Уничтожить. Вот ответный текст

С А Е т т Е
м Л В й в Ь
О ы А в н Е
с л О Е У В
ы с с Т А Ь
к Е Р Р Т К
р О П Е А и
м А п Б г О
Е О Е Б
л Ы Р Н X Т
н Ю О О Е В
ч Г Д Д Н
Е И У я О Н
м Б т т У с
О Ь У г А с
О Н р п А г
д У и мл А А
А и р Н С

Расшифруйте обе шифрограммы, учитывая, что в обеих применен одинаковый шифр. Между прочим, шифровальщику, в руки которого попала ответная радиограмма, удалось прочесть этот текст раньше, чем была получена из вычислительного центра расшифровка первой радиограммы.

Проволочныемодели. Из проволоки (рис. 9) построены фигуры, стороны которых лежат на гранях куба.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Пользуясь тремя проекциями замкнутой фигуры, воспроизведите аксонометрическое изображение этих фигур (по А. Степанову).

Кроссворд-криптограмма.В кроссворде (рис. 10) вместо букв стоят цифры: гласные — римские, согласные — арабские. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы. Цифры, обозначающие согласные буквы, удовлетворяют следующим условиям:

1. М222.

2. П, В, Р— простые числа.

3. Т и Д— кратны 3.

4. Ц — встречается один раз. Среди гласных один раз встречается буква Б.

Заполните кроссворд, заменив цифры буквами (по Л. Клоповой).

На 8 равных частей(рис. 11).На садовом участке растет 16 плодовых деревьев. Разделите участок на 8 равных частей так, чтобы на каждой части находилось по 2 дерева.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 10.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 12.

Рис. 11.

Поиск закономерностей(рис. 12).Найдите закономерности, по которым распределены детали каждого из восьми рисунков. Руководствуясь найденным принципом, нарисуйте восемь недостающих изображений.

Поиск закономерностей(рис. 13). Найдите закономерности, по которым распределяются детали домиков на восьми рисунках. Руководствуясь най-

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 13.

енным принципом, дорисуйте в сво-одных клетках восемь недостающих :зображений.

Кроссворд-криптограмма(рис. 14). ! этом кроссворде-криптограмме ис-ользованы всего три гласные — они бозначены цифрами, кратными чис-у 3. Из согласных чаще других встре-ается буква Т. Заполните кроссворд ловами, заменив цифры в клетках уквами.



   
   

Рис. 14.

Разногласия болельщиков.Семеро друзей — Андрей, Борис, Виктор, Григорий, Дмитрий, Евгений и Иван — завзятые футбольные болельщики. Как известно, иные болельщики, подобно рыбакам и охотникам, любят рассказывать, но далеко не все, что они говорят, бывает правдой.

И вот что интересно отметить.

а) Те из семерых, кто болеет за «Спартак», почему-то всегда говорят неправду.

б) Те, кто за «Динамо», всегда говорят правду.

в) Те, кто болеет за «Зенит», говорят попеременно — сначала скажут верно, потом соврут, а потом опять скажут правду.

г) Болельщики «Торпедо» тоже говорят по-разному, с той лишь разницей, что сначала соврут, потом скажут правду, а потом снова соврут.

Все друзья работают на одном заводе, один из них — слесарь, другой — токарь, есть среди них фрезеровщик, электрик, шофер, грузчик и диспетчер.

Вот что они говорили:

Андрей: 1) Я не болею ни за «Спартак», ни за «Зенит». 2) Никто из нас не уважает команду, за которую болеет Борис.

Борис: 1) Я не болею за «Торпедо». 2) Иван болеет за «Динамо».

Виктор: 1) Я болею за «Спартак». 2) Григорий и электрик болеют за одну и ту же команду. 3) Грузчик не болеет за «Спартак».

Григорий: 1) Я болею за «Динамо». 2) Борис болеет за «Торпедо».

Дмитрий: 1) Я болею за «Торпедо». 2) Иван и слесарь болеют за разные команды. 3) Андрей работает фрезеровщиком.

Евгений: 1) Я не болею за «Зенит». 2) Шофер болеет за «Торпедо».

3) Андрей и диспетчер болеют за разные команды.

