Обсуждение результатов

В этом исследовании получены два результата, которые являются достаточно общими и вызывают интерес. Более важный и масштабный результат касается тендерных различий в оценках привлекательности и теоретических выводов, которые можно сделать из этих различий. Второй результат касается связи между алкогольным опьянением и аттракцией в обстановке бара.

На предварительном поверхностном уровне мы можем дать ответ на часто возникающий вопрос: «Правда ли, что женщины (и мужчины) становятся привлекательнее перед закрытием бара?» Мы даем положительный ответ на этот вопрос. Так же как Пеннбэйкер (Pannebaker., 1979) и Найда и Кун (Nida, Koon, 1983), но в отличие от Спречера (Spratcher 1984), мы обнаружили, что с течением времени мужчины и женщины давали все более высокие оценки привлекательности людям противоположного пола, находившимся в так называемом «баре знакомств». Мы также можем ответить на вопрос о влиянии алкогольного опьянения на эти оценки: оно на них не влияет. Оценочные концентрации алкоголя в крови (ОКАК) представителей обоего пола не коррелировали с оценками привлекательности противоположного пола. Несмотря на то что и у мужчин и у женщин степень опьянения в течение

вечера одинаково возрастала и данные ими оценки физической привлекательности посетителей бара также повышались, эти два явления не связаны между собой. Данные, полученные от группы «назначенных» водителей, также подтверждают вывод о том, что алкогольное опьянение оказывает незначительное влияние на оценки привлекательности в обстановке бара или вообще не оказывает на них влияния. Был обнаружен только один случай надежной корреляции между алкогольным опь-янением и оценками привлекательности: между ОКАК и оценками привлекательности посетителей-мужчин, а также оценками фотографий привлекательных мужчин, данными женщинами-испытуемыми в полночь, была выявлена отрицательная корреляция, что противоречит нашим прогнозам. Эти результаты, подтверждающие предположение Спречера (Spatcher 1984), в целом согласуются с более ранними работами, которые показали, что употребление алкоголя на самом деле может приводить к снижению сексуального желания и возбуждения, как у мужчин, так и у женщин.

<...>

Возможно, что изменения в оценках являются отражением не только изменений в восприятии испытуемого, но и фактического изменения состава находящихся в баре посетителей, поскольку некоторые люди рано уходят, а некоторые поздно приходят в бар. Такая проблема всегда встает при полевых исследованиях, и данное исследование не является исключением. Может быть, испытуемым, которые участвовали во всех трех сеансах сбора данных, не удалось познакомиться с партнером и уйти с ним из бара и поэтому они представляют особую подгруппу посетителей. Тем не менее данные оценок фотографий говорят о том, что тендерные различия в оценках привлекательности нельзя объяснить только изменением состава посетителей (то есть различиями в потенциальных оценках посетителей как «стимулов-мишеней» или различиями в их способности привлечь к себе партнера и уйти с ним).

<...>

Физическая привлекательность важна как для мужчин, так и для женщин, но убедительно доказано, что мужчины придают большее значение физической привлекательности партнерши. Что касается женщин, то обнаружено, что для них желательными качествами потенциального партнера для встреч являются высокий статус мужчины, умение зарабатывать деньги и другие личностные характеристики. Возможно, что именно поэтому мужчины присваивали посетителям-женщинам более высокие оценки привлекательности (к полуночи общая оценка достигла 6,63), чем женщины присваивали посетителям-мужчинам, находившимся в баре (в полночь средняя оценка была равна 5,00). Сама атмосфера бара (независимо от количества выпитого алкоголя), по-видимому, влияет на оценки, поскольку даже временной паттерн оценок, выставленных «назначенными» водителями (не пившими), был сравним с паттерном оценок людей, выпивших очень много. И хотя атмосфера бара может побудить женщин по мере приближения окончания вечера оценивать посетителей-мужчин как все более привлекательных, не исключено, что женщины ценят другие качества выше, чем физическую привлекательность; отсюда и тендерные различия в оценках, и особенно в оценках фотопортретов.

Несмотря на то что данное исследование не дает четкого объяснения феномена «времени закрытия», оно говорит о существовании качественных и количественных тендерных различий. Мужчины приписывали женщинам всех категорий (реальным и фотопортретам) более высокую привлекательность, чем женщины приписывали мужчинам. Кроме того, оценки мужчин со временем изменялись, в особенности оценки, даваемые ими привлекательным фотопортретам, зависевшие еще и от мотивации (желания познакомиться с человеком противоположного пола). И ходя из того, что мужчины выставляли этим фотографиям женщин боле высокие баллы, чем реальным женщинам, находившимся в баре, можно утверждать, что желание мужчин познакомиться с женщинами оказывает влияние главным образом на их восприятие и на оценки именно те женщин, которые, по крайней мере внешне, обладают высокой привлекательностью в данной обстановке, то есть в «баре знакомств», где возникает высокая потребность в знакомствах и поисках партнера дл встреч и присутствуют мощные стимулы . Некоторые теоретики утверждают, что по сравнению с женщинами мужчины внимательнее относятся к внешним качествам партнерши и настойчивее ухаживают за потенциальными подругами, а также соперничают между собой, добиваясь внимания женщин. При дальнейшей проверке этой гипотезы следовал бы рассматривать оценки многочисленных скрытых помощников исследователя, обладающих различной привлекательностью и находящихся баре, наряду с учетом мотивационных факторов.

ЛИТЕРАТУРА

Gilley M. (Исполнитель). (1975). The girls all get prettier at closing time. С пластинки The Best of Mickey Gilley, (Vol.2). — New York: Columbia Records, Singleton Music Company.

Nida S. A., Koon J. They get better looking at closing time around here, too. — Psychological Reports, 52, 1983. P. 657-658.

PennebakerJ. W., Dyer M. A., Caulkins R. S., Litowitz D. L.,Ackerman P. L., Anderson D. B. Don't the girls all get prettierat closing time: A country and western application to psychology. — Personality and Social Psychology Bulletin, 5, 1979. P. 122-125.

Sprecher S., DeLatnater J., Neutnan N., Neuman M., Kahn P., Orbuch D., McKinney K. Asking questions in bars: Thegirls (and boys) may not get prettier at closing time and other interesting results. — Personality and Social Psychology Bulletin, 10, 1984. P. 482-488.

***

Наши рекомендации