Цель и задачи практики
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Минск
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Филиал РГСУ в г. Минске Кафедра психологии и конфликтологии |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой психологии и конфликтологии Н.В. Гольцова «29» августа 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
Направление подготовки
ПСИХОЛОГИЯ»
Степень выпускника
Бакалавр
Форма обучения
(очная, очно-заочная, заочная)
Минск
1. Производственная практиканаправлена на приобретение, развитие и закрепление умений и навыков в процессе профессиональной психологической деятельности в соответствии со специализацией «Социальная психология», а также на формирование профессионального отношения к деятельности.
Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования, в процессе которой студент овладевает основами профессиональной деятельности специалиста – психолога, основами профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность психолога, или профессионализм, характеризуется сформированностью единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических качеств, профессиональных позиций и акмеологических инвариантов, а также психологической культуры. Знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога. Психологические качества, профессиональные позиции и акмеологические инварианты предстают в качестве субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. В числе общих и специфических акмеологических инвариантов, определяющих продвижение психолога к вершинам профессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.
Отличительные особенности профессиональной компетентности психолога:
· цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога, обусловленные социальным заказом общества и его институтов, – оптимальная реализация потенциальных возможностей человека, как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;
· актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психологической науки, моральным принципам и профессиональной этике – в связи с недостаточной регламентированностью социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы профессиональной деятельности, взаимоотношений с различными субъектами труда и жизни;
· конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностями и действиями практического психолога;
· интегративный характер процесса и результатов профессиональной деятельности, складывающийся на основе эффективного использования разных технологий;
· творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и широкой профессиональной коммуникабельности;
· полифункциональность профессионального труда и поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей, которые реализуются комплексно при обязательном непосредственном сопряжении с человеком, коллективом, их отношениями и взаимосвязями.
Цель и задачи практики.
Целью прохождения практики является углубление и закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; освоение системного подхода к постановке задач профессиональной деятельности; формирование профессиональной позиции психолога; знакомство с конкретными условиями профессиональной деятельности психолога; овладение конкретными технологиями работы в рамках основных направлений деятельности психолога: профилактического, диагностического, консультативного, развивающего.
Задачами освоения практики являются:
· апробация, закрепление и развитие теоретических знаний в области практической психологической деятельности;
· овладение навыками психодиагностической, коррекционной, консультационной, профилактической работы с детьми и взрослыми в учреждениях образования, социальных и производственных учреждениях;
· формирование опыта профессионального взаимодействия и общения и овладение способами и средствами профессиональной коммуникации со специалистами других профилей и разными категориями клиентов (дети разного возраста, подростки, родители, люди, переживающие кризисные состояния и т.п.);
· развитие профессионально-этических качеств личности психолога;
· формирование положительной мотивации студентов-практикантов к будущей профессии и культуры самоорганизации деятельности психолога.