И главные научные и практические задачи

Акмеология в процессе своего развития уверенно переросла статус важного раздела возрастной психологии – «психологии взрослости или зрелости», став самостоятельной и пройдя все этапы становления, характерные для любой науки. Среди акмеологов существуют две точки зрения относительно количества этих пройденных этапов и их содержания. Согласно первой точке зрениях таких этапов было три:

♦ имплицитный, связанный с обобщением развития представлений о совершенствовании человека в философии, истории, психологии, педагогике, других науках и культуре. На данном этапе особое внимание уделялось теоретико-методологическим проблемам, имеющим акмеологическое содержание;

♦ эксплицитный, проявившийся в становлении акмеологии как самостоятельной области знания. На этом этапе формировались представления о целях акмеологии, ее предмете, объекте, проблематике, общих и частных методологических принципах;

♦ рефлексивный, связанный с осмыслением результатов акмеологических исследований в контексте места акмеологии в системе человекознания, перспектив развития акмеологического знания, тенденций к дифференциации и интеграции акмеологии.

Согласно второй точке зрения, акмеология развивалась как наука, пройдя не три, а четыре этапа:

♦ латентный, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической проблематики;

♦ номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку;

♦ инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводиться акмеологические теоретические и прикладные исследования;

♦ институциональный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях.

Содержательно данные этапы, выделенные в первом и втором подходах, являются близкими, поэтому мы не станем отдавать предпочтение ни одному из них, т. к. они верно отражают сущность процессов формирования, становления и развития акмеологии.

В то же время эти процессы, в силу действия многих причин, осуществлялись неравномерно. Сложилось так, что основное внимание в акмеологических исследованиях было сосредоточено на высших достижениях в деятельности и, в частности, деятельности профессиональной. Поэтому наиболее интенсивное развитие получили как раз те направления акмеологии, которые связаны главным образом с профессиональными достижениями зрелой личности, с прогрессивным личностно-профессиональным развитием человека как субъекта деятельности. Это вполне естественно: личностные достижения становятся заметными в основном в профессиональной деятельности, особенно той, которая имеет высокую социальную значимость.

Изучение закономерностей АКМЕ в профессиональной деятельности имеет хорошо осознаваемое многими практическое значение. По этому поводу А. А. Бодалев высказал следующую мысль: «В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И, суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни народа».

Насущная практическая потребность в акмеологических знаниях о профессионализме стала главным импульсом развития и доминирования данного направления акмеологии. В результате весьма распространенным стало мнение о том, что акмеология – это прежде всего наука о закономерностях развития профессионализма.

Действительно, акмеологических исследований прогрессивного развития зрелого человека как индивида, личности и индивидуальности значительно меньше, чем исследований развития человека как субъекта труда. Особенно много проблем возникает с изучением личностного аспекта АКМЕ. Дело в том, что, определяя его содержание в прогрессивном развитии человека как личности, необходимо четко обозначить следующее:

♦ мировоззренческие позиции;

♦ дать описание соответствующих личностных стандартов и эталонов развития.

Естественно, что это неизбежно приведет к идеологизации акмеологии как науки со всеми вытекающими последствиями, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом. В период господства «всепобеждающего марксистско-ленинского учения» такое положение, как ни странно, позволило бы четко и непротиворечиво определить мировоззренческую направленность акмеологии (эталоном АКМЕ были бы, естественно, «личность и деятельность В. И. Ленина», вернее созданный пропагандистской машиной его мифологический образ). Сейчас сделать это чрезвычайно сложно, т. к. отсутствуют общепринятые идеологические эталоны и неясны перспективы их создания. Выходом из создавшейся ситуации могла бы стать опора на религиозные парадигмы. Тогда акмеология, скорее всего, разделилась бы на христианскую, буддистскую, исламскую и другие виды, ориентированные конфессионально, и потеряла бы свой статус объективной и интегративной науки, хотя именно такое разделение дало бы необходимый импульс исследований личностного аспекта АКМЕ. Обобщение таких исследований позволило бы выйти на интегральные аксиологические ориентиры. Однако такой подход в настоящее время считается дискуссионным.

