Занятие 32. Арт-терапевтическое сопровождение профессиональной деятельности
Н. Е. Пурнис, Е. А. Соловьева
Вводные замечания.Современное развитие общества требует от психологии труда создания новых методов, которые бы способствовали ] личностному и профессиональному росту специалиста. Именно в профессиональной деятельности человек стремится реализовать свои лучшие качества. Все чаще исследователи и практики обращаются к идеям и методам искусства. Несомненно, в познании человеком самого себя и окружающего его мира психология и искусство дополняют и обогащают друг друга.
В этой связи значительный интерес представляет такая относительно новая для отечественной науки отрасль психологического знания и психологической практики, как арт-терапия.
Первоначально она применялась в практике лечения неврозов, и главной целью занятий было стимулирование и облегчение выражения пациентом той проблематики, которая трудна для вербализации, или выявление содержания тех эмоциональных переживаний, которые не осознаны пациентом. Теперь арт-терапия активно используется в образовательном процессе, в консультировании, при оказании помощи лицам, испытывающим личностные кризисы, а также в программах поддержки и повышения психологического здоровья, основанных на принципах гуманистической психологии.
Арт-терапия способна стать инструментом творческой, внутри-личностной, межличностной и культурной коммуникации. Творческая деятельность (в частности, художественное творчество) может исцелять людей, будучи тесно связанной с историей культуры.
Теоретической базой арт-терапии служит аналитическая психология К.-Г Юнга. Значимыми положениями выступают представления о целостной личности и процессе индивидуации; о гармонии между сознанием и бессознательным как основе психического здоровья; о роли экспрессивной деятельности, в частности «экспрессивного письма», в нахождении этой гармонии; о символической природе коллективного бессознательного.
Представления К.-Г. Юнга о целостной личности проистекают из понятий ведущих и второстепенных психологических функций. Для человека как индивидуума важно развитие всех функций, но как члена общества более существенным оказывается развитие ведущей из них. Общество ценит человека по какой-либо основной его функции, реализованной в профессиональной деятельности: хороший врач, архитектор, шофер. Энергетические возможности организма и психики ограничены, поэтому развитие ведущей функции часто осуществляется за счет второстепенных. Причину неврозов, психических заболеваний Юнг видел именно в однобоком развитии индивидуальности: если человек развивает одну функцию, он теряет себя; если развивает индивидуальность, то утрачивает связи с обществом, перестает соответствовать общественным нормам. Отсюда вытекает необходимость отыскать резервы для развития целостности личности.
Юнг полагал, что основу психологического здоровья человека составляет то хрупкое равновесие, которое устанавливается между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего. По его мнению, экспрессивные формы искусства — это важный путь к внутреннему миру чувств и образов человека, а бессознательная психика рассматривается им не только как хранилище вытесненных эмоций, но и в качестве источника здоровья и трансформации личности.
Принципы психологической коррекции в профессиональной психогигиене и психопрофилактике также базируются на представлениях о целостной личности. Л. Н. Корнеева считает, что психологическая коррекция отдельных свойств личности затруднена в связи с высокой мерой связанности структуры личности. Даже в тех случаях, когда ставится конкретная задача по снижению уровня тревожности или повышению эмоциональной устойчивости профессионала, реально приходится иметь дело с комплексом взаимосвязанных качеств личности. Поэтому в профессиональной психогигиене возрастает роль коррекционных методов, обращенных именно к целостной личности[23].
В современной психологии разделяют понятия психического здоровья и психологического здоровья. Первый термин относится главным образом к отдельным психическим процессам и механизмам, а второй — к личности в целом. Психологическое здоровье тесно связано со всеми проявлениями человеческого духа, это позволяет вы членить психологический аспект проблемы здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и др.
В арт-терапевтической работе можно выделить три направления:
• психотерапевтическое,
• психолого-педагогическое;
• психологическое[24]
Психотерапевтическое направление связано с воздействием на' когнитивную и эмоциональную сферы личности больного человека, когда другие возможности такого воздействия ограничены. При этом преследуется цель раскрытия переживаний пациента, осознания им собственных желаний, потребностей, отношений со значимыми другими, помощи в отреагировании сильно переживаемых эмоций, проявлении реакций со значимыми другими.
Психолого-педагогическое направление ориентировано на развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического кругозора, активизацию возможностей в практической, художественной деятельности и творчестве. В процессе арт-терапии человек учится активнее вовлекать фантазию, формулировать мысли, осознавать те ограничения, которые существуют в реальности с ее социальными законами, а также реализовывать свои творческие потребности.
Психологическое направление опирается на использование регулятивной, коммуникативной и катарсической функций искусства. Две первые реализуются в процессе формирования у человека ценного социального навыка, помогающего раскрыть логику и доводы ранее несознаваемых поступков, отклонений в своем поведении, воздействия собственной личности на окружающих и т. д. Катарсическая функция состоит, с одной стороны, в разрядке чувств, а с другой — в том, что арт-терапия (как исцеление) — это прежде всего собирание целостности личности. Результатом художественного творчества является законченное произведение — единственный продукт деятельности человека, в котором он воспроизводит собственную структуру, т. е. самого себя и окружающий его мир. В процессе арт-терапии возможно восстановление и развитие тех «второстепенных функций», которые являются резервом личностного развития.
Будучи методом психологической работы, арт-терапия позволяет одновременно создавать определенную творческую ситуацию, обращаться к внутренним образам человека в обход эго-цензуры и выводить эти образы на сознательный уровень. Она также предоставляет уникальную возможность для того, чтобы исследовать бессознательные процессы, выразить и актуализировать латентные идеи и состояния, те социальные роли и формы поведения, которые пребывают в вытесненном виде либо слабо проявлены в повседневной жизни.
Основные компоненты технологического уровня арт-терапии, которые могут быть значимы для психологического сопровождения профессиональной деятельности, таковы:
• аксиологический: введение человека в мир ценностей, сопровождение и помощь в выборе личностно значимой системы ценностных ориентации;
• деятельностно-творческий: развитие разнообразных способов деятельности, творческих и коммуникативных способностей;
• личностный: самопознание, развитие рефлексии, саморегуляции, личностный рост, стремление к самоактуализации;
• когнитивный: участник арт-терапии попутно получает знания о человеке как таковом, его эмоциях, темпераменте, стилях взаимодействия и способах реагирования[25]