Хулиганствующая булавка
Изучавшие историю полтергейста заметили, что феномен левитации человеческого тела редко встречается при обычном «подростковом» полтергейсте. Подавляющее большинство свидетельств о такой левитации зарегистрировано в случаях полтергейста демонического типа. В обычных же полтергейстах иногда левитируют неодушевлённые объекты, но, бывает, поднимаются в воздух и человеческие тела. Несколько таких полтергейстов зафиксированы в первой половине нашего века. Например, полтергейст в индийском городе Пуна в 1934 году. Он был связан с восьмилетним мальчиком. Вот что рассказывал очевидец:
— Я положил совершенно голого мальчика в небольшую кроватку, пощупал у него пульс, попросил лежать спокойно. Затем закрыл дверь и окна, сел в кресло в углу комнаты. Взглянул на часы — было точно час тридцать дня. Набросил на мальчика простыню. Минут через пятнадцать увидел, как стягивается с кровати простыня, сама кровать выдвигается на середину комнаты, мальчик поднимается над кроватью и мягко приземляется на пол. Тут же ко мне устремилась чернильница, что была на столе у окна, а стеклянное пресс-папье пролетело мимо моей головы.
О даре левитации, присущем некоторым людям, знал ещё Дж.Гленвиль, автор книги «Побеждённое саддукейство» (Лондон, 1681 год).
Автору не доводилось быть свидетелем левитации тела человека. Но один из расследованных мною случаев полтергейста повлёк за собой серию событий, одним из результатов которых стала фотофиксация левитации горящей свечи.
В середине марта 1990 года ко мне обратилась за помощью очередная московская семья. Через несколько дней мы с А.А.Шлядинским посетили однокомнатную квартиру, где проживали мать и её десятилетняя дочь. Квартира как квартира, если бы не свисающие вдоль одной из стен разорванные на полосы обои, симметрично выжженные круглые дыры на кухонных занавесках, прислонённая к стене в прихожей массивная деревянная вешалка да обеспокоенные обитатели квартиры.
Непроизвольный взлёт Иосифа Купертинского.
Мы опросили потерпевших и их соседей по лестничной площадке. И вот что выяснилось. Первые неожиданности проявились летом 1989 года. Вернувшись из отпуска, семья нашла дверь в квартиру взломанной. Оказалось, что незадолго перед их возвращением квартиру затопило горячей водой. Сантехники так и не сумели найти причину аварии. Воду долго не могли остановить.
После этого ничего особенного не было, если не считать время от времени неизвестно откуда возникавших на полу луж. Но в начале марта 1990 года начались какие-то странности. Как-то, придя с работы, хозяйка нашла в прихожей упавшую вешалку, до того намертво прикреплённую к стене цанговым зажимом. Оказался странно, как бы изнутри, деформирован новый мебельный гарнитур, причём особо досталось дверкам. Часть книг постоянно выдвигалась из ряда корешками наружу. В ночь с 12 на 13 марта несколько раз приходили из нижней квартиры с жалобами на девочку — якобы она до трёх часов ночи никак не успокоится и страшно топает. Но всё было тихо, девочка же спала.
Обострение наступило с утра 13 марта. Хозяйка квартиры уже ушла на работу, в начале девятого собралась уходить в школу и её дочь. Почувствовала запах дыма, осмотрела квартиру — горят занавески на кухне! Потушила. Потом услышала треск, побежала на шум, видит — в комнате, начиная с верхней части стены, отслаиваются с треском и рвутся на полосы обои, ковёр дергается вверх, пытаясь соскочить с креплений. Что-то грохнуло в коридоре. Это перевернулась вверх ножками табуретка. При попытке поднять её, чтобы поставить как надо, девочка с изумлением обнаружила, что табуретка стала лёгкой, как будто бы она сделана из пенопласта!
Вечером вновь загорелись занавески на кухне, некоторые электролампы повзрывались, некоторые вывернулись. Девочка обратила внимание на плохой вид её хомячков. Вскоре они погибли (кстати, хомячки погибли и у Вовы, в той полтергейстной квартире, где в полстены было написано «Винокуров мне нравится»). На листьях комнатных растений появились какие-то пятна.
Соседи сообщили, что при явном отсутствии в этой квартире кого бы то ни было, в ней как бы продолжается какая-то странная жизнь: постоянные шумы, стуки, грохот. То ли двигается мебель, то ли падают доски. А если подойти к двери квартиры, то кажется, будто бы кто-то бьётся о дверь изнутри. Следили специально, но ничего не обнаружили. А смежная с этой квартирой стена как бы содрогается, если к ней приложить ладонь, стоя в соседней квартире.
