи и плеч...можете представить руки, нежно массирующие вашу шею и плечи...Ощутите, как расслабились мышцы шеи и плеч...Почувствуйте, как погружаетесь еще глубже... 7...Представьте, как бело-голубое свечение проникает в руки, расслабляя руки... ниже, в локте... расслабляя, успокаивая, исцеляя...бело-голубое свечение теперь движется к запястьям...почувствуйте, как руки и ладони наливаются тяжестью... Расслабьте обе ладони... Ощутите покалывание в пальцах... Расслабьтесь... Почувствуйте, как напряженность через пальцы вытекает из тела... Расслабьтесь... 6...Глубже и глубже... Представьте, как это бело-голубое свечение снова поднимается к шее и плечам... Полностью расслабьте эту область... Почувствуйте руки, нежно массирующие шею и плечи... Представьте, как бело-голубое свечение медленно проникает внутрь груди... Расслабьте все органы грудной клетки... 5...Свечение теперь движется к желудку и пищеварительным органам... Расслабляющее, успокаивающее, исцеляющее... 4...Расслабляющее свечение 3...Ощущение расслабленности опускается к коленям... Расслабьтесь... Глубже и глубже в состояние полной релаксации... Бело-голубое свечение опускается ниже...ниже...расслабились оба колена... Расслабьтесь... 2...Все глубже и глубже к полной релаксации... Почувствуйте, как бело-голубое свечение опускается ниже... ниже... Расслабляются щиколотки... ниже... ниже... ступни... Расслабляются пальцы ног и подошвы... При расслаблении ощутите покалывание в обеих ступнях... 1...Теперь вы полностью физически расслаблены. Каждый раз, расслабляя тело и сознание, вы будете погружаться глубже... быстрее и легче, чем в этот раз. Чтобы помочь вам выйти на более глубинные, здоровые и "расслабленные" уровни сознания, я сейчас буду считать от одного до трех и щелкну пальцами. В этот момент используйте свое воображение, чтобы зрительно представить себя перенесенным в то место, где вам когда-то было хорошо и покойно. Вообразите приятную, спокойную обстановку, Поверьте, что вы действительно там... Постарайтесь увидеть то, что увидели бы...Услышать то, что услышали... Почувствуйте вкус, запах, прикосновения... и... ощутите то, что ощутили бы... Раз... (пауза). Два... (пауза). На счет три вы перенесетесь на место релаксации. Когда вы в следующий раз услышите мой голос, на этом релаксационном уровне сознания пройдет много, много времени. Мой голос вас не потревожит, вы глубоко вздохнете и погрузитесь еще глубже. Три... (щелчок пальцами). Расслабьтесь... (пауза 30 секунд). Расслабьтесь... Вдохните глубоко и погружайтесь глубже (пауза). Сейчас я начну считать от одного до пяти. На счет пять вы откроете глаза; вы совершенно проснетесь; вы полны энергией; вы чувствуете себя лучше, чем раньше. Раз... два, начинаем медленно выходить... три... На счет пять вы откроете глаза; вы проснетесь полностью, с чувством уверенности и безопасности... Не пострадают ни слух, ни зрение... не будет головной боли. Ваши зрение и слух будут улучшаться каждый раз, когда вы погрузитесь на эти глубинные уровни сознания... четыре... пять... (щелчок пальцами). Глаза открыты, вы проснулись, чувствуя себя бодрым и здоровым, с ощущением полной безопасности и уверенности в собственных силах.

«Потерпевшие кораблекрушение».

ЦЕЛЬ: Упражнение используется для исследования процесса принятия решения группой; учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи; предоставляет информацию относительно паттернов коммуникации, руководства и доминирования в группе и может внести вклад в сплоченность членов группы.

НЕОБХОДИМОЕ ВРЕМЯ: 1,5 часа.

МАТЕРИАЛЫ: Копии инструкций, большие бумажные листы и карандаши.

ПОДГОТОВКА: Руководитель должен иметь навыки исследования группового процесса.

