Коррекционная программа ii

Коррекционная программа начинается с беседы психолога со школьником. Школьные успехи, усвоение знаний на уроках за-висят от того, насколько хорошо ученик умеет думать, рассуж-дать, доказывать. Причем всему этому можно обучить. Что для этого нужно делать?

Конечно, расширение кругозора, знакомство с разными об-ластями знаний, чтение книг и журналов, обсуждение прочитан-ного способствуют развитию мышления, так как заставляют че-ловека рассуждать, сравнивать, делать выводы. Правда, при этом мыслительный процесс идет как бы сам собой, автоматически, бессознательно. Поэтому нередко случаются ошибки, которые могут остаться незамеченными.

Между тем, можно сознательно тренировать себя в выполне-нии некоторых мыслительных умений. Прежце чем перейти к такой тренировке, постарайтесь усвоить некоторые сведения, ко-торые будут вам полезны.

Наш обычный язык, язык, на котором мы говорим, состоит из определенного запаса слов. Слово или выражение языка, обоз-начающее отдельный предмет, явление или некоторую совокуп-ность предметов, явлений, объединенных общими признаками, называется понятием. Примеры разных понятий: «поэт», «чис-ло», «гроза», «Великая Отечественная Война», «человек, открыв-ший кровообращение».

Понятия различаются между собой в зависимости от того, со сколькими предметами или явлениями они связаны. Круг пред-метов, к которым относится данное понятие, называется объе-мом понятия. Понятие может обозначать один предмет, напри-мер: «солнце», «Монголия», «М.Ю.Лермонтов».

Понятие может не обозначать ни одного предмета — это пус-тое беспредметное понятие, например: «житель Луны», «марсиа-нин», «водяной».

Еще одна характеристика понятия — его содержание. Содер-жание понятия — это совокупность существенных свойств, при-сущих всем предметам данного понятия и только им. Например, понятие «Марс» объединяет в себе такие существенные призна-ки: «планета Солнечной системы», «светит отраженным светом», «имеет шарообразную форму», «вращается вокруг Солнца», «вра-щается вокруг своей оси». Понятие «треугольник» объединяет в себе такие существенные признаки: «плоская фигура», «замкну-тая фигура», «фигура с тремя углами». С понятиями можно вы-полнять некоторые мыслительные действия, важнейшие из ко-торых — обобщение и ограничение.

Произвести обобщение понятия — это подыскать к нему под-чиняющее его более общее (родовое) понятие. Например, понятие «садовой цветок» будет родовым для понятия «гвоздика». Обоб-щить понятие «гвоздика» — это подобрать к нему родовое понятие «садовый цветок». Второй пример: обобщить понятие «стол» — значит, подобрать к нему родовое понятие «предмет мебели».

Произвести ограничение понятия — это подыскать к нему подчиненное ему более частное (видовое) понятие. Например, понятие «розовая гвоздика» будет видовым для понятия «гвозди-ка». Ограничить понятие «гвоздика» — это подобрать к нему ви-довое понятие, такое, как «розовая гвоздика». Второй пример: ограничить понятие «стол» — значит, подобрать к нему видовое понятие, такое, как «письменный стол».

А теперь мы предлагаем вам выполнить ряд заданий, в кото-рых надо будет применить некоторые из перечисленных выше умственных действий.

Задание 1

Нужно произвести обобщение и ограничение следующих по-нятий, т.е. подыскать к каждому из них подчиняющее более об-щее (родовое) понятие и подчиненное более частное (видовое) понятие. Для каждого понятия предлагаются на выбор четыре понятия, среди которых следует выбрать родовое и видовое.

Пример: ЛАМПА

а) свет, б) осветительный прибор, в) телевизор, г) настоль-ная лампа.

Для понятия «лампа» родовым является понятие «осветитель-ный прибор», а видовым — «настольная лампа». Их и следует называть в данном случае.

