Исследования слуховых ощущений
19 работ, выполненных с 1957 по 1973 г. Возраст испытуемых — с рождения до 21 года.
Новорожденные(6 исследований). Метолики:
1) различные виды реакиий на звуковые стимулы: двигательная активность; плач (в том числе — его продолжительность); изменение сердечного ритма; ориентация на стимулы;
2) используемые звуковые стимулы: звуковой тон; громкие и тихие звуки; музыка; голоса; звук колокольчика; аудиозапись биения сердиа, звука метронома или тишины; аудиозапись плача другого новорожденного; аудиозапись звуков, издающихся различными животными.
Результаты. Превосходства мальчиков не обнаружено. Превосходство девочек отмечено по длительности плача в ответ на аудиозапись плача другого новорожденного. Не было отмечено половых различий по длительности плача в ответ на аудиозапись плача другого новорожденного и по остальным реакциям на звуковые стимулы (5 исследований).
Младенцы(с 3,5 месяцев до 13 месяцев) — 7 исследований. Метолики:
1) различные виды реакиий на звуковые стимулы: беспокойство, изменение сердечного ритма, голосовая реакция, ориентация на звук, ориентация на говорящего человека, движение рук, двигательная активность. Используемые звуковые стимулы — звуковой тон, социальные и несоциальные звуки, голоса (в том числе отдельно — мужские), музыка;
2) сравнение реакиий на звук голоса матери и незнакомого человека (и обоих голосов с аудиозаписью).
154Глава 5. Ощущения и восприятие
Результаты. Было отмечено превосходство мальчиков по замедлению сердечного ритма в ответ на звуковой тон (6 месяцев) и превосходство девочек по реакции беспокойства на социальные и несоииальные звуки (3,5 месяца), по замедлению сердечного ритма в ответ на музыку (6 месяцев) и по голосовой реакции на звуковые стимулы (6 месяцев). По остальным реакциям на звуковые стимулы половых различий отмечено не было (6 исследований).
Дети и подростки(3-14 лет) — 5 исследований. Метолики:
1) различение звуков;
2) определение доминирующего уха при предъявлении стимулов слева и справа;
3) идентификация невербальных звуков;
4) идентификация звуков, издаваемых животными;
5) определение речевого слуха (идентификация произносимых слов);
6) изучение музыкального слуха (прослушивание и последующий подбор музыкальных пассажей);
7) определение эксцентричных звуков.
Результаты: мальчики более точно идентифицировали невербальные звуки и звуки, издаваемые животными (5-8 лет). Девочки демонстрировали превосходство в доминировании правого уха при предъявлении стимулов слева и справа (5 лет) и по различению звуков (8 лет). Не было обнаружено половых различий:
1) по-различению звуков (3-7 лет);
2) доминированию правого уха при предьявлении стимулов слева и справа (6-8 лет);
3) определению эксцентричных звуков (11 лет);
4) речевому слуху (идентификации произносимых слов) — 5-7 лет;
5) музыкальному слуху (прослушивание и последующий подбор музыкальных пассажей) — 6, 8, 11, 14 лет.
Взрослые(18-21 год) — 3 исследования. Метолики:
1) оценивание звуков, вызывающих дискомфорт (словесный отчет);
2) кожно-гальваническая реакция на звуки, вызывающие дискомфорт;
3) изучение музыкального слуха (прослушивание и последующий подбор музыкальных пассажей);
4) подбор английских антонимов к антонимам других языков.
Результаты. Превосходства мужчин не было обнаружено. У женщин было установлено превосходство по реакции на неприятные звуки (считали, что они вызывают больший дискомфорт)— 18-21 год. Не было установлено половых различий покож-но-гальванической реакции на звуки, вызывающие дискомфорт (18-21 год), по музыкальному слуху (прослушивание и последующий подбор музыкальных пассажей) — 18,19 лет — и по подбору английских антонимов к антонимам других языков (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).
Новорожденные разного пола практически одинаково реагируют на разные звуки. Только девочки дольше плачут, когда слышат, как это делают другие дети. Возможно, их большая склонность к подражанию является проявлением начальной социальной реакции присоединения. Правда, в других экспериментах отличий у мальчиков и девочек не наблюдалось. И все же запомним этот результат и вернемся к нему при анализе реакций на социальные стимулы.
