Формами проведения педагогической практики являются

Цели освоенияпедагогической практики.

Целями педагогическойпрактики являются:

- формирование у студентов целостного представления о психологической деятельности специалиста в условиях детского учреждения;

-совершенствование студентами умений и навыков диагностической и коррекционной работы;

- совершенствование навыков работы с психологической документацией;

- включение в реализацию основных направлений психологической службы в образовании;

- обучение практическим методам оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии (диагностической, коррекционной, консультативной)

- развитие исследовательского потенциала и творческого подхода к профессиональной деятельности.

Задачипедагогической практики.

Задачами педагогическойпрактики являются:

- формирование творческого подхода к осуществлению профессиональной деятельности на примере творчески работающих психологов и педагогов;

- формирование умений ставить цели профессиональной деятельности, формулировать задачи индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы с детьми;

- развитие навыка формирования психодиагностической программы для соответствующего возраста испытуемых;

- развитие навыка профессионального общения и освоение диагностической процедуры;

- формирование навыка работы с документацией психолога учреждения.

- развитие навыка психологического консультирования;

- расширение методического аппарата студентов диагностическими и коррекционными методиками, реализующимися в учреждении.

3. Местопедагогической практики в структуре ОПОП ВО.

Место педагогической практики в структуре ОПОП ВО определяется логикой профессиональной подготовки обучаемых в освоении теоретического и практического материала для направления подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, степень выпускника бакалавр.

На данном этапе освоения основ профессиональной деятельности осуществляется переход к практическому закреплению навыков применения методов психодиагностики и взаимодействия с испытуемыми в рамках процедуры обследования, навыков работы с документацией, а также включение студентов в исследовательскую деятельность, предполагающую творческий комплексных подход к деятельности.

Учебная практика актуализирует знания по таким дисциплинам как «Специальная психология» «Социальная педагогика», «Возрастная и педагогическая психология», «Дифференциальная психология», «Специальная педагогика», а также дисциплин входящих в состав модулей вариативной части профессионального цикла, обеспечивающих освоение предметного содержания профессиональной деятельности бакалавра специального (дефектологического) образования. Педагогическая практика является завершающей в освоении основ деятельности в сфере специального (дефектологического) образования. Она обеспечивает необходимые условия для успешного практического выполнения выпускной квалификационной работы.

4. Формы проведенияпедагогической практики.

Формами проведения педагогической практики являются

- основная организационная форма – индивидуальное закрепление студентов за опытными сотрудниками (психологами) учреждения, обеспечивающее выполнение самостоятельных профессиональных действий:

- участие в подготовке методического материала;

- оформление документации психолога;

- проведение групповых занятий;

- участие в заседаниях школьной ПМП-комиссии;

- самостоятельное проведение диагностических обследований;

- составление психологических заключений;

- взаимодействие с педагогическим персоналом и родителями.

5. Место и время проведенияпедагогической практики.

Местом проведения учебной практики являютсяспециальные (коррекционные) и реабилитационные учреждения г. Москвы и Московской области на основании долгосрочных договоров о сотрудничестве с Российским государственным социальным университетом, заключаемых кафедрой Специальной и клинической психологии:

1.ГОУ СОШ «Школа надомного обучения» № 370;

2.ГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат 2 вида № 30 им. К.А. Микаэльяна;

3.ГОУ ЦППРиК «Строгино»;

4.ФГУ «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;

5.ФГУ «СПДДС Росздрава».

Практика организуется в течение 2 недель во втором семестре. Нагрузка на студента составляет 6 часов в день или 36 часов в неделю.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохожденияпедагогической практики.

В ходе педагогической практики у студентов должны развиться и сформироваться следующие компетенции:

способностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7),

способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8).

