Обучение в условиях длительной госпитализации

[Обучение школьным дисциплинам тяжело болеющих детей – самостоятельная и сложнейшая проблема. Которая в больницах сегодня решается крайне вяло.

Наши действия состояли в попытках хоть сколько-нибудь удовлетворить голод познания, возникающий у маленького человека, вынужденного месяцами жить в запертом помещении.]

В этом огромном деле с массой специфических проблем, мы ставили перед собой самую скромную задачу: по мере сил поддерживать в детях интерес к получению знаний.

[Следует отметить также специфику работы с доктором-куклой: дети категорически отрицают в нем дидактические начала, он им нужен для свободной игры, и потому систематические занятия с уроками, заданиями и прочими атрибутами школы, в применении к нашему Луке Лукичу малоэффективны.]

Головоломки, ребусы, загадки, шутки, парадоксы – главный инструмент клоуна в деле образования. Порою, Лука Лукич просил ребенка самого придумать для него задачку "позаковыристее".

Отношение ребенка к процессу обучения и в больнице, и после лечения в основной мере определяется родителями. Одни полностью ограждают его от обучения во время болезни. Другие сами занимаются с детьми, решая задачи из учебника по математике, выполняя задания по русскому языку, читая книги. Но таких единицы.

Если обобщить опыт работы Луки Лукича "учителем", то наилучшим образом ему удается помощь детям там, где органично применение игровых форм обучения:

1.При изучении букв, цифр, геометрических фигур, цвета, времен года, чтения времени по часам – все это с малышами.

2.Разгадка ребусов, загадок, решение необычных задачек, головоломок со спичками, пятнашками, различными геометрическими фигурами, "мобилями" и прочим – это со школьниками.

3.Проведение игры-урока по математике с использованием предметов.

[Артисту всегда следует иметь в виду общее правило кукольного театра: кукла хорошо работает с предметами.]

4.Урок русского языка: игры в слова, города, шуточные диктанты.

5.Изучение русских слов с детьми других национальностей: ребенок учит кукольного доктора, а Лука - ребенка.

6.Лука рисует и учит ребенка, иногда рисунки становятся темой и предметом длительного общения, даже переписки.

7.Переписка с детьми может научить их многому – и правилам русского языка, и умению излагать мысль, и речевому этикету.

[Возможно предложить программу изучения русского языка в процессе переписки. Главное – было б кому писать!]

8.Наш Лука Лукич часто разучивал песенки с детьми, а потом пели вместе, иногда даже с родителями. При игре на гитаре я сажала куклу рядом. Часто удавался такой "аттракцион": кукла у меня в руках, левой рукой держу гитару, зажимая струны на ладах, а ребенок бренчит по струнам в определенном ритме. Получалось, будто Лука играет и поет сам.

Часто дети подыгрывают на шумящих инструментах: маракасе, трещотке, коробочке, которые я приношу с собою.

9.Лука Лукич рассказывает о строении организма, о клетках и крови, рисуя с детьми, рассказывает об их болезни в самой щадящей игровой форме.

***Из дневника

4 сентября 1995 года. Лиза С., 4 года.

Лука Лукич пытается узнать, какое на дворе время года:

"Зима?"

"Да".

"Снег лежит?"

"Да".

Мама: "Разве на лыжах кто-нибудь катается?"

Лиза: "Нет".

Лука: "А листочки желтеют?"

Лиза: "Да".

Лука: "Значит..."

Лиза: "Лето!"

Приходится Луке Лукичу рассказывать Лизочке об осени.

4 сентября 1995 года. Настя Ш., 5 лет.

Лука достает часы. Настя помнит, что нужно произнести: "Часики, откройтесь, пожалуйста!" А затем с интересом слушает тиканье и называет цифры туда и обратно, как научились в прошлый раз.

[В процессе работы мы столкнулись с острейшей проблемой: дети не хотели отпускать от себя Луку Лукича. Пришлось купить ему карманные часы с крышечкой. Посмотрел: " О! Меня ждут. Пора!" – И что вы думаете? Действует!]

Сентября 1995 года. Игорь И., 10 лет.

Лука Лукич принес задачку о двух всадниках. Игорек приготовил головоломки из журнала "DONALD".

Сентября 1995 года. Женя Г., 11 лет.

Играем в спичечные головоломки. Затруднения с "домиком". Но не смотря на это, просит принести новые.

Сентября 1995 года. Саша Б., 10 лет.

Готовим маме сюрприз: учим таблицу умножения на пальцах.

Ноября 1995 года. Женя К., 9 лет.

Отвела душу на спичечных головоломках. Решаем 2 задачки из учебника по математике для 3-го класса. Почему-то на умножение и деление задание выполнила быстрее, чем на вычитание. Лука Лукич объясняет принцип задачек "цена - количество - стоимость".

Ноября 1995 года. Ира С., 8 лет.

Чувствует себя лучше. Задачки со спичками. Очень заторможена. Когда получается - улыбается. Лука Лукич учит Иришку делать звезду из бумаги к Рождеству. Девочка внимательно смотрит и лишь тихо улыбается. Позднее на ее елке появятся звезды и другие бумажные украшения.

30 ноября 1995 года. Тимур И., 5 лет.

Хорошо знает буквы алфавита, но "Ю", "Я", "Б" не помнит. Лукич рисует большие "Ю", "Я", "Б". Тимур повторяет, старательно выводит.

Декабря

Выясняем, что все забыл. Лука учит писать "Ю". Из чемоданчика кукольный доктор достал юлу, маленькую, деревянную: "А давай, кто больше букв "Ю" напишет, пока юла крутиться!" – Тимур успевает написать 3 буквы, Лука Лукич -2. За победу Тимур получает от доктора юлу.

Наши рекомендации