Выбор фотографий-мишеней

Нам требовались подходящие стимулы (фотографические), которые можно было бы в дальнейшем использовать на том этапе исследований, который проходил в баре. Сорок студентов и сорок студенток, специализирующихся в области психологии, вызвались позировать для индивидуальных фотографических портретов (голова и плечи). Студентам сообщили суть исследовательского проекта и сказали, что их фотографии могут быть использованы для изучения привлекательности. Все студенты подписали документы о своем согласии на использование этих фотографий в научных целях. Средний возраст снятых на фотографиях мужчин был равен 22,6 года, средний возраст женщин — 21,2 года.

Затем эти 80 портретов оценивала группа добровольцев-старшекурсников (47 студентов и 38 студенток-психологов), которые получили инструкцию оценить общую привлекательность людей, изображенных на фотографиях, по десятибалльной шкале («1» — очень непривлекательный; «10» — очень привлекательный). На основе выставленных оценок были выбраны по шесть фотографий мужчини женщин со следующими средними оценками привлекательности: А (3,27), Б (3,98), В (5,07), Г (5,78), Д (7,08) и Е (7,92). Чтобы избежать возникновения эффектов «пола» и «потолка», мы отказались от использования портретов, которые получили крайние оценки по шкале привлекательности, поэтому отобранные нами фотографии могли получить более или менее высокие или низкие оценки на следующем этапе этого исследования (в баре).

Экспериментальная площадка

Следующий этап исследования проводился через три месяца в популярном ночном баре с танцплощадкой, который находился в большом городе на Среднем Западе США. Этот бар посещали в основном студенты колледжей. Администрация бара дала разрешение на проведение эксперимента в помещении бара. Так же как бар, описанный в работе Спречера (Sprecher et al., 1984), выбранный нами бар был самым большим в этом районе, в нем была площадка для танцев, и вообще он считался местом, где с большой вероятностью можно было встретить партнера для дальнейших романтических или интимных отношений. В тот вечер, когда проводилось тестирование, в любое время от 21.00 до полуно -




чи в баре было в среднем около 200 посетителей. Бар закрывался в час ночи, последний заказ напитков можно было сделать в половине первого.

Испытуемые

Для участия в этом исследовании из числа посетителей бара прямо на месте были предварительно отобраны 137 мужчин и 80 женщин. К посетителям обращались незадолго до 21 часа и отбирали для участия тех из них, кто планировал остаться в баре на весь вечер (по крайней мере, до полуночи). Из этой первоначально отобранной группы добровольцев были исключены лица, которые в тот вечер до 21 часа употребили более семи эквивалентов алкоголя, и те, кто ушел из бара до полуночи. В результате остался 101 человек (58 мужчин и 43 женщины), которые полностью удовлетворяли всем требованиям этой части эксперимента.

Процедура

Интервьюер подходил к людям и просил «помочь в проведении психологического исследования, оценив несколько фотографий лиц противоположного пола и ответив на короткий опросник трижды в течение вечера: в 21.00, в 22.30 и в полночь». Мы решили выбрать для выставления оценок то же самое время, чтобы сравнить свои результаты с результатами Пеннбэйкера (Pannebaker et al., 1979) и Спречера (Sprecher et al., 1984). В каждый из этих моментов у испытуемого прямо на его обычном месте (за столиком или у стойки бара) получали заполненный опросник и данные оценок. У большинства испытуемых эти сеансы сбора данных отнимали не более 5 минут.

В 21.00 испытуемые ответили на короткий опросник, сообщив информацию о своем поле, возрасте, массе тела и количестве и видах алкогольных напитков, выпитых в этот вечер с 18.00, а также оценив ряд целей, с которыми можно было прийти в этот бар. Для оценки целей использовалась пятибалльная шкала (1 — совсем не для этого, 5 — скорее всего, для этого). Для оценки предлагались следующие цели прихода в бар: а) чтобы выпить; б) чтобы увидеться с друзьями; в) чтобы встретиться с новыми людьми; г) чтобы познакомиться с человеком противоположного пола; д) чтобы развлечься. После того как испытуемые ответили на опросник, им по одной показывали шесть цветных фотографий (размером 4x6 дюймов, подготовленных, как было описано выше) людей противоположного пола и просили оценить каждую из них по десятибалльной шкале физической привлекательности, где оценка 10 означала максимальную привлекательность. Кроме того, испытуемых просили оценить привлекательность реальных посетителей бара, принадлежавших к одному с ними и к противоположному полу («Как вы считаете, насколько в целом привлекательны

все мужчины и все женщины, находящиеся сейчас в баре?») . Таким образом, были получены оценки привлекательности фотографических портретов и реальных посетителей бара. В 22:30 испытуемым снова показывали те же шесть фотографий (порядок их показа был случайным образом изменен) и просили оценить их по шкале привлекательности. Как и прежде, испытуемых также просили оценить посетителей своего и противоположного пола, присутствовавших в тот момент в баре. И наконец, их просили сообщить общее количество и виды алкогольных напитков, выпитых начиная с 18:00 (такая форма вопроса была выбрана потому, что, как показали пилотажные испытания, испытуемым было легче ответить, когда их спрашивали об «общем количестве порций, выпитых сегодня вечером»). В полночь испытуемых опять просили оценить фотографии и находившихся в баре посетителей своего и противоположного пола. Кроме информации о количестве алкоголя, выпитого с 18:00, испытуемые снова оценивали по той же шкале цели своего прихода в бар. Таким образом, в три разные момента вре-мени в течение вечера испытуемые оценивали фотографии незнакомых им людей противоположного пола и группу реальных мужчин и женщин, находившихся в баре.

Наши рекомендации