В результате прохождения педагогической практики обучающийся должен:

знать психологию контингента испытуемых в учреждении, методику сбора анамнестических данных об испытуемом, этапы подготовки и процедуру проведения психодиагностического обследования, структуру заключения, приемы установления контакта с испытуемым, формы и методы работы с родителями. (ОК-7)
уметь самостоятельно анализировать и извлекать необходимую диагностическую информацию из различных источников (анамнеза, наблюдения, беседы, диагностики), научно обосновывать выводы психологической диагностики и рекомендации по специальной коррекционной помощи; оказывать консультативную помощь лицам, взаимодействующим с испытуемыми, вести исследовательскую работу. (ПК-5)
владеть навыками дифференциальной диагностики с целью выделения специфических нарушений у испытуемых, разработки программ индивидуальной и групповой работы с испытуемыми определенной категории, грамотного взаимодействия с лицами с нарушениями в развитии на каждом этапе их возрастного развития, владеть приемами работы с сотрудниками учреждений и родителями. (ПК-8)

7. Структура и содержаниепедагогической практики.*

Общая трудоемкость педагогическойпрактики составляет 3 зачетные единицы,108 часов.

№ п/п Разделы (этапы) практики Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость. (в часах) Формы текущего контроля
1. Ознакомительный Ознакомление с историей, со спецификой учреждения, с направлениями работы, с возможностями междисциплинарного взаимодействия различных специалистов; местом и ролью психологической службы в учреждении; с кабинетами, в которых проходят занятия. Составление плана практики. 4 Паспорт учреждения. План работы студента.
2. Вводный Посещение консультаций и занятий, проводимых специалистами учреждения, анализ используемых психодиагностических методик, проведение стандартизированного наблюдения за лицами с отклонениями в развитии. Определение темы и цели исследования. Составление программы исследования. 6 Протоколы наблюдений. Конспекты увиденных занятий. Программа исследования.
  Индивидуальная диагностическая работа. Составление индивидуальных диагностических программ, разработка процедуры обследования и бланков, организация и проведение обследований, оформление результатов обследований, составление заключений. 70 Протоколы обследований. Заключения.
  Групповая диагностическая работа Составление групповых диагностических программ, разработка процедуры обследования и бланков, организация и проведение обследований, оформление результатов обследований, составление заключений. 30 Протоколы обследований. Заключения.
  Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия Составление планов занятий, подготовка оборудования к занятиям, проведение занятий, анализ эффективности занятий. 40 Конспекты занятий. Анализ эффективности занятий.
1. Документоведение Сбор первичных документов (протоколов, результатов, заключений, методическая копилка, планы коррекционно-развивающих занятий), оформление Дневника и отчета по практике. 12 Отчет о практике. Дневник практики. Результаты исследования.

Примечание: * - формы отчетных документов практики представлены в Приложении.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производствен-ные технологии, используемые напедагогическойпрактике:

- демонстрация приемов и техник профессиональной деятельности психолога;

- супервизия специалистом учреждения;

- создание проблемной ситуации;

- научно-исследовательская деятельность.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов напедагогической практике:

- Закон об образовании, законы и приказы, регламентирующие деятельность психолоической службы учебного и реабилитационного учреждения, Положения о ПМПК

- лекционно-практический материал;

- комплекс самостоятельно подобранного методического и дидактического материла по возрастам испытуемых и направлениям диагностики и коррекционной работе;

- материалы установочной конференции;

- методические разработки психологической службы образовательного или реабилитационного учреждения;

- консультации ответственных за практику преподавателей кафедры.

10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики):

Дифференцированный зачет в форме конференции с предоставлением Отчета по практике, Дневника практики, презентации и устного журнала «Моя профессия – помогать людям», анализ результатов исследования.

Содержание заданий практики.

1) Паспорт учреждения.

2) Конспекты посещенных занятий (в соответствии с возможностью учреждения):

по 1 конспекту - посещение урока, занятия логопеда, дефектолога;

10 конспектов занятий психолога (5 диагностических, 5 коррекционно-развивающих) по плану:

Тема,

Цель,

Оборудование,

Содержание занятия и методические приемы,

Собственный анализ достижения поставленной цели.