ПРОЦЕДУРА: Каждому члену группы дают следующую инструкцию и просят выполнить задание в течение 15 минут.

Вы дрейфуете на яхте в южной части Тихого океана. В результате пожара большая часть яхты и ее груза уничтожена. Яхта медленно тонет. Ваше местонахождение неясно из-за поломки основных навигационных приборов, но примерно вы находитесь на расстоянии тысячи миль к юго-западу от ближайшей земли. Ниже дан список 15 предметов, которые остались целыми и не поврежденными после пожара.

В дополнение к этим предметам вы располагаете прочным надувным спасательным плотом с веслами, достаточно большим, чтобы выдержать вас, экипаж и все перечисленные ниже предметы.

Имущество оставшихся в живых людей составляют пачка сигарет, несколько коробков спичек и пять однодолларовых банкнот... Ваша задача – классифицировать 15 ниже перечисленных предметов в соответствии с их значением для выживания.

Поставьте цифру 1 у самого важного предмета, цифру 2 – у второго по значению и так далее до пятнадцатого, наименее важного для вас.

· Секстант.

· Зеркало для бритья.

· Пятигаллоновая канистра с водой.

· Противомоскитная сетка.

· Одна коробка с армейским рационом.

· Карты Тихого океана.

· Подушка (плавательное средство, санкционированное береговой охраной).

· Двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси.

· Маленький транзисторный радиоприемник.

· Репеллент, отпугивающий акул.

· Двадцать квадратных метров непрозрачного пластика.

· Одна кварта пуэрто-риканского рома крепостью 80 градусов.

· Пятнадцать футов нейлонового каната.

· Две коробки шоколада.

· Рыболовная снасть.

После того как завершена индивидуальная классификация, группе дается 45 минут для выполнения общего задания.

Это упражнение на групповое принятие решений. Ваша группа руководствуясь принципом достижения согласия при принятии совместного решения, должна прийти к единому мнению относительно места в классификации каждого из пятнадцати предметов, прежде чем оно станет частью группового решения. Достичь согласия трудно, поэтому не каждая оценка будет получать полное одобрение всех участников. Группа старается каждую оценку дать так, чтобы все члены группы могли с ней согласиться хотя бы отчасти.

Используйте следующие рекомендации для достижения согласия:

1. Избегайте защищать свои индивидуальные суждения. Подходите к задаче логически.

2. Избегайте менять свое мнение только ради достижения согласия, не старайтесь уклониться от конфликта. Поддерживайте только те решения, с которыми вы можете согласиться хотя бы отчасти.

3. Избегайте таких методов "уменьшения конфликта", как голосование, компромиссные решения с целью достижения согласия при решении групповой задачи.

4. Рассматривайте различие мнений как помощь, а не как помеху при принятии решений. После того как группа проранжировала 15 предметов в зависимости от их важности, посмотрите правильный порядок классификации, приведенный в приложении к данному упражнению. Здесь вы можете сравнить данные индивидуального ранжирования с данными, к которым пришла группа в результате согласия. Затратьте дополнительно какое-то время для обсуждения процесса принятия решений. Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Кто участвовал, а кто нет? Кто оказывал влияние? Почему? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимались участниками группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решений группой? В качестве варианта один или несколько наблюдателей, не принимающих участия в групповом процессе, могут предоставить после выполнения задачи обратную связь о групповом или индивидуальном поведении.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УПРАЖНЕНИЮ "ПОТЕРПЕВШИЕ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ".

Согласно "экспертам", основными вещами, необходимыми человеку, потерпевшему кораблекрушение в океане, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.

Следовательно, самыми важными являются зеркало для бритья и двухгаллоновая канистра нефтегазовой смеси. Эти предметы могут быть использованы для сигнализации воздушным и морским спасателям.

Вторым по значению являются такие вещи, как пятигаллоновая канистра с водой и коробка с армейским рационом.

Краткая информация, которая дается для оценки каждого предмета, очевидно, не перечисляет все возможные способы применения данного предмета, а скорее указывает, какое значение имеет данный предмет для выживания.

Наши рекомендации