Выбор и утверждение темы курсовой работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Направление подготовки :030300.62 / 37.03.01 «Психология»

Профиль подготовки:Психология здоровья

Квалификация (степень) выпускника:Бакалавр

Форма обучения:заочная

КРАСНОЯРСК

СОСТАВИТЕЛЬ:_______ /_____________________/

(подпись)

Одобрено на заседании кафедры _________________

(протокол от «___»____________20____ № ___ )

Утверждено советом филиала ОАНО ВО «МПСУ» в г. Красноярске «___»____________20____г.

Общие сведения

Курсовая работа (КР) является первым самостоятельным научным исследованием студента-психолога. Ее выполнение является свидетельством формирования определенной психологической грамотности, исследовательской компетентности и способностей к научному творчеству.

Написание КР помогает расширять и систематизировать психологические знания, овладевать методами поиска, сбора, обработки информации, получения и анализа диагностических данных, развивать и совершенствовать умения анализа теоретических источников и интерпретации экспериментального материала.

Виды курсовых работ

В процессе обучения в зависимости от этапа обучения и цели исследования КР могут выполняться в форме исследований различных видов.

1. Теоретическое исследование, не связанное со сбором и анализом эмпирических данных, а целиком основанное на работе с научной литературой, первоисточниками. КР в форме теоретического исследования является первой курсовой работой студента, а потому выполняется преимущественно студентами первого или второго года обучения. КР в форме теоретического исследования обзорно-аналитического характера предполагает подбор, изучение и анализ состояния определенной научной проблемы.

Обзор литературных источников по изучаемой проблеме не сводится к перечислению существующих в этой области исследовательских работ, а представляет собой подробный анализ основных результатов и выводов имеющихся исследований.

Теоретическое исследование начинает носить обзорно критический характер, если автор КР не только делает обзор, но и представляет аргументированную критику того, что сделано по проблеме, формулирует собственные выводы. При выполнении КР теоретического характера автор может также вносить обоснованные собственные теоретические предложения, оригинальные идеи в теорию обсуждаемой проблемы с опорой на обзор и критический анализ имеющихся концепций в современной отечественной и зарубежной научной литературе. К КР в форме теоретического исследования предъявляются следующие требования:

-соотнесенность содержания анализируемой литературы с обсуждаемой темой;

-точность определения используемых понятий, глубина проработки первичных литературных источников;

-непротиворечивость, последовательность, систематичность, логическая связь при анализе имеющихся литературных источников;

-грамотность текста, аккуратность оформления, точность ссылок на использованную литературу.

Выполнение данного типа КР является своеобразной подготовкой к выполнению КР следующего исследовательского уровня – эмпирического.

2. Эмпирическое исследование. Целью данного вида исследования является сбор нового или уточнение имеющегося эмпирического материала и обоснование приемов его анализа. В теоретической части такого исследования необходимо уделить особое внимание обоснованию актуальности работы в этом направлении, аргументации выбора материала и методов исследования, с помощью которых будет осуществляться фиксация и анализ эмпирических данных. Выделяют несколько типов эмпирического исследования. Эмпирическое исследование описательного (диагностического) типа содержит новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений, полученные опытным путем.

В нем может даваться характеристика уровня развития той или иной психической функции и др. Эмпирическое исследование объяснительного (экспликативного) типа включает в себя не только сбор, анализ, но и объяснение полученных фактов, выяснение из причин, причинно-следственных связей между фактами.

Эмпирическое исследование эвристического (эксплоративного) типа открывает новые процессы, в нем ставятся и решаются проблемы, которые еще не ставились, на основе чего создаются новые теоретические концепции. Эмпирическое исследование в самостоятельной форме в КР не используется, а включается в качестве составной части в КР, выполняемую в теоретико-эмпирической форме – экспериментально-теоретическое исследование.

3. Экспериментально-теоретическое исследование. Основная цель исследования данного типа состоит в изучении конкретных психических явлений в рамках четко сфокусированной проблемы исследования. Этот тип исследования характеризуется небольшой теоретической частью (не более трети объема). Анализируются наиболее близкие к изучаемой теме источники, проводится обстоятельный анализ, прежде всего тех, которые подводят к выявлению именно той проблемы, которой посвящено исследование. Экспериментальная часть работы должна содержать детальный количественный и качественный анализ полученных данных. Примерами целей данного вида исследований могут быть выявление взаимосвязи психических явлений; изучение возрастной динамики явлений; выяснение различий между группами испытуемых, выделенных соответственно определенному признаку (пол, возраст, иные различия).

Выбор и утверждение темы курсовой работы

Тематика курсовых работ составляется преподавателем дисциплины и утверждается на первом заседании кафедры очередного учебного года. Кроме того, возможен выбор темы курсовой работы по инициативе студента. В этом случае необходимо обосновать выбранную тему и предварительно согласовать с научным руководителем.

Выбор темы курсового исследования должен исключать совпадения с темами курсовых работ, выполняемыми студентами в той же группе. Приоритет выбора темы осуществляется на основании даты подачи заявления студента на кафедру.

Заявления студентов на курсовые работы согласовываются с научным руководителем и визируются заведующим кафедрой.

Наши рекомендации