Я ещё продолжал задавать уточняющие вопросы, а Александр Анатольевич встал и подошёл к стене, где вдоль потолка полосами свисали недавно наклеенные обои. Они отслаивались от самого потолка и свисали примерно до половины высоты стены. Обои были наклеены в несколько слоёв. Там, где они отошли от стены, осталась лишь голая штукатурка.
Александр Анатольевич машинально, не глядя, провёл ладонью вдоль стены. Что-то привлекло его внимание, он стал раздвигать слои обоев. Затем попросил подойти меня. Приблизившись к этому месту, я увидел обычную металлическую булавку с головкой на одном конце и с заострением на другом. Она была вколота между наружным и внутренним слоями обоев. Александр Анатольевич взял её себе. Он попросил хозяйку показать её швейные принадлежности и убедился, что подобных там не было. Да и хозяйка утверждала то же самое.
Современные левитанты.
Колин Эванс демонстрировал левитацию на собраниях спиритуалистов в 30-х годах XX века.
Карлос Мирабелли, бразилец итальянского происхождения, владел даром произвольной левитации. На этом снимке 40-х годов XX века он завис высоко под потолком, едва не касаясь люстры.
Это была не первая такая булавка, встреченная мною в полтергейстной квартире. В некоторых из них булавки или иголки появлялись гроздьями, причём в самых неожиданных местах, обычно там, где их быть не должно. Бывало, они выстраивались в виде креста на стене, цепочкой на полу или лежали как попало. Всё это вызывало у меня лишь привычное удивление, но не больше. К чему всё это, что с ними делать — я не знал.
А Александр Анатольевич знал. Через несколько дней он сообщил мне, что эта булавка не простая, у неё — очень странная «энергетика». Он ясно чувствует это своими руками, причём на расстоянии до 80 сантиметров. Обещал вскоре провести с ней ритуал экзорцизма, то есть изгнания «бесов». Причём, впервые в своей практике, он собирался выполнить этот ритуал над неодушевлённым предметом. Я же, предполагая, что тут могут быть всякие неожиданности, предложил заранее приготовить фотоаппарат.
Цель ритуала состояла в том, чтобы «обезвредить» найденную в полтергейстной квартире булавку, которая, как предполагал А.А.Шлядинский, и была причиной полтергейстных проявлений. Вот как, по рассказу самого экзорциста, проходил этот ритуал.
ААШлядинский приступает к ритуалу «обезвреживания» найденной им в полтергейстной квартире булавки.
А.А.Шлядинский приступил к процедуре «обезвреживания» 27 марта 1990 года ровно в полдень, у себя дома, в квартире, расположенной на десятом этаже. Он заложил булавку между страниц Библии, с которой обычно работал при совершении экзорцизма над человеком, причём в строго определённом месте текста. Библию с булавкой положил на табурет, на Библию — листок бумаги с записью традиционной формулы вызывания «духов». На этот листок — металлический подсвечник со свечой, незадолго до того приобретённой в одной из церквей. Затем зажёг свечу и несколько раз мысленно произнёс известную ему из средневековой практики экзорцистов формулу-заклинание. Сделав это, он сел на диван напротив табурета и стал наблюдать. Минут пять всё было спокойно. Но тут с улицы послышался громкий собачий лай. А.А.Шлядинский встал и подошёл к окну — посмотреть, что же там произошло. Когда же, обернувшись, взглянул на табурет, увидел, что горящая свеча неподвижно зависла примерно в 20 сантиметрах над подсвечником! Было 12 часов 8 минут дня.
Такое грех было не сфотографировать. После первого же щелчка затвора свеча полетела к входной двери в комнату, одновременно набирая высоту. Не долетев до двери примерно полметра, снова зависла. А.А.Шлядинский сделал второй и третий снимки. Второй — также с фотовспышкой, третий — без неё: внезапно погас индикатор заряда (в полтергейстноподобных ситуациях это бывает). Пришлось срочно менять режим работы фотоаппарата. Отсюда — иной в сравнении с первым и вторым снимками ореол пламени свечи на всех последующих и нерезкость изображения на третьем снимке.
Свеча зависла над Библией (первый снимок).
Свеча висит возле двери (второй и третий снимки).
Стереопара — свеча над диваном (снимки четвёртый и пятый).
Свеча вернулась на круги своя (снимки шестой и седьмой).
Свеча висела у двери секунд двадцать. Затем она стала перемещаться в сторону дивана, уже с потерей высоты. Налево от двери стоял невысокий сервант, на нём — будильник. Пролетая мимо него, свеча как бы притянула будильник к себе, и он упал на пол, разбившись при этом[23]. Скорость полёта свечи, отметил А.А.Шлядинский, составляла около полуметра в секунду. Долетев до середины дивана, свеча вновь зависла над его сиденьем на высоте примерно 10 сантиметров. А.А.Шлядинский сделал четвёртый и пятый снимки (они оказались стереопарой!), после чего свеча почти по горизонтали двинулась к подсвечнику и зависла над ним примерно на минуту на высоте около 15 сантиметров. Этому зависанию соответствуют шестой и седьмой снимки.
