Ответственность и беззащитность

Закройте глаза и представьте, что беседуете с кем-то из близких вам людей. Вообразите, что чем-то его обидели.

А теперь вслух очень подробно расскажите, почему вы сделали то, что сделали, и как вы не собирались его оби­жать.

Как вам все это, когда вы это слышите?

Знакомы вам такие оправдания?

Часто ли вы оправдываетесь или может вы живете ря­дом с тем, кто много оправдывается?

А теперь просто сознайтесь, что обидели своего парт- нера (или человека, которого представляли себе). Возьми­те на себя ответственность за то, что бываете таким вот резким и непредусмотрительным. Определите, что вы чувствуете по поводу того, что произошло: гордость, стыд и т.д. — что вы теперь чувствуете?

«С тех пор как занялся гештальтом, я все чаще замечаю, что реже стал оправдываться за свое поведение. Подозре­ваю, что моей семье не кажется, что я стал приятнее и , лучше (скорее, наоборот), но я ощущаю, что я стал более искренним сам с собой. Я веду себя Определенным обра­зом, мои действия говорят сами за себя: частые извине­ния раньше служили прикрытием моей претензии на то, что я не столь уж противен, как иногда бывает».

Еще один способ уйти от ответственности — это старатель­ная уравновешенность. Бывает, что люди чуть не лопаются от гнева, но говорят мягко, с улыбкой; чувствуя натиск своей сек­суальности, они ведут себя подчеркнуто по-отечески или по-матерински.

УПРАЖНЕНИЕ 8. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Заведите разговор с партнером или представьте себе бе­седу с кем-нибудь. Притворитесь, что вы разозлились. . Затем, говоря вслух, выразите себя так, чтобы нейтра­лизовать превалирующую эмоцию. Некоторое время по­экспериментируйте с этим. Затем проведите экспери­мент с разными чувствами — со злостью, грустью, сек­суальным влечением и пр. таким же образом.

«В течение года я гасила свое негодование и чувство бе­шенства, которое вызывал мой муж тем, что внушал, как мне следует относиться к 10-летнему распущенному маль­чишке, усыновления которого он добивался, потому что «мать бросила его». Пока Рой работал, я должна была си­деть дома, нам следовало играть роль добрых родителей этого монстра, который избивал наших детей и воровал их игрушки. Мне следовало безропотно проглатывать все это с улыбкой сквозь слезы. Я ненавижу этого ребенка и ненавижу своего бывшего мужа. Возможно, мы до сих пор жили бы вместе, если бы я не считала себя обязан­ной проглатывать то, что чувствовала тогда»'.

Еще один способ использования языка для ухода от ответ­ственности за сказанное — это использование слова «но». В содержащих это слово предложениях первая часть являет­ся часто попыткой уйти от ответственности за то, о чем гово­рится во второй.

УПРАЖНЕНИЕ 9. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «НО»

Обращайте внимание на то, в каких случаях вы исполь-­
зуете «но» в разговоре. Попробуйте заменить его на сло­-
во «и».

Например, скажите после слов «Я люблю тебя, но я ненавижу, что ты меня не замечаешь» фразу:

«Я люблю тебя и ненавижу, что ты меня не замеча­ешь».

Эти чувства (любовь и ненависть) вполне совмести­мы, они совсем не обязательно исключают друг друга, и

нет никакой надобности сводить их к взаимоисключа­ющим понятиям.

«Я сам отвечаю за себя — с тех пор как родители и учите­ля научили и сформировали меня. Мое поведение — это выражение того, кто я есть и что я чувствую. Я отвечаю и за то, как складываются мои отношения с другими».

Я знаю, что я — причина и источник

своей собственной враждебности.

За это в ответе не кто-то во вселенной,

а именно я.

Джон Энрайт

ответственность и беззащитность - student2.ru

ГЛАВА 5 СПОСОБНОСТЬ ОТВЕТИТЬ

Идея гештальт-терапии состоит в превращении бумажных людей в настоящих.

Фриц Перлз

Способность ответить миру зависит от осознания и при­нятия всех частей своего существа: именно не признанные нами части самих себя и обусловливают потерю способности , дать ответ. Поэтому в гештальт-терапии слово ответствен­ность часто расширяется до значения способности ответить.

В повседневном языке ответственность обычно подра­зумевает некие моральные или этические императивы обще­ства. В кратком оксфордском словаре читаем: «респектабель­ность, очевидная доверительность». И в результате констата­ция безответственности носит некий обвинительный уклон. Если мы, на чей-то взгляд, ведем себя ответственно, это зна­чит, что наше поведение отвечает его ожиданиям, независи­мо от того, учитываются ли при этом наши собственные по­требности. В таком обыденном понимании быть ответствен­ным означает также соответствовать ожиданиям, которые чужды нашей собственной природе; быть способным отве-

тить, однако, означает, что мы можем выбирать, как отве­тить. Если мы способны к ответу в этом понимании, мы со­всем необязательно и неизбежно бунтуем против диктата об­щества. Такое опасение обычно высказывается людьми, ко­торые упрощенно трактуют гештальт-философию, как по­ведение «в соответствии только с собственными представ­лениями, без всякого учета каких бы то ни было чувств дру­гих людей». Но поскольку каждый из нас является частью общества и одновременно индивидуальностью, и у нас у всех есть значимые общественные потребности, существует на­дежда, что наш выбор не будет противоречить требованиям общества. Важно самоосознание существования Выбора как такового.

Следующее упражнение демонстрирует нашу способность к ответу, используя внутреннее и внешнее сенсорное осозна­ние. Оно показывает возможности выбора нашего внутрен­него поведения.

Наши рекомендации