Вопрос. связь психологии развития с другими научными дисциплинами

Литература

1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

2. Психология развития/ под. Ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2001. – 352 с.

3.

Лекция 1

Тема: «Введение в курс Психология развития»

Вопросы:

1. Определение, объект, предмет и задачи психологии развития;

2. Связь психологии развития с другими научными дисциплинами

Вопрос. Определение, объект, предмет и задачи психологии развития.

Важным ас­пектом в работах ученых разных психологических школ и направлений становится изучение тех изменений, которые происходят в содержании и струк­туре психики в различные возрастные периоды, как меняются психические функции по мере взросления. Оцениваются изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики в течение всей жизни.

Психология развития — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития человека, воз­растную динамику его психики.

Объект изучения психологии развития — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет психо­логии развития — возрастные периоды развития, причины и механиз­мы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психи­ческого развития в онтогенезе.

Выделены следующие разделы психологии развития: психология младенца, психология раннего возраста, дошколь­ная психология, психология младшего школьника, психоло­гия подростка, психология юности, психология среднего воз­раста, психология старости (геронтопсихология).

Теоретические за­дачи психологии развития:

1. изучение движущих сил, источников и механизмов
психического развития на всем протяжении жизненно­
го пути человека;

2. периодизация психического развития в онтогенезе;

3. изучение возрастных особенностей и закономерностей
протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психи­ческих процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);

4. установление возрастных возможностей, особенностей,
закономерностей осуществления различных видов дея­
тельности, усвоения знаний;

5. исследование возрастного развития личности, в том
числе в конкретных исторических условиях.

Практические задачи психологии развития:

1. определение возрастных норм психических функций,
выявление психологических ресурсов и творческого по­
тенциала человека;

2. создание службы систематического контроля за ходом
психического развития, психического здоровья детей,
оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

3. возрастная и клиническая диагностика;

4. выполнение функции психологического сопровожде­ния, помощи в кризисные периоды жизни человека;

5. наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том
числе ориентированного на людей среднего и пожило­
го возраста).

Функции психологии развития (по: Сапогова Е.Е., 2001):

1. Описание развития - предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зре­ния внешнего поведения и внутренних переживаний).

2. Объяснение развития («почему это произошло?») - предполагает выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и
переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть строго
однозначной (что встречается чрезвычайно редко), вероятностной (статистической, с разной степенью от­клонения) или вообще отсутствовать.

3. Прогноз развития («к чему это приведет?») - основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами. Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом,
собственно, и заключается смысл прогноза.

4. Коррекция развития — управление им через изменение
возможных причин.

Итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции становится модель или теория развития.

Теории развития:

Все теории развития Ю.Н. Карандашев предлагает делить на два больших класса: обыденные (предтеории) и научные (непротиворечивые, связ­ные, простые системы правил, порождающие модель объекта на основе его эмпирического образа).

Е.Е. Сапогова (по критериям: системность и эм­пиричность) предлагает следующую классификацию теорий развития:

1. обыденные теории развития (нет ни системности, ни эмпиричности);

2. традиционные теории развития (нет системности, но
есть эмпиричность);

3. модели развития (есть системность, но нет эмпиричности);

4. современные теории развития (есть системность и эмпи­ричность).

Подробнее на понятии «развитие» и теориях развития мы остановимся с Вами на следующих занятиях.

вопрос. Связь психологии развития с другими научными дисциплинами.

1. Возрастная психология и общая психология. Возрастная
психология опирается на представления о психике че­ловека, разработанные в общей психологии, и использует систему основных понятий общей психологии.

2. Возрастная психология и педагогическая психология. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрас­тной психологии объясняется общим объектом изуче­ния — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком.

3. Возрастная психология и социальная психология. Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.

4. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и связанна с возрастной психологией по линии детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены.

Возрастная психология имеет многообразные связи с ши­роким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педаго­гики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. Главными областями научного знания, на которые опирается возрастная психология являются философия и естествознание.

Наши рекомендации