Иван: 1) Я болею за «Зенит». 2) Григорий болеет за «Спартак».

А теперь скажите, кто кем работает, кто за какую команду болеет.

Объявление(рис. 15). В одном научном учреждении, в котором работают как более, так и менее серьезные научные сотрудники, на доске объявлений появилась записка. На ней были изображены такие значки (рис. 15).

В конце следовала приписка: «Граждане, ознакомившиеся, запомнившие и исполнившие, принимаются ежедневно и без ограничений. Местком». Как видно, авторы записки хотели, чтобы те, кто ее расшифрует, надолго запомнили ее содержание. Что было написано в объявлении?

Кроссворд-криптограмма(рис. 16). Замените все цифры буквами, заполните ими клетки и отгадайте при-

веденные кроссворды-криптограммы при условии, что впервом задании 1 — это буква 3, во втором задании 7 соответствует букве Т. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы. Значения цифр и букв в каждом задании могут не совпадать.

Кроссворд-криптограмма(рис. 17). Замените все цифры буквами, заполните ими клетки и отгадайте приведенные кроссворды-криптограммы при условии, что в первом квадрате 1 — это буква X, во втором квадрате 8 — это буква Э. Одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы.

Три деревни. Вдеревне Вороново живут 400 жителей, в деревне Воробьеве — 560, в деревне Скворцо-во — 350 жителей.

Однажды в воскресенье все жители Воронова отправились погостить в Воробьеве Побыв там некоторое время,

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 15.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 16.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 17.

[И вернулись в свою деревню, взяли де припасов и пошли в Скворцово. концу дня все пошли назад в свою ревню.

В следующие два воскресенья точ-i так же гостили жители деревень •робьево и Скворцово. При этом личество пройденных жителями ловеко-метров было одинаковым во ех трех случаях. Определите рассто-ие между деревнями, если расстоя-:е от центра треугольника, по углам торого расположены деревни, до де-вни Воробьево равно одному кило-тру.

Числовой лабиринт(рис. 18). Начиная с одной из клеток верхнего горизонтального ряда таблицы, проложите путь в нижний ряд, помня, что:

переход из клетки в клетку разрешается по вертикали и горизонтали, и только в том случае, если удастся подобрать одинаковую алгебраическую сумму цифр из чисел в этих клетках (т. е. каждая цифра может иметь знак «+» или «—», для первой клетки это ±1 ±2 ±4 ±8); например, из предпоследней клетки первого столбца с числом 2765 можно перейти в после-

Рис. 18.

днюю клетку этого столбца с числом 1429, потому что

—2 + 7 + 6 — 5 = 6

— 1— 4 + 2 + 9 = 6

Может показаться, что для решения задачи потребуется произвести большое количество вычислений (из каждого числа получается 16 алгебраических сумм!). Однако, поразмыслив, вы убедитесь, что существует простое и изящное решение, не требующее громоздких вычислений.

Белоснежка и семь гномов.С тех пор как Белоснежка поселилась у гномов, у нее стало очень много работы: каждому она ежедневно готовит его любимое блюдо, а гномы каждый день по очереди помогают ей заниматься хозяйством. За столом все гномы сидят на постоянных местах. У каждого свой любимый напиток, а посуду украшает свой цветок. Все гномы носят разную обувь и одежду разного цвета. Каждый ухаживает за какой-либо зверюшкой, птичкой или рыбками.

Теперь посмотрим, что мы о них знаем.

1. Напротив Белоснежки сидит Ки-ко. Так зовут гномика, у которого живет ежик. Кико дежурит по субботам.

2. Тико в зеленом колпаке, он носит сандалии и держит птицу.

3. Гном Тото сидит справа от Белоснежки, у него на стакане с любимым какао нарисована роза.

4. Один из соседей по столу гнома Коко пьет воду, у него нет попугая.

5. Любитель пирога с маком, который по утрам пьет чай, занимает место за столом напротив гнома в белой курточке.

6. Гном вкоричневых штанишках на своих тарелках имеет изображение незабудки, а гном, у которого на посуде лилия, помогает Белоснежке по вторникам и не любит блинов.

7. Тато сидит напротив Кото, он разводит аквариумных рыбок.