1. МЕСТОИМЕНИЕ

а) часть речи, б) синтаксис, в) указательное местоимение, г) междометие.

2. ВЕТЕР

а) атмосферное явление, б) прохлада, в) пассаты, г) снег.

3. КРАХМАЛ

а) жиры, б) картофель, в) кукурузный крахмал, г) органи-ческое вещество. і

4. ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЧИСЛО

а) сумма, б) число, в) минус пять, г) положительное число.

5. УГНЕТЕННЫЙ КЛАСС

а) класс, б) феодалы, в) крепостные крестьяне, г) угнетатели.

6. ДЕЛЕНИЕ

а) умножение, б) деление с остатком, в) действие с числа-ми, г) разность.

7. СТОЛИЦА

а) столица социалистического государства, б) окраина, в) го-род, г) деревня.

8. СЛОВАРЬ

а) книга, б) фразеологический оборот, в) учебник, г) ор-фографический словарь.

9. ЯГОДА

а) плод, б) орех, в) сад, г) земляника.

10. БАРОМЕТР

а) круглый барометр, б) манометр, в) движение, г) прибор.

11. БЫЛИНА

а) литературное произведение, б) произведение устной на-родной поэзии, в) богатырь, г) Илья Муромец и Соловей Разбойник. 12. СОЮЗ а) правило, б) предложение, в) сочинительный союз, г) слу-жебная часть речи.

13. НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ

а) цветковые растения, б) растения, в) грибы, г) ягоды.

14. ГАЗ

а) кислород, б) состояние вещества, в) жидкость, г) по-верхность.

15. УГОЛЬ

а) нефть, б) геология, в) бурый уголь, г) полезные ископа-емые.

16. СТИХОТВОРЕНИЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

а) жанр, б) поэтическое произведение, в) рифма, г) стихотворение «Парус».

17. ПОВИННОСТЬ

а) барщина, б) сельскохозяйственная работа, в) принудительная обязанность, г) крепостное право.

18. РЫЧАГ

а) блок, б) физика, в) ножницы, г) простой механизм.

19. ГЕРОЙ ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ

а) Тарас Бульба, б) проза, в) герой, г) литературный герой.

20. УГОЛ

а) треугольник, б) фигура, в) прямой угол, г) сторона.

Задание 2

Следует назвать обобщающее (родовое) и ограничивающее (видовое) понятия к каждому из данных понятий:

1. История

2. Озеро

3. Наречие

4. Дробь

5. Повесть

6. Христианство

7. Кустарник

8. Насос

9. География

10. Грамматика

11. Певчая птица

12. Параллелепипед

13. Землевладелец

14. Плотина

15. Движение

16. Глава

17. Нос

18. Излучение

19. Существительное женского рода

20. Осадки

21. Многоугольник

22. Русский писатель

Задание 3

Производя ряд последовательных обобщений данного понятия и восходя таким образом к все более общим понятиям, можно получить лестницу понятий, в которой каждая новая ступень относится к предыдущей как род к виду. Пример: для понятия «Москва» родовым является понятие «столица», для понятия «столица» — понятие «город», для понятия «город» — понятие «населенный пункт». Таким образом выстраивается цепочка: Москва — столица — город — населенный пункт. Каждое после-

дующее понятие в этой цепи является родовым по отношению к предыдущему. Следует произвести ряд обобщений данных понятий до предела:

1. Пятиугольник 2. Крепостные крестьяне 3. Ливень 4. Сочинительный союз 5. Лесная малина 6. Рассказ «Хамелеон» 7. Равномерное ускорение 8. Деление с остатком 9. Коралловый остров 10. Зевс 11. Буква «А» 12. Каленое железо 13. Яровая пшеница 14. Байкал 15. Латы 16. Отрицательная десятичная дробь 17. Стихотворение «Узник» 18. Сосна 19. Илья Муромец 20. Существительное «дом»

Задание 4

Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. Например, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».

1. Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.

2. Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение.

3. Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.

4. Почва, чернозем Украины, природное образование, чернозем.

5. Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.

6. Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.

7. Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.

8. Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.

9. Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.

10. Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.

11. Фигура, квадрат, плоскостная фигура, прямоугольник, мно-гоугольник.

12. Часть речи, глагол «приказать», основные грамматические разряды, глагол.

13. Вид государственного управления, демократия, рабовла-дельческая демократия в Афинах, рабовладельческая демократия.

14. Поэтическое произведение, литературное произведение, стихотворение «Два великана», стихотворение М.Ю.Лермонтова.

15. Коренное население Америки, население, индейцы, насе-ление Америки.

16. Пресмыкающееся, гадюка, змея, ядовитая змея, позво-ночные.

Задание 5

Задание состоит в том, чтобы расположить понятия по поряд-ку. Однако при этом не получится простой цепочки, так как не-которые понятия будут являться родовыми по отношению не к одному, а к нескольким видовым понятиям. Например, даны понятия: «мебель, кресло, стол, стул, рабочее кресло, обеденный стол, круглый обеденный стол». Расположить эти понятия мож-но в виде следующей системы:

коррекционная программа ii - student2.ru

Предлагается построить системы из следующих понятий.

1. Корень, лист, орган растения, плод, ягоды, сочный плод.

2. Железная руда, полезные ископаемые, пески, природные образования, почва, рудные полезные ископаемые.

3. Фигура, линия, угол, плоскостная фигура, многоугольник, куб, острый угол, объемная фигура.

4. Глагол, часть речи, союз, глагол сослагательного наклоне-ния, соединительный союз, служебная часть речи.

5. Раб, угнетенный человек, крепостной крестьянин, Спар-так, человек, угнетатель.

6. Стихотворение, жанр, лирическое произведение, былина, стихотворение «Парус», устное народное творчество, былина об Илье Муромце.

7. Искусство, музыка, масляная живопись, эстрадная музыка, изобразительное искусство, живопись.

8. Перелетная птица, птица, грач, позвоночные, животные ор-ганизмы, млекопитающие.

9. Состояние тела, движение, ускорение, равномерное уско-рение, покой.

10. Производство, ремесленная мастерская, гончарная ремес-ленная мастерская, промышленное производство, фабрика, руч-ное производство, кондитерская фабрика.

11. Население Африки, пришлое население Австралии, ара-бы, население, население Австралии, население Северной Аф-рики, англо-австралийцы.

12. Прибор, ртутный термометр, динамометр, термометр, ба-рометр, манометр, силомер.

13. Цветковые растения, деревья, растения, кустарники, тра-вянистые растения, низшие растения.

Задание 6

Следует установить, правильно ли произведено обобщение, т.е. относится ли в каждой данной паре второе понятие к перво-му как род к виду. Необходимо помнить, что все признаки более общего (родового) понятия должны содержаться в понятии, ко-торое обобщается (видовом). Проверить правильность обобще-ния можно, подставив перед видовым понятием слово «любой». Если обобщение не потеряет смысл, то оно было произведено правильно. Важно не смешивать отношение «вид — род» и отно-шение «часть — целое». Например, обобщение «дерево — лес» не является правильным, так как дерево не обладает всеми при-знаками леса. Фраза «любое дерево — лес» неверна. Дерево — это часть, а не вид леса. Правильным будет обобщение «дере-во — растение» (любое дерево — растение).

1. Республика — форма государственного правления.

2. Диагональ — сторона.

3. Дополнение — член предложения.

4. Книга — учебник.

5. Африка — часть света.

6. Тычинка — цветок.

7. Сказуемое — главный член предложения.

8. Сутки — ночь.

9. Сочетательный закон — действие с числами.

10. Окончание — часть слова.

11. Крахмал — состав семян.

12. Степан Разин — предводитель крестьянского восстания.

13. Запятая — синтаксис.

