Наблюдение Анализ продуктов

Деятельности

(«архивный метод»)

Один субъект

Рис. 4.1. Основные методы психологического исследования

На этапе планирования исследования психолог принимает решение о том, какой подход будет реализован в данном исследовании — номотетический или идиографический. Номотетическимназывают подход, в котором исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов. Идиографическим называют под­ход, ориентирующий исследователя на описание уни­кальных, единичных объектов, явлений и событий. Впервые эти два подхода были противопоставлены применительно к изучению истории немецким фи­лософом В. Виндельбандом. Применительно к пси­хологии эти понятия были впервые использованы Г. Оллпортом. Примером номотетического подхода в психологии может быть любое исследование, на­правленное на поиск законов и закономерностей, ко­торым подчинены психологические явления (напри­мер, исследование Л. С. Выготским, А. Н. Леонтье­вым и А. Р. Лурией опосредования в структуре высших психических функций для изучения хода их развития — «параллелограмм развития»). Примером идиографического исследования могут быть работы 3. Фрейда, посвященные психоанализу исторических личностей, или исследования А. Р. Лурии, о которых он рассказал в книгах «Потерянный и возвращенный мир» (М., 1971) и «Маленькая книжка о большой па­мяти» (М., 1968). Достаточно часто идиографический подход применяется в практической психологии, на­пример в психотерапии при анализе отдельных слу­чаев, на основе которых выводятся общие законо­мерности лечения тех или иных страданий (например, «Три взгляда на случай Эллен Вест» — Л. Бинсвангер, К. Роджерс, Р. Мэй).

Как отмечал Дж. Келли, и номотетический и иди­ографический подходы чреваты определенными ме­тодологическими ошибками. Номотетический под­ход опасен абсолютизацией статистических норм и общих закономерностей. Идиографический подход, напротив, несет в себе опасность распространения выводов, полученных на материале одного случая, на

более многочисленную популяцию. Сам Дж. Келли, а вслед за ним и другие специалисты в области психосе­мантики рассматривали психосемантические методы как средство, которое позволяет преодолеть крайности и номотетического и идиографического подходов.

Планы эмпирических исследований В. Н. Дружи­нин делит на доэкспериментальные, квазиэкспери­ментальные, планы ex-post-facto, планы корреля­ционных исследований и собственно эксперимен­тальные планы. Эти планы подробно описаны в литературе, и мы ограничимся только тем, что дадим их краткие определения.

Доэкспериментальныминазывают планы иссле­дований, проводимых по схемам, не учитывающим требований к плану классического эксперимен­тального исследования (Дружинин, 2002): а) иссле­дование единичного случая, когда однократно тес­тируется одна группа, подвергнутая воздействию; б) план с предварительным и итоговым тестирова­нием одной группы по схеме О, — X — 02, где Оп — обследование, X — экспериментальное взаимодей­ствие (недостаток — отсутствует контрольная вы­борка); в) план для двух неэквивалентных групп с тестированием после воздействия:

X О1

02

Квазиэкспериментальныминазывают планы с со­знательным отступлением от схемы классического эксперимента в тех случаях, когда полная реализация требований к эксперименту невозможна по каким-ли­бо причинам. Существуют:

а) планы экспериментов для неэквивалентных групп:

О1 – Х - О2

О3 04

б) план дискретных временных серий — с помо­щью серии последовательных замеров определяется исходный уровень зависимой переменной, затем ис­следователь воздействует на группу испытуемых, после чего проводит серию аналогичных замеров:

О1, О2 О3 X 04 05 06

Не вдаваясь в подробности, отметим, что эти пла­ны превращаются в экспериментальные при помо­щи рандомизации, т. е. процедуры составления групп по случайному признаку.

Еще один план психологического исследования план ex-post-factoприменяется в том случае, если изу­чаются психологические особенности, возникшие у людей в результате некоторого жизненного события. Он включает уравнивание двух групп (например, при помощи рандомизации (R)) и тестирование с после­дующим сравнением результатов:

(R) X О1,
(Л) 02

Такая схема исследования применяется, напри­мер, при изучении посттравматического стресса.

