Лечение цветом и гармония
Не получается ли так, что душа наша стремится к нейтральности белого или серого цвета? Хотя тело и не может жить без цветового окружения модных одежд. Душа или тело определяет этот выбор “просто” любимых цветов, цветов интерьера или цветов одежды? Последуем же за Григорием Нисским, утверждавшим, что душа — это внутренний образ тела. А можно ли приписать каждому из нас определенные цвета? И будут ли отличаться цвета души от цвета одежд? Одинаковы ли эти наши внутренний и внешний цвета, цвета души и тела? Если бы они были одинаковы, то по цветам одежды можно было бы судить и о внутренних цветах человека.
Например, зная, какие чувства или функции наиболее развиты у человека, можно ли сказать нечто определенное и о его внутреннем цветовом пространстве? Ведь только что мы видели, как выбор того или иного внешнего цвета “дополнял” излюбленный внутренний до белого или серого. И цвет одежд становился контрастным к цвету души, уничтожал последний или подчеркивал его выразительность.
По всей видимости, оба эти варианта периодически сменяют друг друга. Сначала человек совмещает цвета души и одежд в своем нравящемся единстве. Когда же наступает цветовое утомление от этого единообразия, то цвет меняется на контрастный, чтобы через нейтральный серый перейти к новому витку своей жизни, к новому цвету души, а затем и одежды.
К концу XX века ученые пришли к выводу, что лечебное действие цвета осуществляется не только через органы зрения, но и через кожу, о чем свидетельствовали и данные нейрофизиологии, и опыты со слепыми. Так, данные электрофизиологии говорят о том, что при различных эмоциональных состояниях возникают различные колебания потенциалов кожного покрова. Совместное протекание кожно-гальванической и зрачковой реакций дало право рассматривать их как часть общего вегетативного рефлекса. Биологическое значение последнего связано с вегетативным обеспечением адекватного цветовосприятия организмом за счет мобилизации адаптационно-трофических механизмов филогенетической памяти человека.
В целом воздействие цвета изучается в физической химии, биофизике и психофизиологии человека. Биофизика и физическая химия позволяют установить законы распространения и поглощения излучений, которые возбуждают рецепторы кожи и сетчатки глаза, вызывая этим различные биохимические процессы в организме, приводящие к изменению всей нейроэндокринной системы. Закономерности психофизиологии человека выше нам дали возможность связать чувственное цветовосприятие интеллекта в целом с отдельными составляющими его материальных субстратов, и в частности с гипоталамо-гипофизарной системой.
Психофизическое воздействие цвета на организм человека основано на взаимодействии соответствующих рецепторов с электромагнитными волнами, расположенными в области солнечной радиации, которая пропускается атмосферой. Поскольку для всех видов излучения действует известный закон Гротгуса-Дрейпера, согласно которому химические изменения в системе может вызвать только излучение, которое ею поглощается, то несложно предположить существование аналогичного механизма для принципиального отбора адекватно-реагентной длины волны в цветолечении. Основанное на определенном антагонистическом действии поглощательной (синей области) и проникающей (красной области) способности излучений, установление цветовой гармонии будет определяться степенью равновесия обоих отделов вегетативной нервной системы на уровне нейрогуморальной сферы.
С учетом этого антагонизма цветов в их восприятии всю область спектра можно разделить на две группы: симпатикотропную и ваготропную. Действительно, как из теории контрастных цветов, так и из опытов Лэнда известно, что если органы зрения воспринимают цвет путем сравнения более длинных и более коротких световых волн, то где-то между ними должна существовать центральная точка равновесия, или “точка обращения цвета”, влево от которой до следующей точки все цвета будут симпатикотропными, а вправо — парасимпатикотропными. Такой “центральной точкой” можно считать, по-видимому, индивидуальную для каждого субъекта область спектра приблизительно при 570–575 нм.