14. Климатическая карта — карта.

15. Басня — рассказ.

16. Волга — река.

17. Император — царь.

18. Цитоплазма — часть клетки.

19. Роман — эпическое произведение.

20. Положительное число — вид числа.

21. Деревья — многолетние растения.

22. Электрическая энергия — механическая энергия.

23. Температура — погода.

24. Мозаика — картина.

25. Иносказание — литературный прием.

Задание 7

Предлагается определить, правильно ли произведено ограни-чение, т.е. относится ли в каждой данной паре второе из поня-тий к первому как вид к роду.

1. Архитектор — Баженов.

2. Материк — часть света.

3. Второстепенный член предложения — дополнение.

4. Растение — корень.

5. Русский поэт — Некрасов.

6. Нефть — газ.

7. Война — Куликовская битва.

8. Органическое вещество — жир.

9. Техническое устройство — насос.

10. Слово — буква.

11. Время года — зима.

12. Искусство — литература.

13. Предложение — сложноподчиненное предложение.

14. Множество — пустое множество.

15. Климат — континентальный климат.

16. Повесть — «Повесть о настоящем человеке».

17. Лиственное дерево — ясень.

18. Рабовладельческий строй — Древняя Греция

19. Движение — механическое движение.

20. Пищеварение — желудок.

21. Поэма — стихотворение.

22. Число — цифра.

23. Рельеф — растительность.

24. Литературный герой — Тарас Бульба.

Задание 8

Следующая мыслительная операция, с которой учащиеся дол-жны познакомиться, называется определением понятия. С по-мощью этой операции раскрывают содержание понятия, т.е. ука-зывают, что это понятие обозначает, какие признаки обьединен-ных данным понятием предметов имеют в виду. Определение должно, во-первых, раскрывать сущность предметов и, во-вто-рых, отличать данный предмет от всех остальных.

Дать определение какому-либо понятию означает назвать ро-довое (более общее) понятие, в которое включается данное по-нятие, а также найти видовые признаки, т.е. такие качества, ко-торыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.

Например: МОЗАИКА — это картина, выложенная из цвет-ных камешков или кусочков стекла. «Картина» — это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» — это видовое отличие;

БАРЩИНА — работа крепостных крестьян в хозяйстве феода-ла. «Работа крестьян» — родовое понятие, а «в хозяйстве фео-дала» — видовое отличие.

Родовые и видовые признаки понятия обычно называются су-щественным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущест-венными, случайными. Например, в понятие «архив» включены существенные признаки — «хранилище» и «для документов». По-мимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случай-ными признаками, например «большой», «главный», «военный».

В следующих заданиях проведите анализ понятий, т.е. выде-лите существенные и случайные их признаки:

1. ФЕОДАЛ — а) богатый; б) владеющий землей; в) жестокий;

г) владеющий крестьянами; д) властный; е) король.

2. БОТАНИКА — а) учебный предмет; б) наука; в) часть есте-ствознания; г) скучный урок; д) сложная наука; е) не изучает человека.

3. ЗОЛОТО — а) металл; б) драгоценный металл; в) имеющий желтый цвет; г) служит для изготовления украшений.

4. АНТАРКТИДА — а) материк; б) имеющий ледниковый по-кров; в) самоехолодное местоназемле; г) место обитания пингвинов.

5. СТИХОТВОРЕНИЕ — а) смешное произведение; б) поэти-ческое произведение; в) короткое произведение; г) хорошее про-изведение.

6. БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - а) движение; б) движе-ние газов; в) беспорядочное движение частиц; г) тело.

7. ТОЧКА — а) маленький знак; б) знак препинания; в) нуж-ный знак; г) стоящий в конце предложения.

8. ЦВЕТКОВЫЕ РАСТЕНИЯ — а) растения; б) красивые; в) способны образовывать цветки; г) имеют приятный запах;

д) растут в саду.

