Для тех, кто желает создать поистине идеальную, здоровую и нерушимую «ячейку общества» – несколько практических советов
Для молодых жен:
– Не стесняйтесь своей слабости;
– Поощряйте способности мужа, его таланты и успехи;
– Примите его таким, каков он есть, с его особенностями и недостатками;
– Поддерживайте мысль о том, что в семье и на работе он незаменим;
– Не стремитесь детально обосновывать свои предложения или пожелания;
– Не будьте враждебны, это антипод привлекательности;
– В меру поддерживайте порядок в доме;
– Позволяйте себе отдыхать друг от друга;
– Не вмешивайтесь в ссоры мужа со свекровью;
– Не подчеркивайте возраст свекрови;
– Внимательно и любовно изучайте мать и бабушку мужа, тогда вы сможете понять, какие качества в вас он обязательно оценит.
Для молодых мужей:
– Выбирая себе жену, посмотрите на будущую тещу – это то, что вас ждет через десяток-другой лет;
– Не лишайте жену любви, иначе она очень быстро станет деспотичной;
– Критикуя жену за поспешность и необдуманность поступков, имейте в виду, что так поступило бы большинство женщин;
– Не выясняйте отношения ночью, это крайне нежелательно и даже опасно.
Ранние браки
Насколько успешны браки, заключенные молодыми людьми в возрасте 17–19 лет?
Общая закономерность такова: чем в более раннем возрасте молодежь вступает в брак, тем больше вероятность того, что он окажется несчастливым. Статистика также свидетельствует, что многие молодые супруги выражают неудовлетворенность своей семейной жизнью, хотя и не доводят дело до разводов.
В ранние браки вступают в первую очередь подростки из малообеспеченных семей, где обычно менее образованные родители с невысоким профессиональным статусом. Дети в этих семьях как правило не заинтересованы в результатах учебы и дальнейшем образовании, семейная жизнь кажется им более привлекательной, чем учебные занятия.
Чаще обзаводятся семьями подростки с невысокими интеллектуальными способностями и хуже успевающие в школе. Женитьба или замужество уменьшают их шансы на продолжение образование, особенно это касается тех, у кого вскоре появляются дети.
Исследования показывают, что скорее вступают в брак менее приспособленные в социальном плане юноши и девушки, менее устойчивые эмоционально и, как правило, в детском и подростковом возрасте имеющие проблемы в отношениях с родителями.
Проблемы, с которыми сталкиваются юные супруги, не отличаются от тех проблем, которые приходится решать другим семейным парам, но справляться с ними подросткам гораздо труднее из-за эмоциональной и социальной незрелости, неопытности, неумении прогнозировать трудности и неумении приспосабливаться друг к другу.
Часто подросткам семейная жизнь кажется сказкой, где влюбленные наслаждаются счастьем до конца своих дней. Представление о женитьбе приводит к тому, что молодые люди начинают думать, что смысл жизни – найти свою любовь и, как только она найдена, поскорей жениться, пока чувства не покинули их.
Иногда брак становится способом бегства от неблагоприятной ситуации дома, трудностей в учебе. Чем менее привлекательной кажется текущая жизненная ситуация, тем скорее эмоционально неустойчивый и социально неприспособленный молодой человек будет стремиться вступить в брак.
Если промежуток времени между первым свиданием и вступлением в бракневелик, у молодых людей мало возможностей разобраться, сделать правильный, взвешенный выбор спутника жизни.
Одна из основных проблем ранних браков – финансовая. Молодых супругов угнетает низкий уровень их доходов. Отсутствие необходимого образования, неопытность и молодость не позволяют получать высокую зарплату. Некоторые пары вступают в брак, не имея вообще никакого дохода.
Вероятность того, что брак окажется успешным, меньше всего в тех случаях, когда молодых людей подталкивает к женитьбе беременность. Процент разводов в случае добрачной и ранней брачной беременности выше среднего, немалое число детей, родившихся в ранних браках, растут в неблагоприятной семейной атмосфере или вообще без родителей. Многие молодые супруги еще недостаточно зрелы для того, чтобы принять на себя ту ответственность, которую налагают на людей семейные узы, раннее отцовство и материнство, поэтому браки часто расстраиваются, и страдают от этого дети.
Довольно часто после вступления в брак, особенно после рождения первого ребенка, молодые супруги перестают получать прежнее удовлетворение от своей сексуальной жизни.
Чем более неопытны молодые супруги, тем скорее родители попытаются им «помочь», - и тем скорее между ними и молодыми супругами вспыхнут с новой силой те конфликты по поводу свободы и принятия решений, которые имели место еще до вступления молодых людей в брак.
Основоположник теории семейного консультирования Вирджиния Сатир в книге, посвященной семье и внутрисемейным отношениям («Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту». – М., 2000), пишет, что многие молодые люди вступают в брак, практически не зная своего партнера. Основная причина их союза – физиологическое влечение, которое никоим образом не влияет на совместимость людей во вкусах и интересах. Сексуальная привлекательность – лишь одна сторона человеческой жизни. Люди могут подходить друг другу физиологически, но при этом они не обязательно будут родственными душами. Если человек делает свой выбор, основываясь на физиологическом влечении, он неизбежно попадет в беду.