8. Гном в темной рубашке любит ситро, а тот, кто любит кофе с молоком, носит тапочки.

9. Цветок Коко — тюльпан, у гнома Кито — маргаритка.

10. Тато дежурит по средам, а гномик в ботинках дежурит по четвергам.

11. У Кото нет рыбок, а гномик, пьющий черный кофе и не сидящий на стороне Тото, держит золотых рыбок.

12. Кико сидит посередине. Около Тато сидит Тико, он не любит ни молока, ни кофе.

13. Гном в мокасинах имеет ры-бок-неонов, а тот, кто носит тапочки, дежурит по понедельникам.

14. Канарейка живет у гномика, любящего блины.

15. Гном в черном колпаке любит голубцы, он не дежурит по субботам.

16. У гнома в лаптях на тарелке нарисован мак, а тот гном, на посуде которого фиалка, содержит птичку и не любит холодец.

17. Гном в синих шароварах дежурит по пятницам, а гном, который любит уху, имеет аквариум и дежурит по воскресеньям.

18. У гнома, который любит гуляш, живет кошка, а хозяин собаки любит жареное мясо и не пьет какао.

19. Гном, любящий молоко, сидит посередине. Сосед Кито не носит полуботинок.

20. Гном Тото одет в красную рубашку, он не имеет ни птичек, ни рыбок.

21. Гном с самой длинной бородой носит сапоги.

В каком порядке сидят гномы за столом? Кто что ест, пьет, какого цвета носит одежду, каких животных содержит, какой цветок имеет на посуде, какую обувь носит, когда дежурит?

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 19.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 20.

Пространственные представления и воображение

Развертка куба(рис. 19).Все шесть граней куба, изображенного на рисунке 19, заштрихованы различно. Взаимное расположение граней показано на развертке.

Но и развертку можно построить различно. Существует двадцать способов построения развертки поверхности куба. Здесь приведены только три из них, и на каждой заштриховано по одной грани. Нанесите штриховку на остальные грани с таким рачетом, чтобы при свертывании получились совершенно одинаковые кубики (т. е. с одинаковым взаимным расположением граней).

Лабиринт «лента»(рис. 20). Найдите 2 способа прохождения лабиринта, начиная от точки О по верхней видимой стороне (направление указа-

но сплошной стрелкой) и заканчивая путь в той же точке, но с противоположной невидимой стороны (направление обозначено пунктирной стрелкой).

На рисунке А показан переход с одной стороны на другую, на рисунке Б — поворот пути без перехода на другую сторону.

Квадратыи треугольники(рис. 21). Восемь спичек на рисунке образуют квадрат и два треугольника. Как переложить четыре спички, чтобы получить два квадрата и четыре треугольника?

Урок географии.Возьмите в руки карту земных полушарий: как обширны на Земле водные пространства! Попробуйте, например, водрузить по окружности Земли три флага на равных расстояниях один от другого. На экваторе не найдется для этого трех подходящих «сухих» точек. Не найдется их также и на многих меридианах.

И все-таки эта задача решается довольно просто. Сложнее разместить четыре флага так, чтобы от каждого из них до трех остальных расстояния были одинаковы и чтобы не менее трех из них находились на суше.

Попытайтесь определить четыре равноудаленные точки на поверхности шара, а потом подберите к ним соответствующие географические пункты на карте полушарий.

Квадрирование фигур.Чтобы разделить эту стреловидную фигуру (рис. 22) на 3 части, из которых затем можно сложить квадрат, достаточно провести лишь одну прямую. Проведите ее.

Несколько сложнее квадрировать три фигуры, изображенные ниже (рис. 23). Но теорема Пифагора и некоторая смекалка помогут вам сделать это, разрезав на 3 части левую фигуру, на 4 — среднюю и на 4 — правую.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 22.

Поворотс разворотом(рис. 24). Среди восьми комбинаций, составленных из двенадцати точек, выберите такую, которая будет соответствовать конфигурации В. Подбирая пару, руководствуйтесь тем же законом, по которому конфигурация А соответствует Б.

Если вам удастся справиться с задачей за 2—3 минуты, это говорит о том, что вы обладаете хорошей способностью оперировать пространственным образом.