9. РЕМЕСЛО — а) основано на ручном труде; б) средневеко-вое; в) гончарное; г) мелкое производство; д) высококачественное.

10. ГЛОБУС — а) болылой; б) модель земного шара; в) на-глядное пособие по географии; г) правильное изображение зем-ной поверхности.

11. ТЕРМОМЕТР — а) прибор; б) измеряющий температуру;

в) ртутный; г) имеющий стеклянный корпус.

12. СОЮЗ — а) служебная часть речи; б) необходимое слово в предложении; в) соединительный; г) слово.

13. КОРЕНЬ — а) съедобный; б) орган растения; в) ветвя-щийся; г) с его помощью растение получает питательные веще-ства; д) находится в земле.

14. КРЕПОСТНОЙ КРЕСТЬЯНИН - а) лишенный земли; б) зависящий от феодала; в) лишенный личной свободы; г) ни-щий; д) слуга.

15. СУБТРОПИКИ — а) переходный климатический пояс; б) место с хорошей погодой; в) получают большое количество солнечного тепла; г) климатическая область Закавказья.

16. ПЛОЩАДЬ — а) характеристика плоскостной фигуры; б) зависит от величины сторон; в) геометрическое понятие;

г) земельная.

Задание 9

Нужно определить понятия, т.е. указать их существенные при-знаки (родовой и видовой):

1. Икона.

2. Микроскоп.

3. Поэт.

4. Материк.

5. Цифра.

6. Холодостойкое растение.

7. Раб.

8. Имя существительное.

9. Уральские горы.

10. Белок.

11. Кольчуга.

12. Сказка.

13. Квадрат.

14. Волгоград.

Задание 10

Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие при-знаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и срав-нить существенные признаки понятий анализируемой пары.

1. Церковь — феодал.

2. Стебель — лист.

3. Лед — пар.

4. Река — озеро.

5. Местоимение — глагол.

6. Лермонтов — Пушкин.

7. Барометр — манометр.

8. Равнины — горы.

9. Меняла — ростовщик.

10. Луг — болото.

11. Меридианы — параллели.

12. Ньютон — Паскаль.

13. Эпическое произведение — драматическое произведение.

14. Латы — кольчуга.

15. Капля — песчинка.

16. Орфография — пунктуация.

17. Эфиопия — Алжир.

18. Гриб — лишайник.

19. Католицизм — православие.

20. Союз — предлог.

21. «Мороз Красный нос» — «Узник».

Задание 11

Понятия могут находиться в разных отношениях друг с дру-гом. Наиболее часто встречаются следующие отношения:

1) «вид — род» и «род — вид», например «окунь — рыба», «рыба — окунь»;

2) «часть — целое», например «плавник — окунь»;

3) «причина — следствие», например «горе — слезы»;

4) «последовательность», например «понедельник — вторник»;

5) «вид — вид», например «щука — окунь»;

6) «функциональные отношения», например «окунь — река»;

7) «противоположность», например «свет — тьма».

Следует назвать отношения, существующие между понятия-ми каждой пары:

1. Рабы — класс.

2. Осень — зима.

3. Ромб — сторона.

4. Рабы — рабовладельческий строй.

5. Тополь — ясень.

6. Газ — жидкость.

7. Сахара — пустыня.

8. Тополь — пирамидальный тополь.

9. Жидкость — вещество.

10. Рабы — рабовладельцы.

11. Карта — глобус.

12. Буква — гласная буква.

13. Носорог — саванны.

14. Тополь — лес.

15. Вода — холодная вода.

16. Рабы — крепостные кре-стьяне.

17. Шероховатость — трение.

18. Фигура — плоскостная фи-гура.

19. Союз — предлог.

20. Засуха — неурожай.

21. Рабы — Спартак.

22. Острый угол — тупой угол.

23. Север — юг.

24. Тополь — дерево.

25. Притяжение — отталки-вание.

26. Повесть — глава.

