Общее обсуждение результатов

Парадигма полевых исследований использовалась в данной работе в основном для того, чтобы изучить возможность переноса лабораторных процедур в обстановку, в которой испытуемые не знают, что за ними наблюдают. Хотя полевые исследования обладают рядом преимуществ, у них есть и недостатки: один из них состоит в том, что трудно произвести проверку валидности и контроль над манипуляциями с помощью самих испытуемых, чтобы определить, как они воспринимают эксперимен-тальные воздействия. Например, в данном исследовании не было возможности непосредственно оценить влияние бамперной наклейки «месть» на восприятие испытуемыми винтовки или произвести независимые оценки возможных различий в реакциях подавления агрессивности, возникших за счет переменных «обозримость жертвы» или «год выпуска автомобиля». Из-за этого любые суждения о возможных механизмах передачи влияния могут быть только предположительными, поскольку можно предложить альтернативные интерпретации данных результатов. Для того чтобы получить какие-либо обоснованные однозначные выводы о влиянии манипуляций на зависимые переменные, необходимы дополнительные исследования.

Полученные в исследовании данные опроса и двух полевых экспериментов позволяют предположить, что в естественной обстановке можно получить результаты, во многом аналогичные результатам лабораторных исследований агрессии. Например, испытуемые-мужчины из исследования 2 были более склонны подавать звуковые сигналы жертве, когда не видели ее. В лабораторной обстановке Милграм (Milgram, 1969) также обнаружил, что испытуемые были более склонны причинять вред жертве, которую не видели. Одно из возможных объяснений влияния обозримости жертвы можно дать с помощью предложенной Зимбардо (Zimbardo, 1969) концепции дегуманизации. Согласно этой концепции, в отсутствие признаков, которые «гуманизируют» жертву, подавление желания причинить жертве вред ослабевает. В нашем исследовании

манипуляции занавеской могли приводить к «дегуманизации» жертвы, поскольку она лишалась визуальных признаков, которые могли бы ослабить возможное подавление желания подать звуковой сигнал в качестве агрессивной реакции.

Однако возможна и другая интерпретация влияния манипуляции занавеской. Например, подачу звуковых сигналов вслед за задержкой у светофора можно интерпретировать не как проявление агрессивности, а как «сигнальную» реакцию. Поскольку при задернутой занавеске испытуемые не видели водителя-помощника экспериментатора, они могли подумать, что он невнимательно следил за сигналами светофора. Поэтому они могли воспользоваться гудком своего автомобиля, подавая сигнал, что зажегся зеленый свет. Жизненные примеры говорят о том, что водители часто подают звуковые сигналы другим водителям, чтобы привлечь их внимание или предупредить о какой-либо опасности. Такой альтернативной интерпретацией количественных результатов (число поданных звуковых сигналов) нельзя пренебрегать. Тем не менее паттерн полученных данных (включая результаты опроса в исследовании 1) показывает, что водители могут испытывать фрустрацию и злиться на других водителей, и эта фрустрация или гнев могут приводить к различным враждебным реакциям, таким как мигание фарами, ругань или жесты руками. По- видимому, подача звуковых сигналов тоже может восприниматься испытуемыми как агрессивная реакция, особенно в присутствии стимуляторов агрессии.

В исследовании 2 водители-мужчины, управлявшие новыми автомобилями, подавали больше звуковых сигналов, когда на них воздействовали сочетанием условий «винтовка/месть», но только в том случае, если они не могли видеть помощника экспериментатора. Результаты исследования 3 в этом отношении повторяют результаты исследования 2, поскольку уровень подачи звуковых сигналов при сочетании условий «винтовка/месть» был значимо выше только для водителей-мужчин, управлявших новыми автомобилями (в исследовании 3 никто из испытуемых не мог видеть помощника экспериментатора).

Одним из важных результатов исследования 3 является обнаружение сильных индивидуальных различий в реакциях испытуемых. Несмотря на то что водители-мужчины, управлявшие новыми автомобилями и не видевшие жертву, подавали больше звуковых сигналов, когда им одновременно демонстрировали винтовку и бамперную наклейку «месть», этот результат был получен не для всех испытуемых. Когда водители-мужчины, управлявшие новыми автомобилями, могли видеть свою жертву или когда на водителей-мужчин, управлявших старыми

новости психологии

общее обсуждение результатов - student2.ru


Наши рекомендации