Тема: Психология как наука

Памятка по «ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

Психология - это наука о психике и психических явлениях (в переводе с древнегреческого - «наука о душе», psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»).

методология– учение о системе принципов, способов организации и построения теоретических и практических деятельностей, а также сама эта система (в переводе с древнегреческого – «учение о методе», methodos – «путь познания» и logos – «наука, учение»)

методологические принципы: принцип детерминизма, принцип развития, принцип системности, принцип объективности

метод – способ научного познания

методика – частная реализация метода

наблюдение - целенаправленное систематическое восприятие за какими-либо объектами с определенной целью

эксперимент– специально организованная исследовательская деятельность с целью изучения причинно - следственных связей

тест – система заданий, предъявляемых испытуемому, и определяется как стандартизированное измерение

опрос - группа методов по сбору первичной информации на основе непосредственного (беседа, интервью) и опосредованного (анкета) взаимодействий исследователя и опрашиваемого

Тема: Психология как наука - student2.ru Тема: Психология как наука - student2.ru

Рис.1. Основные этапы развития Рис. 2. Основные различия житейских и научных психологической науки психологических знаний

Основные направления в зарубежной психологии:

Психоанализ (основоположник 3. Фрейд)- одно из направлений психологии за рубежом, возникшее в начале XX в. Основывается на положении о том, что поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным (принцип удовольствия-страдания). Основными методами психоанализа являются: метод анализа свободных ассоциаций; анализ снов и толкование сновидений; анализ и объяснение различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) действий человека. Последователи психоанализа – неофрейдисты: А.Адлер, К.Юнг, К. Хорни, Э. Фромм.

Бихевиоризм (основоположник Дж.Уотсон) - направление в зарубежной психологии, возникшее в начале XX в. и отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, являющегося результатом ответа организма на воздействия внешней среды. Основными научными понятиями бихевиоризма стали «стимул» (раздражитель из внешней среды), «реакция» (ответ организма на раздражение) и «связь» (ассоциация) между стимулом и реакцией (схема S – R). Последователи бихевиоризма-необихевиористы: Э Толмен (поведение-молярный феномен); Кл.Халл (гипотетико-дедуктивная теория поведения); Дж. Миллер, Юд. Галантер, К. Прибрам (субъективный бихевиоризм).

Гештальтпсихология (основоположник-М. Вертгеймер)- направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. и предусматривающее программу изучения психики с помощью целостных структур - гештальтов, первичных по отношению к своим компонентам. Восприятие как психический познавательный процесс, напр., у гештальтпсихологов не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства её частей. По их мнению, внутренняя системная организация восприятия определяет и свойства ощущений, в него входящих. Представители: К.Коффка, В.Келер. К. Левин

Гуманистическая психология - одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии, возникшее в 60-е годы XX в. и противопоставляющее себя психоанализу и бихевиоризму. Индивидуальность в нем рассматривается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий. Исследование животных считается непригодным для понимания психики и поведения человека. В отличие от классического психоанализа гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален, а его агрессия, насилие и т.п. возникают как результат воздействия окружающей среды.Представители: К.Роджерс, А Маслоу и др.

Наши рекомендации