27. Плодородная почва — вы-сокий урожай.

28. Числительное — часть речи.

29. Жизнь — смерть.

30. Круг — окружность.

Задание 12

По условию задания требуется поставить каждое из предлага-емых понятий в разные всевозможные отношения с другими по-нятиями (которые нужно выбрать самостоятельно).

Например: дано понятие «соловей». Оно может находиться в отношении «вид — род» (соловей — певчая птица); в отношении «вид — вид» (соловей — стриж); в функциональном отношении (соловей — сад) и т.д.

1. Картина

2. Ландыш

3. Термометр

4. Буква

5. Дождь

6. Повесть

7. Море

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

Задание 1

Обобщение и ограничение понятий (правильные ответы обозначаются здесь теми буквами, которыми обозначены в заданиях родовые и видовые понятия):

Родовые понятия Видовые понятия

1. а в  
2. а в  
3. г в  
4. б в  
5. а в  
6. в б  
7. в а  
8. а г  
9. а г  
10. г а  
11. б г
12. г в
13. б в
14. б а
15. г в
16. б г
17. в а
18. г в
19. г а
20. б в
           

Задание 2 Нахождение родовых и видовых понятий:

Родовые понятия Видовые понятия

1. Наука 2. Водоем 3. Часть речи 4. Число 5. Проза 6. Религия 7. Растение 8. Техническое устройство История средних веков, история СССР, история США и др. Байкал, маленькое озеро и др. Отрицательные наречия, «много» и др. Отрицательная десятичная дробь, простая дробь. «Повесть о настоящем человеке» и др. Православие, католицизм и др. Малина, вишня и др. Гидравлический насос и др.

9. Наука

10. Наука о языке

11. Птица

12. Геометрическая фигура

13. Владелец

14. Искусственное водное со-оружение

15. Состояние материи

16. Часть литературного произ-ведения

17. Часть лица

18. Физический процесс

19. Существительное

20. Атмосферные явления

21. Плоскостная фигура

22. Писатель

Физическая география, эконо-мическая география и др.

Грамматика русского языка и др.

Канарейка, соловей и др.

Спичечный коробок, куб и др.

Феодал, церковь и др.

Большая плотина и др.

Равномерное движение, равно-ускоренное движение и др.

Глава повести, глава романа и др.

Большой нос, курносый нос и др. Тегшовое, световое, ядерное идр. «Мечта», «земля», «рука» и др. Дождь, град и др. Треугольник и др. Толстой, Горький и др.

Задание 3

Обобщение понятий до предела:

1. Многоугольник — плоская геометрическая фигура — фи-гура.

2. Зависимые крестьяне — угнетенный класс — класс.

3. Дождь — осадки — атмосферные явления.

4. Союз — служебная часть речи — часть речи.

5. Малина — ягода — плод.

6. Рассказ — проза — литературное произведение.

7. Ускорение — состояние тела — состояние.

8. Деление — действие с числами — действие.

9. Остров — часть суши, окруженная водой.

10. Древнегреческий бог — бог — вымышленное существо.

11. Гласная буква — буква — знак азбуки.

12. Железо — металл — вещество — материя.

13. Пшеница — злак (зерновая культура) — растение.

14. Озеро — естественный водоем — водоем.

15. Рыцарские доспехи — доспехи — снаряжение.

16. Десятичная дробь — дробь — число.

17. Стихотворение — поэтическое произведение — литера-турное произведение.

18. Хвойное дерево — дерево — растение.

19. Герой былины — герой устного народного творчества — литературный герой.

20. Существительное мужское рода — существительное — часть речи.

Задание 4

Расположение понятий от более частных к более общим:

1. Парфенон, древнегреческий храм, храм, ритуальное соору-жение, строение.

2. Яблоня, плодовое дерево, цветковое растение, растение.

3. Неправильная дробь, дробь, цветковое растение, растение.

4. Чернозем Украины, чернозем, почва, природное образо-вание.

