Вопрос. связь психологии развития с другими научными дисциплинами
Литература
1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека.- М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
2. Психология развития/ под. Ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: «Академия», 2001. – 352 с.
3.
Лекция 1
Тема: «Введение в курс Психология развития»
Вопросы:
1. Определение, объект, предмет и задачи психологии развития;
2. Связь психологии развития с другими научными дисциплинами
Вопрос. Определение, объект, предмет и задачи психологии развития.
Важным аспектом в работах ученых разных психологических школ и направлений становится изучение тех изменений, которые происходят в содержании и структуре психики в различные возрастные периоды, как меняются психические функции по мере взросления. Оцениваются изменения в темпе, содержании, доминирующих факторах, влияющих на развитие психики в течение всей жизни.
Психология развития — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности психического развития человека, возрастную динамику его психики.
Объект изучения психологии развития — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.
Предмет психологии развития — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Выделены следующие разделы психологии развития: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).
Теоретические задачи психологии развития:
1. изучение движущих сил, источников и механизмов
психического развития на всем протяжении жизненно
го пути человека;
2. периодизация психического развития в онтогенезе;
3. изучение возрастных особенностей и закономерностей
протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
4. установление возрастных возможностей, особенностей,
закономерностей осуществления различных видов дея
тельности, усвоения знаний;
5. исследование возрастного развития личности, в том
числе в конкретных исторических условиях.
Практические задачи психологии развития:
1. определение возрастных норм психических функций,
выявление психологических ресурсов и творческого по
тенциала человека;
2. создание службы систематического контроля за ходом
психического развития, психического здоровья детей,
оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
3. возрастная и клиническая диагностика;
4. выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
5. наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том
числе ориентированного на людей среднего и пожило
го возраста).
Функции психологии развития (по: Сапогова Е.Е., 2001):
1. Описание развития - предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний).
2. Объяснение развития («почему это произошло?») - предполагает выявить причины, факторы и условия, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и
переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть строго
однозначной (что встречается чрезвычайно редко), вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения) или вообще отсутствовать.
3. Прогноз развития («к чему это приведет?») - основывается на объяснении, на установлении связей между наступившим следствием и возможными причинами. Если эта связь установлена, то факт ее существования позволяет считать, что совокупность выявленных причин с необходимостью повлечет за собой следствие. В этом,
собственно, и заключается смысл прогноза.
4. Коррекция развития — управление им через изменение
возможных причин.
Итогом описания, объяснения, прогноза и коррекции становится модель или теория развития.
Теории развития:
Все теории развития Ю.Н. Карандашев предлагает делить на два больших класса: обыденные (предтеории) и научные (непротиворечивые, связные, простые системы правил, порождающие модель объекта на основе его эмпирического образа).
Е.Е. Сапогова (по критериям: системность и эмпиричность) предлагает следующую классификацию теорий развития:
1. обыденные теории развития (нет ни системности, ни эмпиричности);
2. традиционные теории развития (нет системности, но
есть эмпиричность);
3. модели развития (есть системность, но нет эмпиричности);
4. современные теории развития (есть системность и эмпиричность).
Подробнее на понятии «развитие» и теориях развития мы остановимся с Вами на следующих занятиях.
вопрос. Связь психологии развития с другими научными дисциплинами.
1. Возрастная психология и общая психология. Возрастная
психология опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, и использует систему основных понятий общей психологии.
2. Возрастная психология и педагогическая психология. Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. Реальное единство педагогической и возрастной психологии объясняется общим объектом изучения — развивающимся и изменяющимся в онтогенезе человеком.
3. Возрастная психология и социальная психология. Психическое развитие человека происходит внутри различных социальных общностей: семьи, группы сверстников во дворе или в детском саду, в школьном классе. Как субъект общения и межличностного взаимодействия развивающийся индивид частично составляет предмет социальной психологии.
4. Клиническая (медицинская) психология помогает понять развитие детей с нарушениями различных сторон психики и связанна с возрастной психологией по линии детской психотерапии, психопрофилактики, психогигиены.
Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры. Она опирается на знания из области естественных наук, медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, языкознания, логики, литературоведения и других областей науки. Главными областями научного знания, на которые опирается возрастная психология являются философия и естествознание.