Сосчитайте кубики(рис. 25). На первый взгляд это совсем несложно сделать. В левой группе шесть кубиков, а в правой — семь. Но это только видимые, а сколько может быть невидимых, лежащих позади внешних контуров?

— Всего,— скажете вы,— в левой группе десять, а в правой... разрешите подумать.

Подумайте, потому что в левой группе их все-таки не десять. Решая

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 23.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

>6

Рис. 24.

задачу, следует иметь в виду, что в каждой-группе кубики уложены только в три слоя.

Диагностика и самопознание

Проверьте себя.Для установления право- или леворукости существует множество тестов. Вот некоторые из них.

Переплетение пальцев рук (рис. 26). Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Сколько бы раз ни повторялась проба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).

Измените положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция требует некоторой подготовки (обдумывания) и вызывает ощущение неудобства.

«Поза Наполеона».Не раздумывая, скрестите руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье первой и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем. Сознательное выполнение пробы «наоборот», во-первых, совершается

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 26.

медленнее, а во-вторых, сопровождается ощущением неловкости.

Аплодисменты.Покажите, как вы аплодируете. Отмечено, что активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или менее активна.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Пробы на одновременные действия еих рук. Возьмите в каждую руку i карандашу и, действуя одновременно еими руками, нарисуйте, не глядя, )уг, квадрат, треугольник. Сравните 1чество линий и полноту изображе-ш заданной геометрической фигуры, зображения, выполненные ведущей гкой, обычно выглядят более полны-i и правильными.

Пробы на точность попадания.>зьмите чистый лист бумаги, по-авьте жирную точку в центре лис-

и попытайтесь раз 15—20 подряд шасть в нее карандашом при за-)ытых глазах. У правши точность шадания выше при работе правой кой: точки ближе к цели, распре-лены вокруг нее равномерно, а пло-адь разброса по форме приближает-

к овалу. Левая же рука чаще всего ладает в левую половину листа даль-э от цели, чем правая.

Рисование вертикальных линий.1 листе бумаги нарисуйте два квад-та 1,5x1,5 см и быстро заполните : вертикальными линиями — сна-ла одной, потом другой рукой. Чис-

линий, нарисованных ведущей ру-й, обычно больше (примерно на одну еть), и они получаются более акку-тными (рис. 27).

Информативная ценность этих те-эв неодинакова, но в совокупности

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 27.

они позволяют надежно отличить левшу от правши.

Исследование асимметрии рук у детей имеет свои особенности: целесообразно, чтобы оно носило характер игры или соревнования и дети не догадывались о цели занятий.

Протирание доски.Ребенка просят взять тряпку и протереть классную доску (во внеклассных условиях это может быть любая другая поверхность, например, оконное стекло). Если протирает левой рукой, то ему предлагают поймать брошенную тряпку, а затем самому бросить ее в корзину, находящуюся в 4—5 шагах от него. Левша все эти манипуляции выполняет левой рукой.

Поднимание лежащего на полу предмета. Очень редко производится неведущей рукой.

Вкладываниефишек в коробку. Активные действия совершает ведущая рука, неведущая держит или придерживает коробку.

Если вы заметили, что ваш двух-или трехлетний ребенок ест или раскрашивает картинки левой рукой, не спешите записать его в левши: более или менее устойчивая асимметрия рук устанавливается у детей лишь после четырех лет. Но и тогда нет причин для волнений: левору-кость не болезнь и не беда, жить она не мешает.

Искусство жить с детьми

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр, наставления? Или это душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело — радостным и интересным?

Мы предлагаем родителям лаконично ответить («да», «нет», «иногда», ♦ отчасти») на следующие вопросы психологического теста. Количество

J

своих «да», «нет» и «отчасти», «иногда» надо записать. Эта запись пригодится для подведения итогов.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. А в «детские праздники» — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят проводить их «без взрослых»?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Как вы относитесь к себе?

Один известный психиатр шутки ради распространил среди своих знакомых анкету, прочитав которую они должны были ответить, к какой из перечисленных в ней групп они относят себя:

1. Доволен собой, доволен другими.

2. Доволен собой, но не доволен другими.

