Тема 2. Средства общения

Задание 1. Вербальные и невербальные средства общения.

Вспомните каждого из участников тренинга и подробно опишите наиболее характерные вербальные (тембр и интонацию голоса, наиболее часто встречающиеся словесные обороты, скорость и эмоциональность речи) и невербальные (мимика, жесты, положение и пластика тела при общении) средства общения.

Опишите:

1. Каким средствам общения, используемым другими участниками, вы хотели бы научиться?

2. Какие чувства у вас вызывают специфические средства общения: употребление в речи слов–паразитов, чрезмерная жестикуляция или отсутствие прямого взгляда?

3. Каково соотношение в вашей речи вербальных и невербальных средств общения?

4. В каких ситуациях те или иные средства общения помогают или мешают цели общения?

Задание 2. Развитие невербальных средств общения.

Включите телевизор и выключите в нем звук. Попытайтесь понять, о чем говорят участники телепередачи. Через 5 минут включите звук и сравните ваши предположения с произносимым текстом.

Опишите:

1. Легко ли вам удалось выполнить задание?

2. Что помогло, а что осложнило ваше понимание?

3. Какие невербальные приемы использовали участники телепередачи для установления контакта?

4. Какие индивидуально–психологические особенности вам удалось заметить в процессе наблюдения?

5. Какие чувства у вас вызывает ситуация вынужденного невербального общения?

6. Вспомните собственные наиболее характерные невербальные средства общения? Помогают или мешают они вам и в какой ситуации?

7. Какие ваши личностные особенности способствуют, а какие препятствуют достижению цели?

Тема 3. Виды слушания.

Задание 1. Анализ содержания сообщения и эмоциональных проявлений собеседника.

Вспомните недавний разговор с другом, родителем, начальником, преподавателем и др., который вы оцениваете как конфликтный.

Опишите поведение каждого участника диалога.

1. Какие приемы активного слушания (уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование) применял каждый из вас?

2. Какие из них помогали, а какие мешали достижению цели диалога?

3. Как вы чувствовали себя в процессе диалога?

4. Что мешало взаимопониманию с обеих сторон?

5. Какой мотив в общении преследовал каждый участник беседы?

6. Какого опыта не хватило вам в общении с «трудным» собеседником?

Задание 2. Формулирование условий и правил хорошего слушания.

Составьте список необходимых правил эффективного общения, включающих основные установки активного слушания.

Напишите:

1. Какие ошибки в общении чаще всего совершаете вы?

2. Какие приемы пассивного слушания вам знакомы?

3. Какие приемы активного и пассивного слушания необходимы в работе психолога (безмолвное слушание, подтверждение, перефразирование, уточняющие вопросы, вербализация, дальнейшее развитие мыслей собеседника)?

4. Вспомните ситуации, в которых навыки активного и пассивного слушания помогли вам в достижении цели общения.

Задание 3.Формирование навыков эффективного слушания.

(Упражнение выполняется в паре с партнером по группе).

Каждый из партнеров по группе по очереди рассказывает о своей проблеме. Задача другого – понять суть проблемы, разобраться в ней, используя при этом только определенные приемы:

o безмолвное слушание;

o уточнение;

o пересказ;

o дальнейшее развитие мыслей собеседника.

Напишите:

1. Какие впечатления возникли у вас в ходе беседы?

2. Какие приемы вы использовали чаще, а какие – реже?

3. Использование каких приемов вызывало у вас затруднение?

4. Что давало использование приемов активного и пассивного слушания?

Тема 4. Обратная связь в общении.

Задание 1. Развитие перцептивных и сензитивных способностей.

Оцените свои способности давать обратную связь по 10–балльной шкале по следующему списку правил ее предоставления.

Обратная связь:

1. относится к поведению, а не личности адресата;

2. формулируется в терминах чувств и отношений коммуникатора, а не свойств личности реципиента;

3. дается по поводу происходящего "здесь и теперь" в группе, а не "там и тогда", в прошлой жизни участников группы;

4. используется в виде "Я–высказываний" вместо "Ты–высказываний";

5. предоставляется непосредственно адресату, а не через третье лицо;

6. исключает советы;

7. предоставляется сначала с "положительным" содержанием, и только потом – с "отрицательным".

Напишите:

1. С какими правилами вы согласны в большей степени?

2. Какие не принимаются?

3. Можно ли пополнить перечень этих правил?

4. Каков ваш опыт использования этих знаний в жизни, в межличностном общении в группе?

Задание 2. Осознание индивидуальных способов предоставления обратной связи адресату.

Напишите:

1. Вспомните, чья обратная связь в группе запомнилась вам больше всего?

2. Каково было ее содержание?

3. Какие способы и стили общения были применены?

4. Какие чувства у вас остались?

5. Как это повлияло на ваше общение с этим человеком в группе?

6. Какие правила предоставления обратной связи были нарушены?

7. Какие из них вам самим сложно выполнять в условиях групповой работы?

Наши рекомендации