Предъявление проблемы или симптома

Часто ребенок как бы сам сообщает о том, что одна из сенсорных систем находится вне сознания.

А. Визуальная

1. Иногда у ребенка нарушена координация движений, и он часто
натыкается на окружающие предметы. Как правило, ребенок оправ­
дывается тем, что "не заметил", "не смотрит, куда идет". Дело здесь
вовсе не в нарушении мышечной деятельности или пространственной
ориентации. Нормальному внешнему видению мешает внесознатель­
ная внутренняя визуальная система.

2. Часто налицо физиологические или психосоматические симп­
томы: частое моргание, тик, ячмени и инфекционные поражения глаз,
и тому подобное.

Б. Аудиальная

1. На занятиях в школе такой ребенок обычно погружен в свои
мечты, и когда учитель обращается к нему, ребенок не может отве­
тить, потому что просто не слышал вопроса. Родители, как правило,
жалуются на то, что у сына или дочери всегда отсутствующее выраже­
ние на лице и все слова отскакивают от них, как от стенки.

2. Часто возникают проблемы физиологического или психосома­
тического характера: звон в ушах, ларингит, воспалительные заболе­
вания уха, носа, полости рта.

В. Кинестетическая

1. В случаях, например, энуреза ребенок не чувствует позывов к
мочеиспусканию. Точно так же при ожирении ребенок не испытывает
чувства насыщения, или будет изо всех сил отрицать свою полноту.

2. Кинестетические нарушения сопровождаются жалобами физи­
ологического или психосоматического характера: головные боли, боли
в животе, кожные высыпания, болезненная чувствительность к холо­
ду или теплу.

Выпадение информации

Следует обратить внимание на то, какую из чувственных систем ребенок использует меньше всего. Например, подросток рассказывает мне, что он любит слушать музыку, пристукивая в такт, часто распе­вает и приплясывает, разгуливая по дому. Я обращаю внимание на отсутствие зрительных процессов. Выпадение этой информации под­сказывает мне стратегию лечения с тем, чтобы открыть доступ к визу­альной сенсорной системе.

Движения глаз

В предыдущем разделе мы подробно обсуждали этот момент. Припомним случай Анни: движения ее глаз указывали на преимущес­твенно визуальное восприятие, а соответствующим образом сформу­лированные вопросы подтверждали это наблюдение. Если бы у девоч­ки отсутствовала способность переводить свои зрительные воспоминания из подсознания в сознание, тогда можно было бы на­звать ее визуальную систему внесознательной.

Особенно внимательно следует наблюдать за глазами ребенка, Когда он сам или его родитель рассказывает о проблеме. Когда ребе­нок говорит, его глаза все время находятся в движении, указывая на

Предъявление проблемы или симптома - student2.ru Предъявление проблемы или симптома - student2.ru различные сенсорные каналы (смотрите схему НЛП). Отметив опре­деленное направление взгляда, терапевт может задать прямой вопрос, чтобы выяснить, испытывает ли ребенок в этот момент соответствую­щие слуховые, зрительные или кинестетические ощущения. Если ре­бенок действительно видит некий зрительный образ, или слышит внут­ренний голос, или испытывает определенные эмоции и ощущения, таковой и является бессознательная сенсорная система. Если же ребе­нок не в состоянии ответить на наводящие вопросы или говорит, что ничего не испытывает, тогда заблокированной является именно та система, о которой идет речь. Чтобы устранить проблему, эту внесоз-нательную систему надо активизировать и использовать в позитивном направлении.

Рисунки

Это ценный источник информации о состоянии сенсорных сис­тем ребенка. Приводимый ниже пример иллюстрирует крайний слу­чай — серьезную сенсорную дисфункцию. Установление внесозна-тельных систем было делом весьма непростым и носило, можно сказать, мозаичный характер, когда общая картина сложилась из множества мельчайших деталей.

Наши рекомендации