3. Не доволен ни собой, ни другими.

4. Не доволен собой, доволен другими.

Большинство (в том числе и автор анкеты) отнесли себя к третьей группе, следующей по количеству голоса была четвертая группа, а люди, довольные собой и другими, оказались в меньшинстве.

Однако это всего лишь шутка, а что же происходит на самом деле, как мы сами относимся к себе?

Эмоциональную оценку своего «я» психологи считают одной из важнейших черт человеческого характера. Знать эмоционально ценностное отношение человека к себе важно не только для понимания личности как таковой, но и для решения проблемы общения между людьми. Готовность к общению (то, что мы в обиходе называем общительностью), выбор партнера и сам характер взаимоотношений между людьми во многом зависят от того, относится ли человек к себе со спокойным достоинством, преисполнен ли сознанием своей исключительности или же чувствует себя никчемным и жалким. Как можно измерить отношение к себе?

Наверное, идеально было бы наблюдать за своим внутренним миром «скрытой камерой», чтобы оценить именно неосознанное отношение к своему «я». Во всяком случае, во всех экспериментах исследователям приходится учитывать действие «психологической защиты». Положительное отношение к себе столь необходимо для поддержания психологического комфорта и здоровья личности, что нередко человек избегает негативной самооценки или же не хочет высказывать ее перед посторонними. (Очевидно, шуточная анкета психиатра дала негативную самооценку как раз потому, что она была шуточной, либо в

ответах проявилось своего рода «кокетство» перед знакомыми.)

Некоторые психологи до сих пор считают, что в принципе не может эыть адекватных средств для изучения эессознательного представления человека о себе самом. Однако эксперименты, недавно проведенные на факультете психологии МГУ, по-видимому, доказывают противное, демонстрируя ус-зешное применение методики, которая юзволяет определить эмоционально-денностное отношение к себе (об этом сообщает В. Сталин в «Психологическом журнале». Т. 2. № 3. 1981).

В процессе развития человеческого >бщества человек сначала познавал жружающих его людей, так что образование своего «я» было вторичным, следствием, производным от познания фугого человека. В ходе дальнейше-■о развития отношение к себе приоб->етало иной характер — со временем щенка своего «я» связывалась с отно-пением «ко мне» других людей, ина-[е говоря, самооценка выступала как •тражение общественных норм, обще-:твенных ценностей. Именно такие федставления помогли психологам •азработать методику исследования самосознания и оценки себя как лич-[ости с помощью психологической фоекции.

Речь идет об использовании тес-ов, где отношение к себе выступает в иде проекции себя на других людей, виде отношения к другим людям. >бычно это вымышленные персонажи, :о они наделены такими чертами, что еловек невольно приписывает этим ерсонажам свои собственные черты арактера. Тонкость и мастерство экспериментатора как раз и заключает-я в том, чтобы испытуемый не по-увствовал «подвоха», чтобы метод роекции вызывал именно невольную, еосознаваемую психологическую ре-кцию. В то же время выбор сюже-

тов с участием вымышленных персонажей, сфера деятельности каждого из них, его вымышленный характер должны быть такими, чтобы испытуемый как можно ближе подошел к своему «я», как можно полнее раскрылся.

В эксперименте участвовали 72 студентки филологического факультета в возрасте от 20 до 23 лет. Перед началом эксперимента испытуемым пришлось подробно ответить на вопросы о самих себе. Затем каждой из участвовавших в опыте предложили высказаться о двух персонажах. Один из них, персонаж А, был фактически портретом самой испытуемой: тот же возраст, пол, близкие интересы (например, персонаж А — студентка исторического факультета), та же социальная среда. Все черты характера персонажа были даны достаточно обобщенно, чтобы испытуемые не могли сразу узнать себя, но в то же время достаточно полно чувствовали сходство.

Второй персонаж — Б — полная противоположность персонажа А. Если А — это прототип своего «я», то Б — это «анти-я». Например, если об А говорилось, что характер этого персонажа неустойчивый, легко теряющий внешнее равновесие, то Б, наоборот, человек с устойчивым, спокойным и выдержанным характером.