Многие пары (и не только молодые) испытывают иллюзию, что все будет получаться само собой лишь оттого, что они любят друг друга. Однако, после вступления в брак выявляются и открываются новые черты партнера, которые скрываются в период ухаживания. К сожалению, невозможно жить с человеком, постоянно скрывая черты своего характера, они все равно неизбежно проявятся. Вот в этом и заключается причина страшного разочарования многих людей. Нет двух идентичных людей, каждый человек уникален. Но именно различия вносят в нашу жизнь интерес, разнообразие и живость, хотя они же и создают проблемы. Вопрос в том, как научиться конструктивно решать эти проблемы, как сделать решения познавательными, заставить их служить семье, а не способствовать ее распаду.
Три важных фактора, которые нужно учитывать в процессе решения семейных проблем.
Воспринимайте вашего супруга как уникальную личность со свойственными только ему особенностями поведения. Никогда не думайте, что он умышленно делает что-то во вред.
Второй фактор связан с неумением понять себя, свои собственные проблемы. Никто не сможет этого сделать за вас. Чем лучше вы будете понимать себя и партнера, тем больше возможность установить доверительные отношения.
И наконец, важно осознавать, что каждый имеет безграничные возможности для получения роскоши общения на интеллектуально-эмоциональном, психофизиологическом и других уровнях. А это как раз то, ради чего стоит постараться.
ЛИТЕРАТУРА
1. | Алберти Р. Э., Эммонс М. Л.Самоутверждающее поведение. Распрямись! Выскажись! Возрази! / Пер. с англ. – СПб.: "Академический проект", 1998. |
2. | Атватер И. Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника) / Сокр. пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. |
3. | Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. – Спб: Питер Пресс, 1997. |
4. | Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Пер. с англ. – СПб: Талисман, 1994. |
5. | Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1988. |
6. | Бёрнс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание» / Пер. с англ. - М., 1986. |
7. | Введениев психологию / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. |
8. | Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 1994. |
9. | Выготский Л. С.Умственное развитие детей в процессе обучения. Сборник статей. – |
10. | Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. – М.: Мир, 1992. |
11. | Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – СПб.: Свет, 1997. |
12. | Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик, или как пользоваться своим биокомпьютером в голове в поисках счастья / Пер. с англ. – М.: ТОО «Независимая фирма «Класс», 1993. |
13. | Джонс Дж. Инженерное и художественное конструирование. – М.: Издательство «Мир», 1976. |
14. | Дольто Ф. На стороне ребенка / Пер. с англ. – СПб.: «Петербург – XXI век», 1997. |
15. | Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние / Пер. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 2000. |
16. | Иванов М. М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. – М.: АО «МЕНАТЕП-ИНФОРМ», 1992. |
17. | Кордуэлл М. Психология. А – Я: Словарь-справочник / Пер. С англ.– М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. |
18. | Корнелиус Х., Фэйр Ш.Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты / Пер. с англ. – М.: Стрингер, 1992. |
19. | Крайг Г. Психология развития / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. |
20. | Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.: Изд-во УРАО, 1998. |
21. | Лапп Д. Искусство помнить и забывать. / Пер. с англ. – СПб: Питер, 1995. |
22. | Латышев И. А.Семейная жизнь японцев. – М.: «Наука», 1985. |
23. | Лёзер Ф. Тренировка памяти. / Пер. с нем. – М.: Мир, 1979. |
24. | Леонгард К. Акцентуированные личности. – М.: 1998. |
25. | Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). – Изд-во Московского университета, 1968. |
26. | Майерс Д.Социальная психология / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1997. |
27. | Марцинковская Т. Д., Ярошевский М. Г.50 выдающихся психологов мира. Учебное пособие для студентов. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. |
28. | Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. – СПб: Евразия, 1997. |
29. | Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999. |
30. | Менинжер В., Лиф М. Вы и психоанализ. / Пер. с англ. – СПб: Академический проект, 1998. |
31. | Мольц М. «Я - это Я или как стать счастливым» / Пер. с англ. - М., 1994. |
32. | Немов Р. С. Психология. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995, т.т. 1,2. |
33. | Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. – СПб: Речь, 2000. |
34. | Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. |
35. | Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1984. |
36. | Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 2000. |
37. | Психология: Биографический библиографический словарь / Пер. с англ. – СПб: «Евразия», 1999. |
38. | Психологическийсловарь / Под ред. Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. – М.: Педагогика-Пресс, 1997. |
39. | Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. |
40. | Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: ЗАО Издательство «Питер», 1999. |
41. | Скотт Д. Г.Конфликты, пути их преодоления / Пер. с англ. – Киев: "Внешторгиздат", 1991. |
42. | Соколова Е. Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М.: Смысл, 1997. |
43. | Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. |
44. | Сухарев В. А., Сухарев М. В.Психология народов и наций. – Д.: Сталкер, 1997. |
45. | Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. – М.: 1990. |
46. | Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. |
47. | Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. – М.:Прогресс, 1993. |
48. | Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Изд-во «Барс», 1997. |
49. | Харрис Т. А.Я o' key – Вы o' key / Пер. с англ. – Фонд ментального здоровья. – Красноярск, 1993. |
50. | Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. |
51. | Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Пер. с англ. – СПб: Питер пресс, 1998. |
52. | Чалдини Р. Психология влияния / Пер. с англ. – СПб: Питер Ком, 1999. |
53. | Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. – М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993. |
54. | Шмидт Р. Искусство общения. / Пер. с нем. – М.: СП «Интерэксперт», 1992. |
55. | Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. / Пер. с англ. – Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. |
56. | Шрёдер Г. А. Руководить сообразно ситуации: Пер. с нем. – М.: АО «Интерэксперт», 1994. |
57. | Шульц Д., Щульц С.Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998. |
58. | Энкельманн Н. Преуспевать с радостью. / Биркенбиль М. Молитвенник для шефа. – М.: «Интерэксперт»; Экономика, 1993. |
Учебное издание