Далее свеча опустилась на подсвечник и погасла. Это произошло в 12 часов 10 минут.
Александр Анатольевич проявил плёнку и сделал пробные отпечатки. Стало заметно, что плёнка плохо промыта. Разрезав плёнку на отдельные негативы, он положил те семь негативов в фотованночку для повторной промывки смесью горячей и холодной воды из-под крана. Подойдя через некоторое время к ванночке, обнаружил, что из крана течёт лишь горячая вода и негатив первого снимка лишился вследствие этого эмульсии с изображением. Остальные негативы повреждены не были. Высушенные негативы Александр Анатольевич положил в спичечный коробок.
Открыв коробок около десяти часов вечера 1 апреля, он не нашёл там негатива второго снимка. Тщательные поиски ничего не дали. В ночь с первого на второе апреля, часа в три ночи, Александр Анатольевич внезапно проснулся с мыслью проверить негативы. Открыв коробок, он нашёл, что негатив третьего снимка потерял эмульсию и стал прозрачным, заметно уменьшившись в размерах по длине и ширине.
Шло очевидное уничтожение уникальной «улики», и А.А.Шлядинский не без оснований предполагал, что это — «хулиганства» всё той же самой булавки. Пришлось принять некоторые меры, в частности, поместить её внутрь специальной геометрической фигуры. Александр Анатольевич созвонился со мной, мы посоветовались, и второго апреля он передал мне на хранение все оставшиеся негативы и почти все отпечатки, в частности, единственный отпечаток с попавшего под струю горячей воды негатива первого снимка.
Шло уничтожение уникальной «улики». Справа вверху — скукожившийся и потерявший эмульсионный слой негатив третьего снимка. Слева вверху — сохранившийся нетронутым негатив седьмого снимка. Внизу на линейке — та самая хулиганствующая булавка.
Сразу отмечу, что у меня дома процесс уничтожения улик не наблюдался, но я считал необходимым отпечатать дополнительное число фотографий — как с сохранившихся негативов четвёртого, пятого, шестого и седьмого снимков, так и с отпечатков первого, второго и третьего снимков, негативы которых оказались уничтожены или испорчены. К выполнению этой задачи я привлёк очень надёжных и добросовестных людей, пояснив им, в частности, особую ценность единственного отпечатка с негатива первого снимка. Меня заверили, что не подведут. Да я и сам был в этом уверен.
Через несколько дней мне сообщили, что моя просьба выполнена. При встрече я просмотрел все новые отпечатки и остался ими вполне доволен. Попросил вернуть все оригиналы и среди них самый ценный — отпечаток с негатива первого снимка. В ответ смущённое молчание, потом разъяснение: оказывается, отпечаток исчез... Правда, после того как с него было сделано два снимка. И ещё: во время фотографических работ с этим материалом и после них вблизи моих фотографов несколько раз наблюдались какие-то странные световые вспышки...
Но я считал необходимым размножить эту «улику» в ещё большем масштабе. 5 мая 1990 года газета «Вечерняя Москва» опубликовала подготовленную её корреспондентом Андреем Абросимовым статью «Бес на кончике иглы». Статья была снабжена фотографиями и обещанием А.А.Шлядинского повторить тот эксперимент в присутствии корреспондентов.
14 августа 1990 года над той булавкой вновь был совершён ритуал экзорцизма. На этот раз дома у Александра Анатольевича собрались заведующий лабораторией психотроники В.Т.Исаков, два корреспондента газеты «Вечерняя Москва», включая А.Абросимова, и я. Уже описанная выше процедура началась ровно в 19.00. В 19.02 А.А.Шлядинский, закончив процедуру, сел на диван рядом со мной. Ещё через две минуты мы услышали, как с потолка возле окна что-то посыпалось вниз. Бросились к окну — на подоконнике лежат 6 булавок! Одну нашли на полу. Эти булавки несколько отличались от той, над которой проводился ритуал, но подобные выпавшим были среди швейных припасов в другой комнате квартиры А.А.Шлядинского. С моей точки зрения — типичный полтергейстный эффект: появление в помещении до того отсутствовавших в нём предметов! Ритуал был повторён ещё дважды, но более ничего чётко необычного не наблюдалось.
Булавки, выпавшие с потолка на подоконник в комнате, где происходил повторный сеанс «обезвреживания» булавки.
Видимо, это действо разбудило какие-то дремавшие в той булавке силы. Первые признаки проявились вечером 16 августа: выпала угрожающая записка. Тем же вечером в 23.00 позвонил А.А.Шлядинский: «Игорь Владимирович! У меня всё летает!» Лишь один штрих из его рассказа: «Около полудюжины томов Большой Советской Энциклопедии летают, как птички, из комнаты в комнату. Прошёл к себе, отмахиваясь от них, как от роя мух». В ответ я предложил взять булавку себе.
