Культура и умозаключения Три точки зрения
Кайпит Пет, Дэниел Эймс и Эрик Ноулс
Умозаключение как способность к вынесению суждений является базовым психологическим процессом и связано со многими областями психологии, начиная с восприятия и познания и заканчивая социальным поведением и мышлением. Эта сфера основательно изучена не только традиционной психологией в США, но и в рамках многих других культур, причем ею интересовались не только психологи, но и антропологи, и философы.
В этой главе Пенг, Эймс и Ноулс дают всесторонний обзор кросс-культурной литературы, касающейся умозаключений. Они начинают с описания трех основных традиций, которые в значительной мере определяли направлений работы, проведенной на сегодняшний день — ценностной, личностной и когнитивной. Они останавливаются на основных принципах каждого из этих подходов и том вкладе, который они внесли в теоретическое осмысление умозаключений.
Основная часть главы посвящена обзору современного состояния кросс-культурных исследований отдельных аспектов умозаключения, в том числе индуктивного мышления, дедуктивного мышления и формального мышления. Этот великолепно выполненный обзор в первую очередь обращается к важнейшим открытиям в когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии.
Однако самым важным моментом работы Пенга и коллег является попытка интегрировать три основных подхода в рамках единой модели влияния культуры на умозаключения, которые делает человек, Они справедливо отмечают, что традиционная психология часто слишком поспешно принимает отдельную точку зрения, исключая возможность разностороннего видения проблемы. Это напоминает историю о том, как группа людей разглядывала разные части тела одного и того же слона, или пресловутую историю Шалтая-Болтая, о котором уже упоминалось в этой книге. Пенг и коллеги указывают также, что исключительное сосредоточение на одном из подходов к психологическому феномену чревато опасностью того, что представления о нем будут носить разрозненный характер, не позволяя исследовать его как единое целое.
Пенг и его коллеги закладывают основы комплексной теории воздействия культуры на умозаключения, предлагая пути объединения ценностного, личностного и когнитивного подходов, что будет способствовать многогранному ви-
дению взаимодействия культуры и умозаключений, которые делает человек. Описывая разные традиции мышления, в числе которых западное линейное мышление, логический детерминизм и восточный холизм и соединение противоположностей, а также их влияние на умозаключения, авторы одновременно дают урок-, касающийся влияния культуры на построение теории, применяя холистический подход и синтез в сфере, которая исследована фрагментарно. Таким образом, из этого подхода мы можем извлечь сразу два урока — один связан непосредственно с содержанием их работы (речь идет о модели влияния культуры на умозаключения), а другой — с самим подходом к построению теории.
Демонстрируя комплексный подход к теме умозаключений, Пенг и его коллеги четко выражают мысль о том, что важнейшие проблемы будущих исследований связаны с методологией, которая важна как в психологическом, так и в культурном аспекте и обеспечивает получение точных и поддающихся интерпретации данных, позволяя различать нюансы. Авторы призывают к интеграции методов и теорий кросс-культурной и культурной психологии при сохранении основных методологических принципов научно-исследовательской работы традиционного направления, включая стремление к объективности, достоверности, обобщению и поиску причинно-следственной связи. Они призывают к сближению и интеграции теорий, методик и подходов, включая количественные и качественные методы исследования, что созвучно идеям остальных авторов этой книги и является необходимым условием дальнейшей эволюции кросс-культурной психологии в направлении создания универсальных моделей психологических процессов и подлинного осмысления этих процессов.
Двадцать лет назад два американских специалиста по социальной психологии, Нисбетт и Росс (Nisbctt & Ross, 1980), опубликовали теперь уже ставшую классической книгу «Умозаключение» (Human Inference), в которой было представлено подробное рассмотрение вопроса о том, каким образом имеющиеся данные и мышление позволяют делать умозаключения. Д'Андрад, выдающийся специалист по когнитивной антропологии, прочел ее и заявил, что это «хорошая работа по этнографии». Авторы были обескуражены. Они считали, что написали универсальную работу о познании и умозаключениях, в которой без привязки к определенной культуре или историческому периоду описывается процесс вынесения суждении социального характера. Большинство их коллег на момент издания книги придерживались того же мнения, Однако последующие 20 лет ознаменовались расцветом культурной психологии, что отчасти было заслугой Нисбетта и Росса. Теперь, когда собранные данные уже не позволяют сомневаться в наличии культурных различий в умозаключениях, Нисбетт и Росс согласны, что их работа представляла собой нечто вроде этнографического исследования умозаключений в отдельной культуре, а именно в США (см. Nisbett, Peng, Choi & Norenzayan, e печати).
Что же за последние 20 лет изменилось для этих и других психологов, изучающих вынесение суждений, что заставило их понять культурную ограниченность предшествующих (разумеется, весьма полезных) попыток изучения умозаключении? Что нового открыла культурная психология, изучая воздействие культуры на
умозаключения? В этой главе мы рассматриваем настоящий переворот во взглядах на роль культуры в образе мышления и формулировке суждений. Имеются данные о том, что так называемые базовые процессы, такие как категоризация и атрибуция, разными группами людей осуществляются по-разному, при этом различия не ограничиваются внешними содержательными аспектами. Чтобы проиллюстрировать обусловленные культурой особенности умозаключений, мы используем ряд эмпирических исследований за последние десять лет. Однако перед тем как перейти к обзору этих данных, мы рассматриваем три основных психологических подхода к исследованию культуры: уже устоявшиеся ценностный и личностный подходы и более новый когнитивный подход. Каждому из них свойственно свое понимание культуры и свои предположения о взаимосвязи культуры и умозаключения. Краткое рассмотрение этих подходов позволит лучше понять новые данные психологических исследований. После рассказа об этих находках мы вернемся к вышеупомянутым подходам, чтобы изложить свои предложения по интеграции разных точек зрения в процессе осмысления обширных и разносторонних связей культуры и умозаключений.