5. Буква «Д», согласная буква, буква, знак азбуки.

6. Жидкий кислород, кислород, газ, состояние вещества.

7. Фидий, древнегреческий скульптор, скульптор, создатель произведений искусства, человек.

8. Сказка «Колобок», сказка, устное народное творчество, жанр.

9. Черный лебедь, лебедь, водоплавающая птица, птица, по-звоночные.

10. Землетрясение в Японии, землетрясение, стихийное бед-ствие, природное явление.

11. Квадрат, прямоугольник, многоугольник, плоскостная фи-гура, фигура.

12. Глагол «приказать», глагол, часть речи, грамматические раз-ряды слов.

13. Рабовладельческая демократия в Афинах, рабовладельче-ская демократия, демократия, вид государственного управления.

14. Стихотворение «Два великана», стихотворение М.Ю.Лер-монтова, поэтическое произведение, литературное произведение.

15. Индейцы, коренное население Америки, население Аме-рики, население.

16. Гадюка, ядовитая змея, змея, пресмыкающееся, позво-ночные.

Задание 5 Расположение понятий в виде системы:

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

коррекционная программа ii - student2.ru

13.

_____________I

Цветковые растения

Деревья

Кустарники

Обобщение понятий:

1. Правильно.

2. Неверно.

3. Правильно.

4. Неверно.

5. Правильно.

6. Неверно

7. Правильно.

8. Неверно.

9. Правильно.

10. Правильно.

11. Неверно.

12. Правильно.

13. Неверно.

Ограничение понятий:

1. Правильно.

2. Правильно.

3. Правилъно.

4. Правильно.

5. Правильно.

6. Неверно.

7. Правильно.

8. Правильно.

9. Правильно.

10. Неверно.

11. Правильно.

12. Правильно.

Растения

і —-'____________,

____________

Низшие растения

Травянистые растения

Задание 6

14. Правильно.

15. Неверно.

16. Правильно.

17. Неверно.

18. Правильно.

19. Правильно.

20. Правильно

21. Правильно.

22. Неверно.

23. Неверно.

24. Правильно.

25. Правильно.

Задание 7

13. Правильно.
14. Правильно.
15. Правильно.
16. Правильно.
17. Правильно.
18. Неверно.
19. Правильно.
20. Неверно.
21. Неверно.
22. Неверно.
23. Неверно.
24. Правильно.

Задание 8

Выделение существенных и несущественных признаков понятий:

Существенные признаки Несущественные признак
1. б, г 2. б, в 3. а, б 4. а, б, в 5. б 6. а, в 7. б 8. а, в 9. а, г 10. б, г 11. а, б 12. а 13. б, г 14. а, б, в 15. а, в 16. а, б а, в, д, е а, г, д, е в, г г а, г, д б, г а, в, г б, г, д б, в, д а, в в, г б, в, г а, в, д г, Д б, г в, г

Задание 9

Самостоятельное определение понятий с указанием родового и видового признаков:

1. Произведение изобразительного искусства; картина, изображающая бога.

2. Оптический прибор для увеличения мелких частей.

3. Создатель поэтических произведений.

4. Большая часть суши, окруженная водой.

5. Математическое изображение числа.

6. Растение, не боящееся холода.

7. Угнетенный человек; человек, лишенный личной свободы.

8. Часть речи.

9. Горы, разделяющие Европу и Азию.

10. Органическое вещество.

11. Рыцарские доспехи, воинское снаряжение.

12. Устное народное творчество.

13. Многоугольник с равными сторонами и равными углами; ромб, имеющий равные углы.

14. Город на Волге.

Задание 10

Нахождение общих признаков понятий:

1. Крупные землевладельцы.

2. Части растения.

3. Агрегатное состояние воды.

4. Естественные водоемы.

5. Части речи.

6. Русские поэты.

7. Приборы, измеряющие давление.

8. Виды земной поверхности.