Корреляционнымназывают исследование, в кото­ром проверяется предположение о связи между не­сколькими переменными. По схеме корреляционные исследования чаще всего являются квазиэкспери­ментальными планами, но без воздействия независи­мой переменной на зависимую (Дружинин, 2002). Кор­реляционное исследование — один из самых распро­страненных планов исследования в современной психологии.

Проведение исследований по намеченному пла­ну— следующий этап. В ходе реального эксперимен­та всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

После фиксации результатов эксперимента про­водится первичный анализ данных, их математиче­ская обработка, интерпретация и обобщение. Исход­ные гипотезы проверяются на достоверность. Форму­лируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

Общее требование к выводам из любого научного исследования — их достоверность.Так, в современ­ных диссертационных исследованиях по психоло­гии автору необходимо указывать, чем обеспечива­ется достоверность выводов. Как источники досто­верности в психологических исследованиях обычно называют выбор адекватной методологической осно­вы, применение разнообразных методик исследова­ния, их соответствие целям и задачам работы, доста­точный объем выборки и использование различных видов анализа с применением математической ста­тистики. Применение разнообразных методик ис­следования обеспечивает многосторонность изуче­ния явлений, дает возможность сочетать достоинст­ва номотетического и идиографического подходов в изучении реальности.

Исследователь может определить, насколько со­ответствуют выбранные им методики целям и зада­чам исследования. Для этого цели и задачи исследо­вания сопоставляются с качественными особенно­стями данных, которые исследователь получит при помощи выбранных методов. Например, если цель работы — изучение качественного своеобразияинтел­лекта 6—7-летних детей при подготовке к школе по развивающей программе и без нее, то одних только показателей IQ недостаточно, да они и не должны быть в центре внимания при обсуждении результатов и формулировании выводов. Выводы о качественном своеобразии могут быть получены на основе содержательного анализа протоколов тестирования, до­полнены результатами по методикам, предполагаю­щим качественный анализ результатов (например, пробам Пиаже).

Методы математической статистики существенно повышают достоверность выводов при соблюдении двух условий. Одно из них — учет тех отступлений от плана классического эксперимента, которые допу­щены в исследовании. Другое условие — применение методов математической статистики, адекватных тому виду данных, что получены в исследовании. Ис­пользование коэффициентов математической стати­стики в зависимости от исследовательских задач и вида получаемых данных подробно излагается в лите­ратуре по математической статистике для психоло­гов, поэтому мы не останавливаемся на этой теме.

Следует остановиться подробнее на методологи­ческой основе, которая выбрана для работы. Адекват­ный выбор методологической основы, как и другие рассмотренные нами условия, сам по себе еще не га­рантирует от недостоверных выводов. Достаточно ти­пичная, особенно для студенческих дипломных ра­бот, ошибка состоит в том, что выбранная методоло­гическая основа остается красивой преамбулой текста и не используется в работе. Например, в исследовании по психологии семейных отношений автор пишет, что методологической основой работы стали представле­ния о семье как системе, а в выводах описывает линей­ные причинно-следственные связи между психологи­ческими параметрами семьи, не пытаясь проследить их циклическую динамику. Подобные выводы едва ли можно назвать достоверными. Таким образом, еще один источник повышения достоверности — рассмот­рение полученных результатов в контексте тех методо­логических принципов, которые приняты в современ­ной психологии. Изложению этих принципов будет по­священа отдельная глава настоящего пособия.

Глава 5

Фундаментальные

методологические проблемы

психологии

Проблема объективного метода в психологии. Идеал классической науки и попытки создания объективного метода психологии. Философские предпосылки создания объективного метода по В. П. Зинченко и М. К. Мамардашвили. Современные подходы к созданию объективного метода. Психофизическая и психофизиологическая проблема сходства и различия. Основные варианты разрешения психофизиологической проблемы — паралле­лизм, взаимодействие, идентичность. Точка зрения эмпирического параллелизма по Ю. Б. Гиппенрейтер. Методологическое значе­ние работ А. А, Ухтомского, Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина для разрешения проблемы. Проблема единиц анализа психики. Методологические требования к единице анализа. Варианты ре­шения проблемы: единицы анализа психики и единицы анализа личности. Проблема биологического и социального.

Наши рекомендации