Самореализуемые позиции

Второй вид позиций — самореализуемые позиции. Большинство людей придерживаются мнения, что торговля на фондовом рын­ке "моднее", чем на игровых автоматах. Если это и есть причина,

1 Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds.

По следам чудовища 171

по которой мы торгуем, то психологи могут назвать это самореа­лизуемой позицией: мы делаем что-либо, потому как это застав­ляет нас думать, что мы являемся кем-либо.

Самореализация, по существу, индивидуальный подход, тем не менее выбор образа жизни зависит от общественных веяний моды и, таким образом, от адаптивных позиций. Исследования, проведенные Нью-Йоркской Фондовой биржей (NYSE, 1979), показали: репутация рынка в обществе фондовиков и брокеров колеблется в основном вместе с ценами акций. Когда рынок идет вверх, брокеры популярны. Когда он падает, они становятся не­популярными. Если фондовый рынок обваливается, общество ставят их в один ряд с торговцами наркотиков.

Как результат формирования этих позиций, конечная фаза бычьего рынка засосет всю маленькую рыбешку, нетерпеливо ожидающую усиления своей социальной идентичности.

Позиция знаний

Третья функция позиций — охват информации. Мир и рынок предлагают нам информации больше, чем мы в состоянии пере­варить, поэтому мы зачастую собираем все, что знаем о данном вопросе в одну простую позицию. Мы распределяем порции дан­ных по управляемому количеству кластеров, каждый из которых обрабатывается как простая позиция: "Акции должны пойти вверх" или "Облигации должны пойти вниз". Мы предохраняем себя от изучения всех относящихся к делу "за" и "против" со все­ми их внутренними конфликтами, непосредственно вытекаю­щими из имеющихся сведений. В то же время мы "иммунизиру­ем" свои позиции, привязывая их к принятым нормам и источ­никам. С момента образования позиции знание, ведущее нас к ней, будет быстро забыто, а сила нашей позиции также посте­пенно ослабеет со временем.

Психологи пытались оценить человеческий фактор в этом процессе, гипнотизируя группу субъектов, чтобы они посылали им (психологам) каждый день открытки (Огпе, 1963). Загипноти­зированные субъекты ежедневно посылали открытки до тех пор,




172 Психология финансов

пока не проснулись от транса. (На фондовом рынке нечто похо­жее на такое пробуждение иногда описывается как "момент вос­стания".) Психолог смог бы измерить статистическими метода­ми период полураспада позиции. Опыт показывает, что чаще всего он равен приблизительно шести месяцам, а в остальных случаях (в зависимости от природы позиции) может быть значи­тельно короче.

Этот феномен чрезвычайно важен, так как, пожалуй, доми­нантная причина в том, что некоторые из трендовых индикато­ров, которые мы будем изучать в следующих главах, имеют свою практическую прогностическую ценность.

опорные эффекты

Если вы спросите кого-либо о чем-то и дадите небольшую подсказ­ку, каким должен быть правильный ответ, вероятней всего, этот кто-то последует вашему предложению. Если, к примеру, вы проводите исследование и спрашиваете людей об их доходах, ответ будет сде­лан под влиянием того, что предлагается в вопроснике рядом в скобках. Статистические исследования очень хорошо это объясня­ют. Нескольких человек спросили, сколько африканских стран чле­ны ООН, Прежде чем они ответили, перед ними завертелось колесо фортуны с цифрами от 0 до 100. Теперь им следовало сказать, боль­ше или меньше число африканских стран той цифры, на которой остановилось колесо. После этого им нужно было высказать свое окончательное предположение о количестве африканских стран, входящих в состав ООН.

Случилось так, что колесо фортуны оказало очень сильное воз­действие на определение числа африканских стран. Люди, которым колесо показало цифру 10, в среднем сказали, что в ООН входят 25 стран. Люди, увидевшие цифру 65, в среднем назвали цифру 45.

Это, конечно же, нелепо, но факт налицо — есть заметная раз­ница в ответах. Теперь представьте, что колесо фортуны показывает не цифры, а цены акций. И представьте, что вопрос уже не об афри­канских народах, а об истинной стоимости этой акции. Будет ли ваш расчет истинной стоимости выше, если цена акции будет вы­ше? Наглядность, разумеется, скорее всего, именно это и предполо­жит. Такое воздействие, конечно же, может внести свой вклад в объ­яснение пузырей и крахов.

По следам чудовища 173

психологические явления во время паники

• Теория соматического маркера. Сильные угрозы возбужда­
ют соматические реакции, усиливающие длительную па­
нику. Это может происходить во время сильного падения
цен, так как паника вызывает быстрые изменения позиции
личности.

