Тема 9. Личность как социальный феномен. Закономерности восприятия друг друга

Социализация человека. Социальная роль и социальный статус. Социальные связи и социальное взаимодействие. Формы межличностного взаимодействия и формирование привязанности и симпатии.

Закономерности восприятия людьми друг друга и предупреждение причин возможных конфликтов.

Объяснение причин поведения воспринимаемого человека субъектом восприятия через внутренние и внешние причины.

*Примечание: интерактивные формы и методы проведения лекции: лекция – консультация – форма учебного занятия, использование которой позволяет рассмотреть тему с выраженной практической направленностью. Это достигается с помощью вступительной лекции (50% занятия), а затем в форме ответов лектора на заранее подготовленные вопросы слушателей и проведения обмена мнениями.

Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.

Тема 10. Личность в группе. Виды групп и динамические процессы в группах

Виды групп и их влияние на личность. Роль референтных групп. Динамические процессы в группах: давление, распределение ролей, регуляция активности членов группы; формирование групповых норм, подчинение авторитету.

Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 10; ОК-11; ПК-4; ПК - 5.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

А). Для студентов очной формы обучения

Семинар 1. (Тема 1).

Доклад:Задачи и место психологии в системе наук.

Вопросы для обсуждения:

1.Психология как наука и практика.

2. Объективные закономерности проявления психического.

3. Мир психических явлений.

4. Бессознательное и сознание.

5. Взаимосвязи психологии с отраслями наук.

*Примечание: форма проведения занятия: форма проведения занятия - деловая игра «Брифинг» (англ. briefing - короткий, недолгий) - краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу. Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов.

Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.

Семинар 2. (Тема 2).

Доклады:История становления психологии как науки. Выдающиеся деятели отечественной психологии и их вклад в развитии психологической науки.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологические концепции и направления психологической теории и практики.

2. Психоанализ и его задачи. Сущность человека в концепции бихевиоризма. Теория социального научения. Классификация поведения и поступков человека в зависимости от целей, потребностей и ситуаций. Сущность когнитивной психологии. Гуманистическая психология и ее значение для отечественной психологической науки. Коллективное бессознательное в воззрениях К. Юнга. Исследования С. Грофа в трансперсональной психологии и их объяснение.

3. Роль генетических кодов и предрасположенность к проблемам, событиям, жизненным ситуациям.

*Примечание: форма проведения занятия: метод коллективного анализа ситуаций (кейс-стади) – форма учебного занятия, в рамках которого обучающимся предлагается проанализировать реальную ситуацию, разобраться в сути проблемы, оценить имеющийся выбор решения ситуации, предложить свое решение конкретной ситуации.

Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.

Семинар 3,4. (Тема 3).

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение психики и организма.

2. Особенности организма и психика.

3. Морфологические особенности тела индивида и его психических процессов.

4. Особенности психического отражения индивидом объективной действительности.

Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.

Семинар 5 (Тема 4).

Доклады:«Психика человека». «Специфика поведения человека».

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы функционально-структурные возможности высших отделов мозга, психики, поведения и деятельности?

2. В чем заключается функциональная специализация мозговых полушарий?

3. Специализация функционирования полушарий мозга, словесно-драматическая логика и интуитивное пространственно-образное отражение событий и ситуаций. Какие взаимосвязи здесь прослеживаются?

4. В чем заключается важнейшая функция психики?

5. Какова связь управления поведением и деятельностью человека?

6. Каковы важнейшие особенности деятельности человека и деятельности животных? Сходство и различие.

7. Чем характеризуются основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности.

*Примечание: форма проведения занятия: семинар с использованием метода «мозгового штурма» - форма практического занятия, в ходе которого решается задача поиска оптимального решения с помощью творческой мыслительной работы студентов в кратчайшие сроки. Это достигается посредством генерирования любых идей без какой-либо критики с последующим их анализом, оценкой и выбором наилучшего решения.

Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.

Семинар 6,7. (Тема 5).

Доклад «Сущность сознания и его функции. Свойства сознания. Связь отношения, познания и переживания с мышлением и эмоциями в процессе сознания. Развитие сознания».

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы уровни бытийного и рефлексивного сознания? Каково их взаимодействие.

2. Какова структура сознания?

3. Какие загадки человеческого сознания выделяют ученые на современном этапе?

4. Дайте характеристики бессознательное: сущность, содержание и компоненты. Взаимодействие сознания и бессознательного в поведении и деятельности человека.

Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.

Семинар 8. (Тема 6).

Доклады:«Мышление как психологический феномен»; «Методы развития памяти».

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы физиологические основы ощущений?

2. В чем заключается роль познавательных процессов в приеме информации и ее различие?

3. Каковы характеристики видов ощущений?

4. Чем характеризуются основные виды и свойства восприятия?

5. Каковы свойства и характеристики внимания как психологического процесса?

6. Каковы особенности процессов памяти?

7. Виды и уровни памяти и их роль в обучении. В чем состоит их специфика?

8. Какова связь форм воспроизведения и их роль в обучении.

9. Основные приемы управления памятью. Как их использовать в образовательной деятельности?

10. Какие существуют виды мышления? В чем их особенности?

11. Каковы индивидуальные различия в мыслительной деятельности?

12.Мышление и воображение: в чем состоит их сходство и различие?

*Примечание: форма проведения занятия: семинар - дискуссия – форма учебного занятия, в рамках которого предполагается диалог студентов в ходе формулирования собственных точек зрения на обсуждаемые проблемы, принятие согласованных решений. При этом могут быть использованы элементы «мозгового штурма» и деловой игры. В рамках семинара студенты по основным проблемным вопросам представляют доклады, рефераты.

Формируемые компетенции: ОК – 7; ОК – 9; ОК-11; ОК -12.

Наши рекомендации