3) Не менее 5 самостоятельно проведенных диагностических занятий, отраженных в протоколах и диагностических методиках и характеристик. Не менее 1 группового обследования с заключением;

4) 5 конспектов коррекционно-развивающих занятий, проведенных самостоятельно (по приведенной в п.2) схеме).

5) 10 страниц теоретического анализа психологической проблемы, выявленной в ходе практической работы в учреждении (рукописно).

6) Список научно-практических источников, по теме выявленной проблемы (15 источников с библиографическими данными).

7) Психодиагностическая программа для контингента учреждения с пояснительной запиской, обосновывающей выбор. Программа отвечает требованиям:

- название программы;

- пояснительная записка;

- цель;

- задачи;

- границы применимости программы;

- количество методик, отражающих цель, не менее 7;

- комплект самих методик готовых к применению (с бланками).

8) продолжительное личное участие в коррекционно-развивающей деятельности психолога учреждения. Отчет темами занятий и динамикой изменений на основе методов наблюдения и беседы в развернутой форме в соответствии с тематическим планом (подробно).

6) Самостоятельно разработанная коррекционно-развивающая программа для контингента учреждения. Требования к программе:

- название программы;

- пояснительная записка;

- цель;

- задачи;

- границы применимости программы;

- количество занятий 10;

- конспекты занятий по схеме:

название, цель, задачи, оборудование, содержание занятия с описанием заданий, ожидаемый результат.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечениепедагогической практики.

а) основная литература:

1.Бреслав Г. М. Основы психологического исследования: учеб. пособие для студ. Вузов. - М.: Смысл, Академия, 2010.

2.Каменская В.Г., Томанов Л.В., Драганова О.А. Психодиагностика ребенка: учеб. для студ. вузов. - М.: ФОРУМ, 2011.

б) дополнительная литература:

1.Комплексная методика диагностики познавательного развития детей предшкольного возраста и первоклассников: метод. пособие/М.М. Безруких, Е.С. Логинова, Р.И. Мачинская и др. - М.: МГПИ, 2007.

2.Лешин В.В. Развитие младших школьников с соматическими заболеваниями. 1 класс. Диагностика и развитие восприятия. Методическое пособие. - М.: ФинИнвестГрупп, 2009.

3.Либин А.В. Дифференциальная психология. Наука о сходстве и различиях между людьми – М.: Эксмо, 2008,

4.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков./Ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – СПб.: Речь, 2009.

5.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006.

6.Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики: Учеб. пособие/Ред. Е.Л. Инденбаум - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 2006.

7.Психолого-педагогическая диагностика: Уч. пос. для студ. вузов/Ред. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. - М: Академия, 2008.

8.Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование. -М.: Книголюб, 2007

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1.Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система Библиотека им. Н.К. Крупской Центр психологического просвещения - http://www.psibib.ru/center/fond/stud.php

2.Ресурсы Российской Книжной Палаты - http://www.lib.vsu.ru/cgi-bin/zgate?Init+rkp.xml,simple_rkp.xsl+rus

3.Университетская библиотека. - http://www.BiblioClub.ru/book/39182/

12. Материально-техническое обеспечениепедагогической практики.

Материально-техническое обеспечение практики осуществляется учреждением, принимающим студентов на практику, и согласуется с требованиями и задачами практики на безвозмездной основе. В обеспечение входит предоставление помещений и детей для проведения психологической работы, условий для выполнения санитарно-гигиенических норм и питания студентов, предоставление оргтехники и расходных материалов, технических средств необходимых для ауди- и визуальной демонстрации материалов. Сотрудники учреждения проводят инструктаж по технике безопасности и осуществляют контроль трудовой дисциплины студентов.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению и профилю подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»,Специальная психология.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Наши рекомендации