Эмоциональный интеллект. отмечать чувства другого человека и составляет главный дефи-.цит эмоционального



отмечать чувства другого человека и составляет главный дефи-.цит эмоционального интеллекта и прискорбный недостаток с точки зрения того, что означает быть человеком. Как бы там ни было, взаимопонимание, основа заботы, возникает в результа­те эмоциональной настроенности, благодаря способности к эмпатии.

Эта способность — умение распознать, что чувствует дру­гой человек, — проявляется в великом множестве сфер жизни, от торговли и управления до любовной связи и отцовства и ма­теринства, до сострадания и политической деятельности. Не­достаток эмпатии тоже бывает заметным. Ее полное отсутствие наблюдается у преступников-психопатов, насильников и лиц, покушающихся на растление детей.

Человеческие эмоции редко бывают облечены в слова; го­раздо чаще они выражаются с помощью иных сигналов. Клю­чом к интуитивному постижению чувств другого человека слу­жит способность расшифровывать информацию, передавае­мую невербальными путями: интонацию голоса, жест, выра­жение лица и тому подобное. Пожалуй, самый большой объем исследований способности людей считывать такую невербаль­ную информацию выполнен психологом из Гарвардского уни­верситета Робертом Розенталем и его студентами. Розенталь разработал тест на эмпатию (определение профиля невербаль­ной чувствительности) — серию видеозаписей молодой жен­щины, выражающей различные чувства — от отвращения до материнской любви. Сцены, заснятые на видеопленку, охва­тывали широкий диапазон проявлений эмоций и действий — от вызванного ревностью приступа ярости до просьбы о про­щении, от изъявления благодарности до обольщения. Видео­записи были отредактированы так, что в каждом создаваемом ею образе систематически исключались один или более кана­лов невербальной коммуникации; например, в дополнение к заглушённым словам в одних сценах блокировались все ос­тальные сигналы, кроме выражения лица. В других показыва­лись только телодвижения и так далее, по всем главным не­вербальным каналам коммуникации, так что зрителям при­ходилось распознавать эмоции по тому или иному конкрет­ному невербальному сигналу.





Дэниел Гоулллан

Как показали результаты исследования с привлечением более семи тысяч добровольцев из США и еще восемнадцати стран, способность распознавать чувства по невербальной ин­формации давала такие преимущества, как лучшая эмоциональ­ная адаптированность, большая популярность у окружающих и большая общительность, а также — что, вероятно, вполне оправданно, — и большая чувствительность. Кстати сказать, женщины в этом виде эмпатии в принципе проявили себя луч­ше мужчин. Причем у людей, чьи показатели улучшались за те сорок пять минут, в течение которых проводился тест, — сви­детельство того, что у них есть талант к развитию эмпатических навыков, — отношения с противоположным полом складыва­лись гораздо лучше. А значит, эмпатия, как оказалось, делает жизнь более романтичной.

Если говорить о результатах изучения остальных компонен­тов эмоционального интеллекта, то обнаружилась только не­существенная зависимость между оценками остроты эмпати­ческой чувствительности и оценками по результатам теста ака­демических способностей или коэффициентом умственного развития, а также тестов школьных достижений. Тот факт, что эмпатия не зависит от способности к учебе, подтвердился при тестировании согласно одному из вариантов профиля невер­бальной чувствительности, разработанному специально для детей. Из 1011 детей, принявших участие в эксперименте, те, кто проявил способность «считывать» чувства других невербаль­ным путем, пользовались в своих школах наибольшей популяр­ностью и отличались самой высокой эмоциональной стабиль­ностью. Они также лучше успевали в школе, несмотря на то что их средний коэффициент умственного развития не превышал коэффициент умственного развития детей, менее способных к расшифровке невербальной информации, доказывая тем са­мым, что овладение искусством эмпатии помогает повысить успехи в учебе (или просто заставляет учителей относиться к ним с большей симпатией).

