Формирование и развитие личности
Существует несколько теорий о формировании и развитии личности человека. Одни считают, что развитие личности зара-нее запрограммировано, и что психические качества проявляют-ся спонтанно (самопроизвольно) по мере созревания организма человека. Другие утверждают, что развитие личности ничем за-ранее не предопределено, но у каждого человека имеет место предрасположенность к появлению определенных психических качеств. Третьи считают, что развитие психически свойств лич-ности имеет случайный характер, и что решающую роль имеют только жизненные обстоятельства, в которых находится человек.
Если придерживаться первой теории, то следует признать, что, в связи с биологическим происхождением человека, ему из-начально присущи такие качества как: агрессивность, жесто-кость, садизм, мазохизм и пр. Конечно, многие свойства и функ-ции организма человека являются такими же, как и у других животных, но данные качества не могут иметь чисто животное происхождение по двум причинам. Прежде всего, предки чело-века не были хищными и агрессивными животными, они не толь-ко не убивали друг друга, но не делали этого и по отношению к другим животным. Кроме того, агрессивность и жестокость - это психические качества, которые имеют личностный характер, и появились они у человека тогда, когда люди стали убивать друг друга.
Возможность убивать появилась у человека только с появ-лением орудий труда. Сначала убийства носили случайный ха-
рактер, но по мере того как совершенствовались орудия труда созда-валась возможность производить ценные вещи, убийства стали проис-ходить из-за стремления овладеть ими. В связи с этим орудия труда стали превращаться в орудия убийства, которые были направлены не на благо человека, а против его жизни.
Появление частной собственности, и стремление владеющих ею людей защитить и приумножить свои богатства, привели к появлению, созданного ими, специального органа - государства. С образованием государства убийство во время войн стало уза-коненным и велось в массовом масштабе. Эта функция государ-ства всегда осуждалась передовыми людьми. Вот что пишет о государстве Ф. Ницше.
“Государством зовется самое холодное из всех чудовищ. Холодно лжет оно; и вот какая ложь выползает из уст его: “Я, государство, - я - это народ”.
Это ложь! Родоначальниками народов были созидающие -это они наделили верой и любовью соплеменников своих: так служили они жизни.
Те же, кто расставил западни для людей и назвал это госу-дарством, - разрушители: меч и сотню вожделений навязали они всем”.1
Государство - это власть, опирающаяся на насилие. Наси-лие становится нормой поведения человека, насилие объявляет-ся одним из достоинств человека, насилие всячески поощряется и культивируется. Ужас и насилие, убийство и преступление об-рушиваются с экранов телевизоров и в кинотеатрах, смакуют-ся в произведениях писателей и радиопередачах, глядят с поло-тен художников и с комиксов.
Люди с давних времен мечтают о таком государстве, кото-рое заботилось бы о народе, которое могло бы обеспечить сво-боду личности, защищало бы ее от насилия, а не заставляло бы убивать других людей, в угоду правящей элите; о государстве, которое могло бы на деле обеспечить равенство всех людей пе-ред законом, равенство возможностей проявлять и развивать свою личность; наконец, о таком государстве, где существова-ла бы социальная справедливость, где каждый член общества мог бы заниматься общественно-полезным трудом и не бояться, что станет с ним завтра.
Наряду с современным государством, негативное влияние на раз-витие личности оказывают и его атрибуты: власть, частная собствен-ность и деньги. Конечно, собственность и деньги обеспечивают чело-веку в современном мире нормальную жизнь, без них нельзя обой-тись. Но когда приобретение собственности и денег в больших разме-рах становится целью жизни, то это порождает самые отвратитель-ные качества в человеке: стяжательство, жадность, жестокость, бес-сердечие, равнодушие и др. Ради приобретения богатства и денег люди убивают, воруют, совершают разбой, делают подлоги, обманывают.
Растлевающее влияние государства, собственности и денег на личность человека стало проявляться с самого начала их появления. Рабовладельческое общество, которое породило их, погрязло в поро-ках и преступлениях. Человек стал одним из видов собственности, жизнь человека была обесценена. Рабов убивали, распинали на крестах, не-щадно эксплуатировали. Убийство стало нормой жизни в этом обще-стве. Любимым развлечением были гладиаторские бои, где люди уби-вали друг друга на потеху зрителей.
Тогда, стремясь спасти людей Иисус Христос стал проповедо-вать общественно-ценные нормы поведения, на основе которых могли бы формироваться общечеловеческие духовные качества личности. Гл а в н ы м и заповедями стали “не убий” и “возлюби ближнего как са-мого себя”. Если люди будут любить себе подобных, то убийство бу-дет исключено, так как человек не может убить того, кого он любит. Так возникло распространенное мнение о том, что “любовь” спасет мир.