• Социальное сравнение. Мы используем поведение других
как источник информации о проблеме, которую затрудня­
емся объяснить. Общественная паника посылает очень чи­
стый сигнал о мыслях других людей о рынке и экономике,
и это может на нас повлиять.

• Анкеровка, Наши решения находятся под влиянием входя­
щей информации, которая, как нам кажется, предлагает
правильный ответ. Если эта информация об очень быстром
падении цен, вероятней всего, мы делаем вывод, что и эко­
номика ведет себя сходным образом.

• Необъективность оценки прошедших событий. Мы переоце­
ниваем вероятность, что могли бы предсказать исход про­
шедших событий. Мы думаем, что могли бы предсказать
панику, и это заставляет нас еще сильнее стремиться ис­
правлять свои собственные ошибки.

Позиции самозащиты

Самая неоднозначная функция позиций — это так называемая самозащита, происходящая от сильной потребности человека в гармонии между тем, что он знает и во что верит, с одной сторо­ны, и тем, что он говорит и делает, с другой стороны. Представь­те себе мелкую рыбешку, покупающую акции в классическом бычьем рынке. Торговля акциями — социальный процесс, поэ­тому она (мелкая рыбешка), скорей всего, уже сказала своим друзьям, своей жене и своему банкиру, что "акции пойдут вверх".

174 Психология финансов

Позиция этой рыбешки в том, что рынок дает возможность бы­строго обогащения.

Дальше представьте, что акции сразу же после этого начали падать. Наблюдая за этим некоторое время, наша рыбешка по­степенно теряет надежду на краткосрочную прибыль. Так как уже нет никакой гармонии между тем, что она сказала и сделала, и тем, во что на самом деле верила, она должна изменить свою позицию: цель всех ее действий теперь уже не краткосрочная прибыль, а "долгосрочное инвестирование". Следующее, что должно произойти, — это первые плохие новости в средствах ин­формации, провоцирующих дальнейший конфликт между тем, что наш инвестор сказал самому себе, окружающим и сделал в реальной жизни. Поэтому ему приходится снова обращаться к позициям. Теперь он использует защитные механизмы, называе­мые "выборочной обработкой информации" и "выборочным восприятием". Выборочная обработка — это воздерживающий механизм, посредством которого можно, например, перескаки­вать через негативные статьи в газетах, придерживаясь позитив­ных, разделяющих его взгляды. Психологические тесты говорят, что активный поиск поддерживающей собственное мнение ин­формации нормальное явление: наша мелкая рыбешка теперь часто звонит в поисках поддержки людям, разделяющим с ней ее мнение. Она ищет комфорта.

Выборочное восприятие более усложненное: если наш инве­стор, несмотря ни на что, противостоит аргументам против осу­ществленных им действий, он неосознанно искажает их с тем, чтобы они казались ошибочными в его глазах, стремясь найти поддержку сделанных им покупок. Психологи также называют это "ошибкой ассимиляции". Но в конечном счете, его убытки могут оказаться настолько огромными, а его жена настолько взбешенной, что он будет вынужден принять их. Как раз перед тем, как это произойдет, его позиция изменится в последний раз: он вообще здесь не ради денег, а ради самой игры. Когда он за­кроет свою позицию и получит убытки, он пожмет плечами, ума­ляя собственное достоинство: "Все это ловушка — сначала ты выигрываешь что-то, а потом проигрываешь".

По следам чудовища 175

Еще одно следствие самозащиты — одно из самых важных психологических явлений на рынке — сделка выходит за рамки рациональности. Любой активно торгующий знает, что люди очень часто пытаются компенсировать неблагоразумно совер­шенную сделку, покупая по ценам, за которую они, как оказа­лось, ошибочно продали, или наоборот. И все это из стремления оправдать цифры ошибочной прошлой сделки, вместо того что­бы оценить фундаментальные факторы и рыночную динамику. Реальная психологическая причина в том, что мы принимаем позицию самозащиты, чтобы защитить себя от конфронтации со своими собственными ошибками. Таким образом, мы становим­ся жертвами своего подсознательного эго.

В конце концов, самозащита несет большую часть ответст­венности за то, что мелкая рыбешка обычно быстро закрывает свои хорошие позиции, тогда как плохие позиции (с ее позволе­ния) могут продолжаться и продолжаться. Это может показаться неразумным, но наш бизнесмен считает за честь для себя уви­деть, как деньги из закрытых позиций перетекают к нему на счет. При этом он не догадывается о соответствующем проигрыше от текущих сделок. Пока убыток не стал реальностью, он не ощу­щает его присутствия. Поэтому он не выходит из торговли, пока не будет вынужден на это пойти, зачастую в самом основании медвежьего и паникующего рынка. Это объясняет, почему обо­рот в медвежьих рынках обычно ниже, чем на бычьих рынках.