В связи с эмпатической синтонией цвета следует помнить о гендерном диморфизме человека. Известно, например, что при воздействии симпатикотропных раздражителей (цветов холодной области спектра) у индивидов наблюдается преимущественно астеническая реакция и недооценка временного интервала, а при воздействии ваготропных — стеническая реакция и переоценка временного интервала. Данные же по психофизиологии гендерного диморфизма позволили предположить корреляцию между переоценкой временных интервалов, мужской составляющей и симпатикотропностью холодных цветов, с одной стороны и, с другой, — между недооценкой времени, женской составляющей и парасимпатикотропностью теплых цветов.
И как мы видели выше, это предположение действительно подтверждается множеством данных с учетом повышения тонуса симпатической иннервации в первой и парасимпатической во второй половине менструального цикла женщины. Так, доминирующая у мужчин сила мускульных сокращений больше при освещении теплыми цветами, в то время как превалирующая у женщин работоспособность пальца руки (ср. с реакцией хватания) увеличивается при воздействии холодных цветов.
Эти примеры призваны показать, что применение хроматической модели интеллекта позволяет совместить огромное множество опытных, экспериментальных и теоретических данных на основе единого представления о внутреннем цветовом пространстве человека, определенным образом взаимодействующим с цветовым пространством окружения.
Психоаналитика цвета
По-видимому, цвет в моде, как и в психоанализе состоит в трансформировании эмоционального (неосознаваемого) отношения к ситуации в осознаваемое и опредмеченное в модном цвете одежд или в слове-исповеди психоаналитику. Так, например, при катарсисе, страх, по Аристотелю, вызывает очищение души, при котором известная идиома "побелеть от страха" может приобрести не столько физиологический, сколько терапевтический смысл: позитивное содержание катарсиса будет заключаться именно в этой двусторонности отношения идеального (душевного настроения в предпочтительном цвете) к материальному (телесному изменению цвета).[mclxix] Универсальный характер этого тезиса очевиден, поскольку практически все устойчивые словосочетания с цветообозначениями, описывающие душевное настроение, оказываются близкими по цвету в совершенно различных культурах западного мира.
Возможность связи этих чувств с катарсисом, по-видимому, не требует специального обоснования в силу ценностно-архетипической природы их возникновения, основанной как на низших (аффективных), так и на высших (эстетических и социальных) чувствах, в обоих случаях описываемых третьим значением понятия "хрома". Необходимо отметить, что представление о катарсисе нередко трактуется как очищение души от бессознательных импульсов с их последующим осознаванием.
Cогласно Фрейду и Юнгу, процесс вытеснения осуществляется в сферу бессознательного. Вместе с тем, широко распространенная в современной практике психоанализа идея так называемой катартической терапии состоит в том, что этот процесс (как подавление выражения негативных эмоций вовне) является причинным фактором, интенсифицирующим и длительно сохраняющим себя в форме патогенного эмоционального напряжения. Иначе говоря, при подавлении тревоги, например, последняя лишь теряет свой предмет, становясь беспредметной; а потому еще более патогенной в бессознании. Показательно, что еще Аристотель связывал катарсис с возникновением сильных аффектов, которые сегодня соотносятся прежде всего с бессознанием.
Поскольку апертурные (беспредметные) цвета, согласно нашему анализу, характеризуют архетипический вид цветовосприятия (то есть участие и под-, и бессознания), то процесс катарсиса в цветотерапии может осуществляться именно опредмечиванием "беспредметных" эмоций бессознания в апертурные цвета подсознания на уровне обобщающих сублиматов.
Однако для большей части последних в словаре современных языков отсутствуют как цветообозначения, так и “предметная” семантика, раскрывающая связь тех или иных оттенков с тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому в процессе катарсиса индивид лишь “опредмечивает” их, например, в коррелируемом с тревожностью цвете голубых одежд, окружения и т. п., не будучи способным их десублимировать, то есть опредметить на сознательном (абстрагирующем) уровне семантической интерпретации.