Казалось бы, что с появлением христианской морали дол-жны были исчезнуть антисоциальные качества и развиваться духовно ценные качества. Действительно, так и произошло. Но у определенной части общества до сих пор продолжают куль-тивироваться антисоциальные качества личности. Это объяс-няется тем, что остались социальные причины их порождаю-щие: власть, собственность и деньги. Кроме того, церковные власти в прошлом, осуждая насилие и убийство, сами жестоко расправлялись со всеми, кто пытался усомниться в правильно-сти религиозных канонов. В связи с этим сложилось такое по-ложение, что многие люди формально стали усваивать религи-озные догмы, а в быту все время их нарушали, совершая преступные действия. Примером тому являются итальянские “мафиози”, кото-
рые считают себя истинными католиками, что однако не мешает им убивать людей и совершать насилие над своими жертвами.
Существуют также психологические причины появления антисо-циальных качеств у отдельных личностей. Известно, что даже самые гуманные идеи, облеченные в слова, не могут автоматически сформи-ровать общественно ценные качества личности. Их появление у чело-века связано с длительным и сложным процессом развития личности.
Исходным материалом для формирования духовных качеств лич-ности являются моральные принципы, в результате усвоения которых, у человека появляются знания о нравственных нормах поведения. Но очень часто у человека имеются такие знания, однако он не применя-ет их в жизни. Для того, чтобы это произошло, надо вызвать у него желание совершать добрые дела. Следовательно, формирование ду-ховного качества личности может происходить только на основе спла-ва знаний, желаний и действий, направленных на благо человеку и об-ществу.
Всем известно, что все родители и педагоги стараются сфор-мировать у детей общественно ценные качества, но очень часто терпят неудачу. Это происходит потому, что они ограничива-ются только поучениями о том, как должны вести себя дети. Сами же или не следуют этим поучениям, или же часто поступают воп-реки им. В результате у детей возникает свой взгляд на поведе-ние: можно говорить одно, а делать другое. Так, с самого нача-ла в процессе формирования личности происходит ее раздвое-ние, которое в дальнейшем закрепляется и становится источни-ком появления негативных качеств человека.
Американский педагог и психолог К. Олред разработала в начале 80-х годов программу развития личности под названием “Позитив Экшн”. Основным средством формирования высоко-нравственной личности, по ее мнению, является положительный поступок (“Позитив Экшн”).
В структуре положительного поступка К. Олред выделяет три основных элемента: познавательный, эмоциональный и по-веденческий. При совершении положительного поступка у ре-бенка формируется позитивная установка как в поведенческой, так и интеллектуальной и эмоциональной сферах.
Положительные поступки дети совершают как при осуще-ствлении коллективных, так и индивидуальных форм деятель-
ности. При этом не только в классах, но и во всей школе создается атмосфера, благоприятствующая положительным поступкам. В резуль-тате у детей формируются такие черты личности как: уважение, при-ветливость, дружественность, доброта, сотрудничество, честность, справедливость, правдивость, самоутверждение и т. д.
Наряду с воспитанием личности имеет место и ее самовоспитание. Потребность в самовоспитании возникает в том случае, если субъект начинает критически оценивать свои поступки и поведение, и у него воз-никает чувство стыда и совести за совершенные поступки. Основным ориентиром самовоспитания является идеальный образ “Я”, который воз-никает на основе представления о том, каким бы я хотел быть.
В процессе самовоспитания происходит самосовершенствование личности, в основе кото рого лежит способность человека управлять сво-ей психикой, способность сознательно регулировать свое поведение и по-ступки. Достигается это путем длительной тренировки в совершении вы-соконравственных поступков, кото р ы е , закрепляясь, становятся привыч-ными формами поведения. Отраженные в интеллектуальной, эмоцио-нальной и волевой сферах личности привычные способы действий ста-новятся основой для проявления духовных качеств человека.
Таким образом, в развитии личности можно выделить два основ-ных этапа. На первом этапе под влиянием социальных условий суще-ствования человек превращается в одухотворенное существо - лич-ность, духовные качества которой формируются в процессе целенап-равленного обучения и воспитания в семье и в школе. На втором этапе личность из объекта воспитания превращается в субъекта самовос-питания. Толь ко на этом этапе личность становится активным деяте-лем, способным не только познать, но и совершенствовать окружаю-щий мир и самого себя.
Гегель, рассматривая причины появления выдающихся лю-дей, считал, что “такие личности не созданы природой, а само-стоятельно сделали себя тем, чем они были”.
Л.Н. Толстой полагал, что единственный путь изменения челове-ка и человеческого общества лежит через самосовершенствование личности. Только таким образом человек может спасти общество и землю от деградации и разрушения. Но это может сделать только че-ловек, достигший совершенства, человек будущего.
Литература
Ас м ол о в А.Г. Психология личности. М., 1990.
Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.
Божовин Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
Мерлин В.С. Структура личности. Пермь, 1990.
Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Кн. 1. М., 1994.
Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.
Общая психология. М., 1986.
Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.
Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 1997.