Испытуемые давали ответы в письменной форме, и иногда это были настоящие сочинения, занимающие 3—4 страницы печатного текста. Задание в эксперименте состояло из трех частей. Сначала предлагалось решить задачу на проницательность, т. е. умение понимать других людей,— качество, безусловно, необходимое и важное для будущих преподавателей. Испытуемым предлагали ответить на ряд вопросов отдельно от лица персонажей А и Б (как бы

поставив себя на их место). Вот примерный круг вопросов: ради чего эта девушка поступила в высшее учебное заведение, почему именно этот вуз выбрала, как оценивает свои профессиональные качества и перспективы, что ищет в общении с молодыми людьми, каким представляет себе своего будущего мужа? Ответив на эти вопросы от имени вымышленных персонажей, нужно было ответить на эти же вопросы, но уже со своих позиций.

Во второй части задания от лица персонажей А и Б, а потом от себя лично нужно было выполнить альтернативное задание. Например, выбрать одну из таких взаимоисключающих фраз: «Многие несчастья в жизни людей объясняются невезением» или «Людские невезения — результат собственных ошибок».

В третьем задании нужно было описать взаимоотношения, которые бы сложились между А и Б при их знакомстве, какие чувства они испытывали бы друг к другу.

В основе этих заданий как раз и лежит метод проекции, поэтому, анализируя их, можно трактовать отношение к другому лицу как результат отношения к самому себе (в случае большого сходства с персонажем А) и к личности с противоположными чертами характера (персонаж Б). Крайние позиции относительно своего «я» можно выразить понятиями «уважение» или «презрение», а крайние эмоциональные реакции на «анти-я» лежат на оси «симпатия» — «антипатия».

Оказалось, что практически для всех испытуемых вымышленные персонажи А и Б были небезразличны, во всяком случае, студентки выражали свое отношение к ним без какой-либо специальной просьбы. По характеру ответов испытуемых можно было раз-

делить на четыре группы (нечто похожее на анкету психиатра).

В итоге 74% опрошенных испытывали симпатию к персонажу, сходному по характеру со своим «я», 22% — отнеслись к персонажу, имитирующему «я» с антипатией. Исследователи считают, что оценка персонажей А и Б вызвана не положительными или отрицательными чертами характера этих персонажей, а именно особенностями личностного отношения к ним, иными словами, за отношением к А и Б стоит неосознанное отношение испытуемого к самому себе.

Как и требовалось доказать, предложенная методика дала возможность оценить эмоциональное отношение к своему «я» и «анти-я». Важно, что во время эксперимента испытуемый говорил не о себе, а о некотором другом человеке, во всяком случае, он знал, что его ответ будут интерпретировать как ответы персонажа, все это облегчало ему выражение отношения к самому себе.

В дальнейшем, по-видимому, будут исследованы самооценки различных категорий людей в зависимости от пола, возраста, от профессиональной и психологической ситуации, в которой они могут находиться. Такие оценки не только интересны сами по себе, в будущем они должны помочь психологам и педагогам правильно корректировать отношения человека к самому себе и тем самым помочь ему добиться психологического комфорта, выбрать свое место в обществе.

В заключение приведем некоторые задания на проверку некоторых особенностей зрительной памяти и восприятия.

Проверьте зрительную память(рис. 28). Посмотрите внимательно на левый рисунок и запомните расположение зачерненных элементов. На это

Рис. 28.

^

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 29.

дается две минуты. Затем закройте его ладонью и отметьте на правом рисунке те же самые элементы. Если вам удастся воссоздать точную копию левого рисунка — вы справились с заданием. Можете быть довольны: у вас вполне нормальная зрительная память.

Как бы вы поступили на месте судьи(рис. 29)? «Полосатые» получили право на свободный удар в 14 метрах от ворот. «Белые» стали выстраивать стенку. Восьмерка «полосатых», не дождавшись, когда будет выстроена стенка и когда судья даст свисток, подает мяч набегающему игроку под номером 10, который сильным ударом посылает мяч в сетку ворот. Какое решение вы приняли бы на месте судьи?

