Тема 2. Средства общения
Задание 1. Вербальные и невербальные средства общения.
Вспомните каждого из участников тренинга и подробно опишите наиболее характерные вербальные (тембр и интонацию голоса, наиболее часто встречающиеся словесные обороты, скорость и эмоциональность речи) и невербальные (мимика, жесты, положение и пластика тела при общении) средства общения.
Опишите:
1. Каким средствам общения, используемым другими участниками, вы хотели бы научиться?
2. Какие чувства у вас вызывают специфические средства общения: употребление в речи слов–паразитов, чрезмерная жестикуляция или отсутствие прямого взгляда?
3. Каково соотношение в вашей речи вербальных и невербальных средств общения?
4. В каких ситуациях те или иные средства общения помогают или мешают цели общения?
Задание 2. Развитие невербальных средств общения.
Включите телевизор и выключите в нем звук. Попытайтесь понять, о чем говорят участники телепередачи. Через 5 минут включите звук и сравните ваши предположения с произносимым текстом.
Опишите:
1. Легко ли вам удалось выполнить задание?
2. Что помогло, а что осложнило ваше понимание?
3. Какие невербальные приемы использовали участники телепередачи для установления контакта?
4. Какие индивидуально–психологические особенности вам удалось заметить в процессе наблюдения?
5. Какие чувства у вас вызывает ситуация вынужденного невербального общения?
6. Вспомните собственные наиболее характерные невербальные средства общения? Помогают или мешают они вам и в какой ситуации?
7. Какие ваши личностные особенности способствуют, а какие препятствуют достижению цели?
Тема 3. Виды слушания.
Задание 1. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника.
Вспомните недавний разговор с другом, родителем, начальником, преподавателем и др., который вы оцениваете как конфликтный.
Опишите поведение каждого участника диалога.
1. Какие приемы активного слушания (уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование) применял каждый из вас?
2. Какие из них помогали, а какие мешали достижению цели диалога?
3. Как вы чувствовали себя в процессе диалога?
4. Что мешало взаимопониманию с обеих сторон?
5. Какой мотив в общении преследовал каждый участник беседы?
6. Какого опыта не хватило вам в общении с «трудным» собеседником?
Задание 2. Формулирование условий и правил хорошего слушания.
Составьте список необходимых правил эффективного общения, включающих основные установки активного слушания.
Напишите:
1. Какие ошибки в общении чаще всего совершаете вы?
2. Какие приемы пассивного слушания вам знакомы?
3. Какие приемы активного и пассивного слушания необходимы в работе психолога (безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей собеседника)?
4. Вспомните ситуации, в которых навыки активного и пассивного слушания помогли вам в достижении цели общения.
Задание 3.Формирование навыков эффективного слушания.
(Упражнение выполняется в паре с партнером по группе).
Каждый из партнеров по группе по очереди рассказывает о своей проблеме. Задача другого – понять суть проблемы, разобраться в ней, используя при этом только определенные приемы:
o безмолвное слушание;
o уточнение;
o пересказ;
o дальнейшее развитие мыслей собеседника.
Напишите:
1. Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы?
2. Какие приемы вы использовали чаще, а какие – реже?
3. Использование каких приемов вызывало у вас затруднение?
4. Что давало использование приемов активного и пассивного слушания?
Тема 4. Обратная связь в общении.
Задание 1. Развитие перцептивных и сензитивных способностей.
Оцените свои способности давать обратную связь по 10–балльной шкале по следующему списку правил ее предоставления.
Обратная связь:
1. относится к поведению, а не личности адресата;
2. формулируется в терминах чувств и отношений коммуникатора, а не свойств личности реципиента;
3. дается по поводу происходящего "здесь и теперь" в группе, а не "там и тогда", в прошлой жизни участников группы;
4. используется в виде "Я–высказываний" вместо "Ты–высказываний";
5. предоставляется непосредственно адресату, а не через третье лицо;
6. исключает советы;
7. предоставляется сначала с "положительным" содержанием, и только потом – с "отрицательным".
Напишите:
1. С какими правилами вы согласны в большей степени?
2. Какие не принимаются?
3. Можно ли пополнить перечень этих правил?
4. Каков ваш опыт использования этих знаний в жизни, в межличностном общении в группе?
Задание 2. Осознание индивидуальных способов предоставления обратной связи адресату.
Напишите:
1. Вспомните, чья обратная связь в группе запомнилась вам больше всего?
2. Каково было ее содержание?
3. Какие способы и стили общения были применены?
4. Какие чувства у вас остались?
5. Как это повлияло на ваше общение с этим человеком в группе?
6. Какие правила предоставления обратной связи были нарушены?
7. Какие из них вам самим сложно выполнять в условиях групповой работы?