реакция под стрессом

Несмотря на то, что механизмы человеческой позиции крайне неуместны в контексте фондовой торговли, несомненно, они обязательны для более ординарных случаев. Функции позиции — это психологическая защитная маска, успокаивающая нас, хоро­шо приспосабливая и социально адаптируя, освобождая от изну­рительного постоянного обдумывания различных проблем.

Но существуют ситуации (отличные от фондовой торговли), требующие от спокойного самоконтролируемого человека изме-

176 Психология финансов

вторичные Эмоции и паника

Антонио Р. Дамасио опубликовал книгу в 1995 году "Ошибка Декарта>п, в которой утверждал, что Декарт силь­но ошибается, допуская отчетливое разделение между телом и умом. "Наоборот, — писал он, — тело, на самом деле, очень сильно реагирует на эмоциональный стресс, и это создает обратную связь между телом и мозгом, которая делает их ча­стью психологического целого".

Первый шаг в этом процессе — когнитивная оценка ситу­ации, с которой вы сталкиваетесь. Второй шаг, абсолютно неосознанный, — реакция коры головного мозга надлобной части. Это создает несколько сигналов, проходящих через нервы и химические реакции, когда пептидные модуляторы высвобождаются из мозга, попадая в поток крови, и основ­ная активность мышц артериальных стенок усиливается, продуцируя либо сужение и утончение кровеносных сосудов, либо наоборот. Человек, узнающий плохие новости, может почувствовать, как сердце начало стучать быстрее, во рту пе­ресохло, кожа побледнела, в области кишечника, шеи и плеч все напряглось. Это "эмоциональное состояние тела", сиг­нализирующее обратно к конечностям и соматосенсорной системе. Другими словами, тело подает сигналы обратно в мозг, и эта обратная связь служит, к примеру, для усиления чувства опасности на некоторый период времени.

нить свое поведение. Это случается, когда он подвергается серь­езной угрозе. В этом случае его организм начинает вырабатывать адреналин, активирующий ферменты "каскадной системы", как это называют биохимики. Через несколько минут каскадная ре­акция усиливает адреналиновый импульс, возможно, в 100 мил­лионов раз, незамедлительно инициируя биохимическую вспышку. Ее можно ощутить по всему телу, вплоть до корней сво­их волос. Сердце начинает биться сильнее, кровяное давление

2 Descartes Error.

По следам чудовища 177

поднимается, начинается потовыделение, зрачки расширяются. Но одновременно с этими физическими симптомами происхо­дит еще кое-что важное: предрасположенность к изменению своей позиции значительно увеличивается.

Психологические исследования показали, что успокаиваю­щий, стабилизирующий эффект, который оказывают механиз­мы позиции на человеческую психику, сильно уменьшается, если человек находится в состоянии стресса. Изменения в по­зициях, обычно занимающих недели или месяцы, могут про­изойти в течение часов, минут или даже секунд. Это не удиви­тельно, так как любому, столкнувшемуся с большой угрозой, несомненно, приходится импровизировать с огромной скоро­стью.

Обзор американского исследователя Роберта Шиллера в 1987 году указывает, что этот эффект может иметь практическое значение для рынка. Как описано на стр. 71, Шиллер рассылал 2000 вопросников частным инвесторам акций и 1000 вопросни­ков институциональным инвесторам с 19 по 23 октября 1987 го­да. Ответы получены от 605 и 284 инвесторов соответственно. Исследование Шиллера показало, что 19 октября 20.3% част­ных инвесторов и 41.3% институциональных инвесторов испы­тывали панические симптомы: "проблемы в сосредоточении, потные ладони, боли в груди, раздражительность и быстрый пульс". Брокер, Джианна Фиданза, в тот же день совершенно случайно измерила давление и пульс в Нью-Йоркской больни­це и Корнеллевском Центре медицинских исследований, что впоследствии имело связь с феноменом стресса. Аппарат пока­зывал ее уровни стресса каждые 15 минут. Кровяное давление и пульс Фиданзы колебались почти синхронно с индексом акций на протяжении всего дня: чем ниже падал индекс, тем больше учащался ее пульс и выше поднималось давление.

Другими словами, падения цен могут спровоцировать воз­никновение стресса, а стресс провоцирует изменение позиции. Круг замкнулся: чудовище спущено с привязи.

178 Психология финансов



банкротство, паника и Психология

Возможные взаимоотношения между рыночными симпто­мами и психологическими явлениями во время паники

Основной образец поведения личности
Рыночный феномен

Наиболее соответству­ющее психологическое явление

Внезапное ухудшение ситуации на рынке

Значительные паде­ния рынка ведут к вспышке паники

Теория соматическо­
го маркера

Социальное сравне­
ние

Опорные реакции

Необъективность
оценки прошедших
событий

Глава 14

Наши рекомендации