Каково ваше восприятие?Из перечисленных названий на 12 ниже следующих картинках (рис. 30) подберите к каждой из них то, которое, по вашему мнению, больше всего к ней подходит, и запишите его номер. При обработке используйте матрицу:

К А Э

12 3

4 5 6

7 8 9

10 11 12

Отметьте (подчеркните) на ней номера выбранных вами названий (если какая-то цифра повторяется неоднократно — соответственно столько раз ее и подчеркните). Подсчитайте количество отмеченных цифр в каждой колонке.

Если подчеркиваний больше всего в первой колонке — у вас конкретный тип восприятия,

если во второй — тип вашего восприятия абстрактный,

если же в третьей — у вас преобладает эмоциональный тип восприятия.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 30(1): 1. Кукла; 2. Игра; 3. Дружба; 4. Буратино; 5. Глупость; 6. Симпатия; 7. Толстяк; 8. Сходство; 9. Любопытство; 10. Ребенок; 11. Непонимание; 12. Уверенность

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 30(2): 1. Письмо; 2. Просьба; 3. Радость; 4. Пионеры; 5. Новость; 6. Надежда; 7. Ящик; 8. Сообщение; 9. Грусть; 10. Ученики; 11. Поздравление; 12. Тоска

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 30(3): 1. Луг; 2. Приволье; 3. Удивле- Рис. 30(5): 1. Крыша; 2. Ловкость; 3. Не-

ие; 4. Девочки; 5. Движение; 6. Любопытство; уверенность; 4. Кошка; 5. Гибкость; 6. Глупость;

. Парашют; 8. Событие; 9. Радость; 10. Под- 7. Скворечник; 8. Разбой; 9. Смелость; 10. Тру-

уги; 11. Отдых; 12. Огорчение ба; П. Грабеж; 12. Беспечность

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 30(4): 1. Двор; 2. Спорт; 3. Обида; 4. Рис. 30(6): 1. Дорога; 2. Поездка; 3. Страх; абушка; 5. Игра; 6. Безразличие; 7. Мальчик; 4. Лето; 5. Опоздание; 6. Уверенность; 7. Авто-Старость; 9. Страх; 10. Футболист; 11. Ша- мобиль; 8. Необходимость; 9. Сомнение; 10. >сть; 12. Печаль Юноша; 11. Спешка; 12. Волнение

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

)4

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 30(7): 1. Газета; 2. Приветствие; 3. Рис. 30(9): 1. Окна; 2. Момент; 3. Тоска;

Доброта; 4. Сквер; 5. Отдых; 6. Гордость; 7. 4. Галка; 5. Покой; 6. Надежда; 7. Часы; 8.

Пешеход; 8. Ошибка; 9. Удивление; 10. Чита- Жизнь; 9. Смятение; 10. Мостовая; 11. Без-

тель; 11. Рассеянность; 12. Обида молвие; 12. Радость

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 30(8): 1. Мужчина; 2. Ловкость; 3. Рис. 30(10): 1. Девочка; 2. Движение; 3. Радость; 4. Утка; 5. Гибель; 6. Надежда; 7. Удовольствие; 4. Собака; 5. Спутники; 6. Ра-Спортсмен; 8. Полет; 9. Безразличие; 10. Нату- дость; 7. Лето; 8. Бег; 9. Опасение; 10. Тропин-ралист; 11. Развлечение; 12. Горе ка; 11. Отдых; 12. Преданность

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 30(1 J): J. Дворник; 2. Сходство; 3. чаль; 4. Мальчик; 5. Разрушение; 6. Радость; Забор; 8. Гибель; 9. Сожаление; 10. Зима; . Забава; 12. Тоска

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 30(12): 1. Бедняк; 2. Арифметика; 3. :а; 4. Сирота; 5. Учеба; 6. Сомнение; 7. Обо-|ец; 8. Наука; 9. Восхищение; 10. Нищий; нание; 12. Надежда

Ответы

Внимание и наблюдательность

Как у вас с вниманием?Правильные ответы: — 17; +10; — 1;+6; +18.

Поиск закономерностей.Свободное место займет лицо из правой верхней клетки.

Отпечатки на руке.Каждому из предметов соответствуют отпечатки: 1— Д, 2 — Л, 3 — О, 4 — Е, 5 — К, 6 — А, 7 — Б, 8 — Н,9 — 3,10— В, 11— И, 12— Г,13 — М, 14— Ж.

