Ответственность и беззащитность
Закройте глаза и представьте, что беседуете с кем-то из близких вам людей. Вообразите, что чем-то его обидели.
А теперь вслух очень подробно расскажите, почему вы сделали то, что сделали, и как вы не собирались его обижать.
Как вам все это, когда вы это слышите?
Знакомы вам такие оправдания?
Часто ли вы оправдываетесь или может вы живете рядом с тем, кто много оправдывается?
А теперь просто сознайтесь, что обидели своего парт- нера (или человека, которого представляли себе). Возьмите на себя ответственность за то, что бываете таким вот резким и непредусмотрительным. Определите, что вы чувствуете по поводу того, что произошло: гордость, стыд и т.д. — что вы теперь чувствуете?
«С тех пор как занялся гештальтом, я все чаще замечаю, что реже стал оправдываться за свое поведение. Подозреваю, что моей семье не кажется, что я стал приятнее и , лучше (скорее, наоборот), но я ощущаю, что я стал более искренним сам с собой. Я веду себя Определенным образом, мои действия говорят сами за себя: частые извинения раньше служили прикрытием моей претензии на то, что я не столь уж противен, как иногда бывает».
Еще один способ уйти от ответственности — это старательная уравновешенность. Бывает, что люди чуть не лопаются от гнева, но говорят мягко, с улыбкой; чувствуя натиск своей сексуальности, они ведут себя подчеркнуто по-отечески или по-матерински.
УПРАЖНЕНИЕ 8. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ
Заведите разговор с партнером или представьте себе беседу с кем-нибудь. Притворитесь, что вы разозлились. . Затем, говоря вслух, выразите себя так, чтобы нейтрализовать превалирующую эмоцию. Некоторое время поэкспериментируйте с этим. Затем проведите эксперимент с разными чувствами — со злостью, грустью, сексуальным влечением и пр. таким же образом.
«В течение года я гасила свое негодование и чувство бешенства, которое вызывал мой муж тем, что внушал, как мне следует относиться к 10-летнему распущенному мальчишке, усыновления которого он добивался, потому что «мать бросила его». Пока Рой работал, я должна была сидеть дома, нам следовало играть роль добрых родителей этого монстра, который избивал наших детей и воровал их игрушки. Мне следовало безропотно проглатывать все это с улыбкой сквозь слезы. Я ненавижу этого ребенка и ненавижу своего бывшего мужа. Возможно, мы до сих пор жили бы вместе, если бы я не считала себя обязанной проглатывать то, что чувствовала тогда»'.
Еще один способ использования языка для ухода от ответственности за сказанное — это использование слова «но». В содержащих это слово предложениях первая часть является часто попыткой уйти от ответственности за то, о чем говорится во второй.
УПРАЖНЕНИЕ 9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «НО»
Обращайте внимание на то, в каких случаях вы исполь-
зуете «но» в разговоре. Попробуйте заменить его на сло-
во «и».
Например, скажите после слов «Я люблю тебя, но я ненавижу, что ты меня не замечаешь» фразу:
«Я люблю тебя и ненавижу, что ты меня не замечаешь».
Эти чувства (любовь и ненависть) вполне совместимы, они совсем не обязательно исключают друг друга, и
нет никакой надобности сводить их к взаимоисключающим понятиям.
«Я сам отвечаю за себя — с тех пор как родители и учителя научили и сформировали меня. Мое поведение — это выражение того, кто я есть и что я чувствую. Я отвечаю и за то, как складываются мои отношения с другими».
Я знаю, что я — причина и источник
своей собственной враждебности.
За это в ответе не кто-то во вселенной,
а именно я.
Джон Энрайт
ГЛАВА 5 СПОСОБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ
Идея гештальт-терапии состоит в превращении бумажных людей в настоящих.
Фриц Перлз
Способность ответить миру зависит от осознания и принятия всех частей своего существа: именно не признанные нами части самих себя и обусловливают потерю способности , дать ответ. Поэтому в гештальт-терапии слово ответственность часто расширяется до значения способности ответить.
В повседневном языке ответственность обычно подразумевает некие моральные или этические императивы общества. В кратком оксфордском словаре читаем: «респектабельность, очевидная доверительность». И в результате констатация безответственности носит некий обвинительный уклон. Если мы, на чей-то взгляд, ведем себя ответственно, это значит, что наше поведение отвечает его ожиданиям, независимо от того, учитываются ли при этом наши собственные потребности. В таком обыденном понимании быть ответственным означает также соответствовать ожиданиям, которые чужды нашей собственной природе; быть способным отве-
тить, однако, означает, что мы можем выбирать, как ответить. Если мы способны к ответу в этом понимании, мы совсем необязательно и неизбежно бунтуем против диктата общества. Такое опасение обычно высказывается людьми, которые упрощенно трактуют гештальт-философию, как поведение «в соответствии только с собственными представлениями, без всякого учета каких бы то ни было чувств других людей». Но поскольку каждый из нас является частью общества и одновременно индивидуальностью, и у нас у всех есть значимые общественные потребности, существует надежда, что наш выбор не будет противоречить требованиям общества. Важно самоосознание существования Выбора как такового.
Следующее упражнение демонстрирует нашу способность к ответу, используя внутреннее и внешнее сенсорное осознание. Оно показывает возможности выбора нашего внутреннего поведения.