9. Дающие деньги под процент.

10. Растительные сообщества.

11. Координаты.

12. Физики.

13. Литературное произведение.

14. Защитное воинское снаряжение.

15. Мельчайшие частицы природы.

16. Части слова.

17. Африканские государства.

18. Низшие растения.

19. Христианство, христианская религия.

20. Служебные части речи.

21. Поэтические произведения русских поэтов.

Задание 11 Отношения между понятиями:

1. Вид — род.

2. Последовательность.

3. Целое — часть.

4. Функциональное отношение.

5. Вид — вид.

6. Вид — вид.

7. Вид — род.

8. Род — вид.

9. Вид — вид.

10. Противоположность.

11. Вид — вид.

12. Род — вид.

13. Функциональное отношение.

14. Часть — целое.

15. Род — вид.

16. Вид — вид.

17. Причина — следствие.

18. Род — вид.

19. Вид — вид.

20. Причина — следствие.

21. Род — вид.

22. Вид — вид.

23. Противоположность.

24. Вид — род.

25. Противоположность.

26. Целое — часть.

27. Причина — следствие.

28. Вид — род.

29. Противоположность.

30. Функциональное отношение.

Задание 12

Нахождение разных отношений между понятиями:

1. Произведение искусства (вид — род); пейзаж (род — вид); скульптура ( вид — вид); художник (функциональное отношение).

2. Цветок (вид — род); лесной (род — вид); василек (вид-вид); весна (функциональное отношение).

3. Прибор (вид — род); ртутный термометр (род — вид); температура (функциональное отношение); шкала (целое — частное).

4. Знак азбуки (вид — род); буква «н» (род — вид); цифра (вид — вид).

5. Осадки (вид — род); летний дождь (род — вид); снег (вид — вид); капля (часть — целое); грибы (функциональное отношение); лужа (причина — следствие).

6. Литературное произведение (вид — род); глава (целое — часть); писатель (функциональное отношение); поэма (вид — вид); «Повесть о настоящем человеке» (род — вид).

7. Водоем (вид — род); Черное море (род — вид); океан (вид — вид); пароход (функциональное отношение).

Глава 5. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Вы-игрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и ни-кто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические си-туации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

— «Если каждый человек с рождения приобретет свойство чи-тать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?»

— «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то ...»

— «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то ...»

ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ

Для ознакомления участников с правилами этой игры потре-буется бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что каран-дашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из че-тырех возможных команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо» или «Влево». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша дол-жны быть равны один относительно другого по длине.

На предварительном этапе игры участники подают по очере-ди свою команду, а ведущий «помогает» карандашу выполнять свои обязанности. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить вообра-жаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей

фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстри-рует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по круту. Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке и в каком направлении вес-ти ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за ко-мандами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допу-стил ошибку, он останавливает игру командой «Стоп». По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автома-тически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.

ТЕРМОМЕТР

Участники разбиваются на пары. Один партнер закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого вре-мени второй партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

АНТИВРЕМЯ

Каждому из участников предлагается тема для неболыиого рас-сказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящи-еся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

ЧУДЕСА ТЕХНИКИ

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа на-ходится на выставке последних новинок техники. Здесь демон-стрируются замечательные предметы быта — осязаемые, но поч-ти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит» коробок спичек. Затем он делает несколько вырази-тельных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несу-ществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку

сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то при-шивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т.д. Участники угадывают, кто, что делает.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Участники удобно располагаются в креслах. Один их них полу-чает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в оп-ределенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погру-зиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувст-вует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закон-чив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам болыпую раскованность и психологи-ческий комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чис-то внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д.

ГРУППОВАЯ КАРТИНА

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисо-ванную картину. Он начинает детально ее описывать, а все ос-тальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает созда-ние воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новы-ми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предуп-редить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно устано-вить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что кар-тина уже излишне перегружена деталями.

Наши рекомендации