Поэтому предметный характер архетипического восприятия в катарсисе не может сопоставляться со словесным выражением вытесненных эмоций в цветотерапевтическом психоанализе, ибо в первом случае метамерные цвета бессознания индивид опредмечивает и переживает вовне без участия сознания, а во втором — вербализует вытесненные в бессознание эмоции и сознательно их анализирует, делая соответствующие логические выводы.
Распространенное же объяснение цветовоздействия не архетипическими, а «цветовыми ассоциациями» (красный — огонь, голубой — лед и т. д.), наталкивается на ряд возражений которые имеют серьезное экспериментальное обоснование.
Во-первых, как показали опыты в Будапештском политехническом институте, у испытуемых с завязанными глазами, которых вводили в комнаты с красными или голубыми стенами, не могли возникать какие-либо ассоциации в силу незнания ими цвета комнаты. Субъективно же отмечаемая ими температура в этих комнатах соответствовала той, которая возникала и у людей с открытыми глазами.
Во-вторых, воздействие фильтрованного освещения на растения позволяют говорить скорее о вегетативном (бессознательном) воздействии цвета, чем об ассоциативном (подсознательном). В самом деле, согласно отчетам сотрудников Сельхозакадемии Болгарии, растения под красными и желто-оранжевыми пленками давали лучший урожай, чем растения под бесцветными. Последние, в свою очередь, превосходили те растения, которые были помещены под сине-фиолетовыми пленками.
И, наконец, в-третьих. Французские исследователи измеряли пульс у грудных детей при различном цветном освещении. Было обнаружено, что красные тона увеличивают пульс, а синие — снижают. Маловероятно, чтобы грудные дети видели огонь, лед и т. п. и могли испытывать «ассоциативное воздействие» цвета.
Очевидно нормы в цвете все же существуют, хотя они и весьма индивидуальны даже в пределах своих половозрастных, социальных и других групп. Именно поэтому “нормой” в цветолечении считается субъективное отношение пациента к своим устремлениям, по тестам Люшера, при их хроматическом соотнесении с реальными цветами компонентов интеллекта по хром-тестам.
К факторам цветовоздействия относится также сдвиг цветового тона от истинного. Обычно он определяется цветностью освещения и адаптацией к определенному свету и / или цвету поверхности. После установления цветовых единиц и норм цветоощущения (по таблицам Рабкина) проведение тестов позволяет определить цвета, необходимые интеллекту пациента для восстановления нормы. Эту процедуру можно проводить и по схеме Вайса: при адаптации пациента к белому фону бинокулярно предъявляются квазимонохромные фильтры или насыщенные цветовые образцы на белом фоне. Если после адаптации в течение 30 секунд к квазимонохромному цвету последний удалить из поля зрения, то появляется контрастный цвет (цвет последовательного образа). Данный факт объясняется тем, что интеллект стремится восстановить равновесие, нарушенное воспринятым цветом фильтра.
Для понимания этого рассмотрим цвета, возникающие под влиянием последовательного контраста. Например, если после пристального рассматривания синего, на белом поле появляется желтый последовательный образ, то это может означать, что интеллект не испытывает недостатка в синем и поэтому создает дополнительный цвет, чтобы нейтрализовать воздействие синего В случае, если этот цвет не возникает или оказывается значительно смещенным относительно нормы, то пациент испытывает недостаток в цвете, на который смотрел и интеллект должен зарядиться им до восстановления равновесия. Цветотерапевт фиксирует границы этих цветов и / или смещений и назначает курс (согласно отсутствующей области восприятия) по определенным методическим приемам с заданием пар дополнительных цветов, то есть цветов, лежащих на одних и тех же осях цветового круга.
Существует три группы методик цветовой терапии. Первая — создание гармоничного цветового окружения. Это — одежда, обстановка, окружение. Цвет действует здесь одновременно на душу и на тело. На все компоненты интеллекта. Вторая группа — это средства собственно цветолечения организма. Сюда относится прием воды или настоек, насыщенных лучами определенного цветного света, по Бэббитту. В эту же группу включено воздействие солнечного света, попадающего на больные органы через специально подобранные светофильтры. Цвет здесь действует в основном на тело. На бессознание.