В младенчестве девочки несколько более активно, чем мальчики, реагируют на музыку, различные социальные и несоциальные стимулы (и голосом, и беспокой-
Слуховая модальность 155
ством), а мальчики — только на звуковой тон. Однако по целому ряду показателей мальчики и девочки дают сходную реакцию, в частности, на мужской голос (2 исследования) — ив 4, ив8ив 13 месяцев. Также не различались между собой испытуемые обоего пола по реакции на материнский голос и голос незнакомого человека.
Эти результаты свидетельствует о большей «социальности» девочек (но это преимущество очень невелико). В какой-то мере их можно интерпретировать и в плане формирования гендерной идентичности. Поскольку мальчики обращают большее внимание на мужское лицо (в 3,6 и 9 месяцев), можно предположить, что у них формирование гендерной идентичности начинается раньше, в целом более выражено и идет по «зрительному» пути. У девочек такой тенденции нет— они скорее осваивают различные социальные стимулы — и мужские и женские лица,и мужские, и женские голоса. Дела еще ив том, что лицо матери и голос матери — это, по-видимому, наиболее часто воспринимаемый и, возможно, особо значимыйсоциальный стимул, поэтому младенцы обоего пола воспринимают его одинаково.
В дошкольном и начале младшего школьного периода девочки лучше различают звуки. Кроме того, у них чаще проявляется эффект доминирования правого уха, когда звуки подаются с разных направлений (этот результат — еще одно подтверждение гипотезы о разном строении и функционировании мозга у мужчин и женщин). Мальчики лучше определяют невербальные звуки, в том числе те, которые издают разные животные. Возможно, это свидетельство их большей направленности на предметный, а не на социальный мир. Формирование же речевого слуха и музыкального слуха идет примерно одинаково у обоих полов (вплоть до взрослости).
При сравнении взрослых испытуемых (в приводимых мною данных таких исследований всего два) можно выделить только один результат: по сравнению с мужчинами женщины испытывают больший дискомфорт, когда слышат неприятные звуки, причем эта эмоциональная реакция носит оценочный характер (они считают, что звук вызывает сильный дискомфорт), поскольку кожно-гальваниче-ская реакция у них в это время не отличается от реакции мужчин. Можно ли считать, что женщины преувеличивают свои страдания? Наверное, нет. Проведем аналогию со здоровьем. Выше мы говорили о том, что субъективный фактор здоровья (самочувствие человека, его оценки своего здоровья) так же важен, как и объективное состояние здоровья. Если женщинам очень сильно неприятен звук, то следует с этим считаться. Возможно, повышенная эмоциональная чувствительность женщин к неприятным звукам объясняет их большую раздражительность ло поводу посторонних звуков в городе, на работе, дома. Это может сказываться на их работоспособности и даже приводить к непониманию и конфликтам во взаимоотношениях с мужчинами. Вряд ли тому или иному полу следует настаивать на «истинности» своей оценки — необходимо считаться с тем, что оба пола могут не совпадать в своих реакциях.
Среди результатов обращает на себя внимание следующая закономерность: мальчики выдают скорее исследовательскую, а девочки — коммуникативную (эмоциональную) реакцию.
Таким образом, в большинстве случаев по слуховой, как и по зрительной модальности половых различий обнаружено не было, но те результаты, которые свидетельствуют о превосходстве одного из полов, почти всегда говорят о преимуще-
156 Глава 5. Ощущения и восприятие
стве женщин. Поскольку по зрительному анализатору чаще превосходили мужчины, можно поставить под сомнение вывод Маккоби и Жаклин о том, что ни один пол не является ни более «зрительным», ни более «слуховым». Некоторое своеобразие все же наблюдается, и мы оставим этот вопрос открытым — для уточнения в дальнейших исследованиях. Пока же данные по зрительной и слуховой модальностям плохо сопоставимы хотя бы потому, что по зрительной их гораздо больше.
А как обстоит дело с другими модальностями?