Способ выражения рационального ума заключается в сло­вах, ну, а эмоции всегда выражаются невербальными средства­ми. В самом деле, если слова человека не согласуются с тем, что

Эмоциональный интеллект



передается посредством тона его голоса, жестов или других не­вербальных сигналов, эмоциональная истина заключается в том, как он говорит, а не в том, что он высказывает. Одно прак­тическое правило, использованное в исследованиях общения, состоит в том, что более 90 процентов информации передается невербальным способом. Такого рода сообщения, например, когда в голосе проскальзывает тревога или в быстрых жестах раздражение, почти всегда воспринимают на подсознательном уровне, не обращая особого внимания на характер сообщения, а просто безмолвно принимая и реагируя на него. Навыки, по­зволяющие нам делать это хорошо или плохо, также большей частью приобретаются без слов.

Как раскрывается эмпатия

В тот момент, когда Хоуп, которой едва исполнилось де­вять месяцев, увидела, как свалился, не удержавшись на нож­ках, какой-то ребенок, слезы ручьями потекли из ее глаз, и она поползла к матери за утешением, словно это она упала и ушиб­лась. А Майкл в свои пятнадцать месяцев пошел за плюшевым медвежонком, чтобы отдать его расплакавшемуся приятелю Полу; а когда это не помогло, Майкл вытащил откуда-то шер­стяное одеяльце Пола. Эти вроде бы незначительные проявле­ния симпатии и заботы наблюдали их матери, которым было дано задание записывать такого рода проявления эмпатии. Ре­зультаты исследования показали, что зачатки эмпатии обнару­живаются еще в младенчестве. Так, с первого дня новорожден­ные младенцы приходят в беспокойство, если слышат, что ря­дом заплакал какой-то ребенок: некоторые считают эту реак­цию предвестником эмпатии.

Специалисты по возрастной психологии установили, что младенцы испытывают дистресс, вызванный сочувствием, еще до того, как полностью осознают, что существуют отдельно от других людей. Уже через несколько месяцев после рождения младенцы реагируют на беспокойство окружающих их людей, как если бы что-то нарушило их собственный покой, и плачут,

И



Дэниел Гоулман

если видят рядом ребенка в слезах. В возрасте около года они начинают осознавать, что страдание исходит не от них, а из­вне, от кого-то другого, хотя, видимо, еще толком не знают, как к этому относиться. В ходе эксперимента, проводимого Мар­тином Хоффманом в Университете штата Нью-Йорк, годова­лый малыш привел свою маму, чтобы та утешила его плачуще­го друга, не обращая внимания на то, что и мама друга находи­лась в той же комнате. Такого рода перепутывание наблюдает­ся и в тех случаях, когда годовалые дети имитируют страдание человека, находящегося поблизости, возможно, для того, что­бы лучше понять, что именно тот чувствует. Например, если какая-нибудь девочка ушибет пальцы, другая девочка в возрас­те одного года может повторить ее действия, чтобы проверить, а не будет ли и ей тоже больно. Один малыш, увидев, что его мама плачет, вытер свои глаза, хотя в них не было ни слезинки.

Эта так называемая моторная мимикрия передает изначаль­ный специальный смысл слова «эмпатия», в котором оно было впервые использовано в 1920-х годах американским психоло­гом Э.Б. Титченером. В этом смысле оно несколько отличается от своего греческого оригинала empathea, означавшего «вчув-ствование», — термин, первоначально использованный теоре­тиками эстетики для обозначения способности воспринимать субъективное переживание другого человека. Согласно теории Титченера, эмпатия произошла от некоей физической имита­ции страдания другого, которая затем пробуждает в имитаторе те же самые чувства. Он искал новый термин, отличающийся от слова «сочувствие», которое можно испытывать к общему положению другого человека, не разделяя чувств, какие испы­тывает этот человек.

Моторная мимикрия постепенно исчезает из репертуара детей, начинающих ходить, примерно к двум с половиной го­дам, то есть к тому моменту, когда они осознают, что боль дру­гих людей отличается от их боли, и способны лучше их утешить. Вот типичный пример из дневника матери:

Соседский малыш плакал... и Дженни подошла к нему и стала угощать печеньем. Она ходила за ним по пятам и сама начала хныкать. Потом она попыталась погладить его по го-

Наши рекомендации