Вопрос о передаче мне этой злокозненной булавки обсуждался и в последующие дни. Александр Анатольевич предупреждал меня, что может быть всё. Я же, опираясь на опыт успешного хранения негативов, которые у него стали уничтожаться, всё же думал взять булавку. Окончательное решение об этом было нами принято 19 августа.
20 августа около полудня я вышел из своей квартиры к мусоропроводу. Выбросил мусор и, повернувшись, чтобы подняться на полмарша вверх, услышал звон вдребезги разбивающегося стекла. Это упал надёжно державшийся вот уже 16 лет плафон, что был укреплён на стене над лифтом. Осколки были найдены даже в закоулках лестничной площадки нижнего этажа. 21 августа вечером я взял от Александра Анатольевича ту иглу.
Около месяца было спокойно. А потом началось. Даже сейчас, почти год спустя, я не решаюсь описать то, что было. Разве что самое малозначительное: в комнате вдруг сам собой гас свет и одновременно слышался щелчок сработавшего выключателя. В конце октября я вернул булавку А.А.Шлядинскому. Через две-три недели у меня дома действа пошли на убыль.
А Александр Анатольевич продолжал эксперименты с булавкой. В час сорок ночи с 5 на 6 января 1991 года он освободил её из «заключения» (она всё время — и у него, и у меня — хранилась в специальной геометрической фигуре, которая не должна была позволить ей «хулиганить», но не всегда это помогало) и путём специальной процедуры как бы воспринял от неё часть «энергии». Через 15 минут булавка вновь была посажена в «заключение», а Александр Анатольевич решил использовать полученную «энергию» для искусственного воспроизведения ряда аномальных феноменов. Вот как он сам рассказывает об этом:
— Я положил на журнальный столик электрическую лампу мощностью 150 ватт (на 220 вольт) и, приблизив к ней ладони, приказал ей мысленно подняться в воздух. После моего приказа лампа плавно взлетела, совершила несколько переворотов и неподвижно зависла примерно в полуметре от книжных полок на высоте около 160 сантиметров от пола. В руках при этом никаких особых ощущений не возникло, и я попробовал их немного удалить от лампы, а потом опустить вниз. Лампа при этом продолжала висеть в воздухе, что позволило мне сделать несколько снимков, используя устройство замедленного автоспуска. Если я удалял от висящей лампы руки более чем на 40-50 секунд, она начинала медленно опускаться к полу, но стоило мне приблизить вновь ладони, как она снова поднималась до прежней высоты. Все попытки заставить её подняться выше не имели успеха. Тогда я мысленно приказал лампе зажечься; примерно через две секунды после этого приказа она вспыхнула ярко-белым светом, причём свет исходил не от нити накала, а от всего стеклянного баллона, как если бы он изнутри был окрашен люминесцентным порошком. По мощности свечение соответствовало электрической мощности лампы. Я осторожно дотронулся до металлического цоколя — никакого электропотенциала на нём не почувствовал. Тогда я взял лампу в руку — она продолжала светиться. Примерно через три минуты свечение самопроизвольно прекратилось. Я попытался его возобновить, но по баллону беспорядочно «пробежало» несколько вспышек, и он стал нагреваться. Опасаясь, что лампа может взорваться, я прекратил экспериментировать.
А.А.Шлядинский: «После моего мысленного приказа подняться лампа плавно взлетела и неподвижно зависла в воздухе».
«Тогда я мысленно приказал лампе зажечься».
«Я взял лампу в руки — она продолжала светиться».
— Следующим объектом эксперимента был переносной радиоприёмник весом около 3,5 кг. В приёмнике были разряженные батарейки, и, подняв его в воздух на высоту примерно 1 метр от пола, я приказал ему мысленно настроиться на одну из радиостанций и заработать. Этого достичь не удалось, приёмник лишь произвольно поворачивался вокруг своей вертикальной оси. Как и лампа, он мог висеть в воздухе самостоятельно, без помощи находящихся поблизости моих ладоней, однако время такого самостоятельного зависания было существенно короче и составляло не более 12-15 секунд. Это обстоятельство всё же позволило сделать два фотоснимка. Приёмник находился в подвешенном состоянии не более двух минут, после чего стал плавно опускаться вниз, пока не достиг пола. Повторные попытки его поднять не привели ни к чему — по всей видимости «энергия», взятая мной из иглы, иссякла.
Эта странная булавка всё-таки была «обезврежена» Александром Анатольевичем несколько месяцев спустя. А в той квартире, откуда она была взята в середине марта 1990 года, ещё тогда почти сразу же стало спокойно.[24]