Жалко вазу!Разбилась ваза под номером 5.

Лабиринт.Вот путь, который приведет к цели (рис. 31).

Сообразительность

Футбольный турнир.Восстановленная турнирная таблица выглядит так:

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 31.

  В н п М
1. Динамо 7:0
2. Спартак 4:4
3. Торпедо 1:7
4. Зенит ] 5:4
о. Алмаз 1:3

Таблица результатов игр

1. Динамо X 4:0 0:0 2:0 1:0
2. Спартак 0:4 X 2:0 1:0 1:0
З.Торпедо 0:0 0:2 X 0:5 1:0
4. Зенит 0:2 0:1 5:0 X 0:1
5. Алмаз 10:1 0:1 0:1 1:0 X
Числовой ребус.      
       
       
       

Группировка имен. 1,4, 5— начинаются на согласную и кончаются на гласную букву.

2,4, 5— включают две одинаковые буквы подряд. 3, 4, 5— состоят из пяти букв. 1, 2, 4, 5, 6 — начинаются с согласной. 3, 4, 5— имеют по две гласные. 2,6 — имеют по одной гласной. 2, 5 — начинаются с одинаковой буквы. 1,5 — оканчиваются одинаковой буквой.

Утилизирование предметов.При оценке составленных списков учитывается не только число применений (10 — «хорошо», 15 — «отлично»), но и их оригинальность. Например, из кирпича можно построить не только дом, но и конуру для собаки, изготовить красную пудру, фильтр, книжную полку, крошкой утрамбовать спортплощадку и т. д. Однако однотипные перечисления па «из кирпича строят школу, завод, больницу, гараж и т. д.» не считаются ценными. В задании специально не оговаривается задача быть более гибким, оригинальным, поэтому

результаты показывают «спонтанную гибкость», собственную способность к оригинальному мышлению.

Подобие фигур.1. 2, 3, 5— все черные. 2. 1, 2, 4—из трех элементов. 3. 1,2,6— все включают прямые линии.

Крестики-нолики.Задача № 1. 1) X 32, 0 жз; 2) X 35... 3) X 36 или з1.

Задача № 2. 1) X жЮ, 0 е9; 2) X жб, 0 ж9; 3) X г9, 4) X в10 или 36.

Задача № 3. 1) X е9, 0 жЮ; 2) X е8, 0 еб; 3) X г8... 4) X в8 или 38.

Задача № 4. 1) X вб. 0 66; 2) X в7, О в5; 3) X д5, О ж7; 4) X е4... 5) X жЗ или 68. Если 3) ... 0,е4, то 4)X ж8 и 5) X г4 или и9.

Испытание.К старосте ребята являлись день за днем в таком составе: Андрей и Дмитрий, потом Андрей, Борис и Григорий, потом Андрей и Борис, затем Виктор и Григорий, потом Борис, Виктор и Дмитрий, далее Борис, Виктор и Григорий и, наконец, Борис и Виктор.

Куриный график.Ежедневно несли яйца 3 курицы, через день — тоже 3, через два дня — 2. Восемь яиц куры снесли в воскресенье.

Кто когда дежурит?Андрей — воскресенье, Евгений — понедельник, Борис — вторник, Дима — среда, Федор — четверг, Григорий — пятница, Сергей — суббота.

Шифрограмма.Если переписать текст первой радиограммы в такую же колонку шириной в 6 букв, которая попала в руки полиции при аресте радиста (первое слово из второй колонки под первым словом первой колонки, второе под вторым и т.д.), то, читая с левого верхнего угла по диагонали «сверху справа — вниз влево и обратно» не отрываясь, получим: «Сообщите, когда можно будет забрать груз. Для его перевозки нами куплен самолет. Боб. абв». Последние три буквы добавлены только для того, чтобы во всех строках было по 6 букв.

Уничтожить. Вот ответный текст - student2.ru

Рис. 32.

На 8 равных частей(рис. 33).

Поиск закономерностей(рис. 34).

Поиск закономерностей (рис. 35).

Кроссворд-криптограмма.Сонет, ковка, автор. Секта, навет, театр.

Наши рекомендации