В ситуации «идеологического плюрализма» некоторые направления акмеологии просто не могут плодотворно развиваться без соответствующих базисных философских, исторических и культурологических исследований. Но и эти науки, освобождаясь от догм сугубо материалистического понимания причинно-следственных связей в анализе явлений, сами находятся в переходном состоянии. Опора же на зарубежные исследования показывает их недостаточную теоретико-методологическую глубину, необходимую для решения акмеологических проблем, оторванность от наших культурно-исторических традиций. Поэтому-то акмеология и развивается гетерохронно, преимущественно преуспев в разработке акмеологических проблем прогрессивного развития человека как субъекта труда.

В соответствии с данными особенностями развития акмеологии и сформировался ее образ как «науки о профессионализме», характерный для ее обыденного восприятия. В то же время под влиянием этой гетерохронности развиваются и ее теоретико-методологические основы. Отрицать или бескомпромиссно бороться с мнением, что акмеология – это наука о профессионализме, пока не стоит, хотя это упрощенное понимание, значительно сужающее предметные и объектные поля, ограничивающее проблематику акмеологии рамками прогрессивного развития личности как субъекта труда. Данное мнение возникло не случайно, и оно в целом правильно отражает состояние данной науки на сегодняшний день, в котором отчетливо доминируют исследования профессионализма.К тому же это вызвано не только потребностями практики, но и известным идейным кризисом гуманитарных наук. Сейчас необходимо, разрабатывая акмеологические проблемы, решать задачи разного уровня, ориентированные как на узкое, так и широкое предметные поля, соответствующие истинному статусу акмеологии. Борьба же с «ересью профессионализма» в акмеологии будет только препятствовать ее развитию, исследованиям других ее направлений, в которых АКМЕ рассматривается на уровне личности, индивида и индивидуальности. К тому же это может расколоть акмеологов, отвлечь их от решения актуальных научных и практических проблем, что станет пагубным для акмеологии.

Насколько такое «однобокое развитие» вредит акмеологии? Как отмечалось, в этом случае серьезно сужается ее объектное и предметное поля, а также круг проблем и научных задач. Думается, вред все же небольшой, потому что в силу комплексности и системности научных исследований субъект труда в акмеологии обязательно будет изучаться еще и как личность, индивид и индивидуальность, хотя на первых порах и ограниченно. К тому же такое «однобокое развитие», как ни странным это может показаться, помогает акмеологии. Оснований для такого утверждения несколько.

Во-первых, получаемые научно-практические результаты отличаются практической значимостью, ясностью и доступностью, что способствует утверждению акмеологии как науки, укреплению ее позиций.

Во-вторых, углубление исследовании, расширение ее объектного поля, как это случалось не раз в науке, приводит к тесной интеграции с другими направлениями и дисциплинами, в нашем случае, следовательно, движению к первоначальным идеям АКМЕ.

Примером может служить развитие инженерной психологии: на первых этапах объектами исследований были только средства индикации и органы управления, их «сопряжение» с возможностями человека, управляющего техникой. Потом стали активно изучать влияние функциональных состояний человека-оператора на эффективность и надежность деятельности и функционирование системы «человек – машина». Тогда и установились у инженерной психологии самые тесные связи с психофизиологией. На следующем этапе, когда начали изучать индивидуальные стили деятельности, решать задачи профессионального отбора, формирования высокой мотивации деятельности возникла острая потребность в «кооперировании» с психологией личности. Изучение работы групп операторов, управляющих сложной техникой, определило необходимость научных связей с социальной психологией. Таким образом, инженерная психология все ближе приближалась к своему широкому предметному полю.

Таким образом, получается, что интенсивно развивающееся одно направление науки как бы подтягивает к себе другие, при этом происходит очевидное ее предметное и проблемное обогащение, расширение пространства ведения

В-третьих, прогрессивное развитие человека не происходит по одной «узкой колее», ведь трудно стать настоящим профессионалом своего дела, развиваясь исключительно как субъект труда. Практика свидетельствует, что чем выше уровень профессионализма, тем больше в нем индивидуального и личностного Специалисты в области психологии творчества утверждают, что настоящее дарование проявляется во множестве выраженных сложных способностей, личностных и характерологических особенностях, влияющих на особенности деятельности и ее продуктивность. Это справедливо и для акмеологического понимания профессионализма.

Отмеченное гетерохронное развитие акмеологни в настоящее время для нее все же имеет больше плюсов, чем минусов.

Нынешнее состояние акмеологии отразилось и на сущностных характеристиках ее базисных основ и категорий. Проведенные теоретические и эмпирические исследования позволили определить и описать цель, предмет, объект и задачи акмеологии на ее настоящем этапе развития как науки.

Наши рекомендации