Мифологические аспекты путешествия

В очень многих мифах и сказках присутствует герой, который отправляется на поиски подвигов и приключений. Герои часто обладают набором свойств, характерных для тарошного Шута, и встречают на своем пути полный набор фигур, прямо олицетворяющих юнгианские архетипы. В этой части книги мы проиллюстрируем, как Старшие арканы отражают типичные для мифологических и сказочных сюжетов архетипы.[5] Поняв, как духовная, психологическая и мифологическая составляющие переплетаются и дополняют друг друга, вы более ясно увидите особенности и принципы работы старших арканов.

Шут.

Герой (или героиня) наших мифов (особенно Европейских волшебных сказок) часто во многом похож на Шута. Обычно это младший ребенок в семье, не обладающий никакими особыми талантами или отличительными характеристиками. У него есть старшие братья или сестры, которые явно должны преуспеть на стезе подвигов, так как обладают отличным оружием, красотой и благословением родителей, но которые неизбежно оказываются в проигрыше. Младшее дитя принимает на себя задание чисто из тяги к приключениям и отправляется в дорогу, запасшись минимумом провизии, который тут же раздает, кому ни попадя. У него, как правило, нет раздутого чувства собственной важности (недостаток эго) и радостно общается с любым человеком или животным, которых встречает на пути, получая, таким образом, помощь и подсказки. Нимало не заботясь о будущем, он идет себе по дороге, куда бы она ни повела его, но, тем не менее, постоянно помня о цели. В конце сказки он неизменно преуспевает в выполнении задания и именно благодаря своим «дурацким» качествам, а вовсе не вопреки им.

Маг.

Маг, или Волшебник представляет духовного или магического проводника и наставника, который противоположен реальному физическому родителю. Во многих сказках настоящие родители ребенка неизвестны или уже умерли, и ему приходится жить с приемными («Золушка», «Баба-Яга»). При этом у него часто есть сверхъестественные помощники и защитники. Волшебник – это мудрец, который создает необходимые для сказки условия и обстоятельства, внушает герою желание отправиться на поиски приключений и присматривает за ним на всем протяжении сюжета (как, например, Гэндальф в толкиеновском «Властелине колец»). В конце он может неожиданно оказаться настоящим отцом героя, а может и оставаться всю дорогу за сценой, помогая герою найти волшебное сокровище. Иногда он появляется в виде демонической или трикстерской фигуры, вроде Румпельштильцхена, который в конце концов все равно вознаграждает героиню.

Верховная жрица.

Верховная жрица представляет женского двойника Мага и может являться в виде феи-крестной («Золушка») или доброй ведьмы (Гленда в «Волшебнике страны Оз»). Обычно она оказывается незаменимой помощницей, когда героиня попадает в отчаянное положение. В конце сказки она может оказаться настоящей матерью героини или занимает ее место, если она уже умерла. Она чаще всего не может вмешиваться в сюжет непосредственно, но оказывает косвенную помощь или дает герою/героине волшебные предметы, которые впоследствии оказываются очень важными. Это вполне согласуется с пассивной и восприимчивой природой Верховной жрицы.

Императрица.

Императрица представляет настоящую мать героя или женщину, которая, в конце концов, этой матерью оказывается. Это может быть любящая бедная мать, которая из всех своих детей больше всего любит именно младшего и плачет, видя, как он уходит странствовать с одной-единственной краюшкой хлеба в кармане, или, наоборот, жестокая мачеха – популярный персонаж многих европейских сказок. Это Богиня в обоих ее аспектах – творящем и разрушающем, воплощение сил природы. Она может оказаться ведьмой, которая строит тайные козни против героя/героини и противостоит в этом Верховной жрице.

Император.

Это либо отец героя, либо король, который нередко играет в истории одну из главных ролей. Именно король чаще всего отправляет героя на подвиги (хотя начало этому кладут махинации Волшебника) и обещает награду любому, кто сможет выполнить задание или принести ему волшебный предмет. Наградой обычно являются часть королевства и рука его дочери, причем предполагается, что они достанутся какому-нибудь достойному принцу или рыцарю. Каково же бывает его удивление, когда победителем оказывается Шут!

*

Отметим, что эти четыре карты олицетворяют различные могущественные силы волшебного или светского характера, пешкой в чьей борьбе друг с другом является Шут или герой. Такая ситуация весьма типична для греческих и римских мифов и иллюстрирует природу формирующих судьбу героя сил, а также его борьбу за выполнение свой задачи и одновременно за освобождение от этих родительских влияний. На этот момент, если рассматривать последовательность карт, герой еще не пустился в путь. Все эти карты представляют фон, на котором проходило его детское и юношеское развитие и окружавшие его силы, воздействовавшие на него зачастую помимо его осознания.

Иерофант.

Иерофант появляется в сказках в качестве учителя и наставника. Особенно часто эта фигура встречается в греческих и римских мифах. Это человек, который понимает скрытый потенциал героя и готовит его к путешествию, которое, как он знает, герою предстоит совершить, даже если сам он об этом и не подозревает. Хорошим примером может послужить Мерлин в цикле легенд о короле Артуре. У юного героя появляется мудрый наставник, который учит его добру и мудрости и благословляет на подвиги, но никогда не отправляется в путь вместе с ним. Иерофант может также выступать как персонификация Бога, как, например, Аслан в сказках про Нарнию Клайва Стейплза Льюиса.

Любовники.

Карта Любовники представляет тот момент в сюжете, когда героиня узнает о предстоящем ей путешествии и принимает решение отправиться в путь. Она может подождать, пока все другие попытаются и потерпят неудачу, или пуститься в дорогу, как только услышит о том, что ей суждены приключения. В любом случае это представляет шаг к зрелости, осознание того, что пора оставить родителей и сделать в этой жизни что-нибудь стоящее. Здесь героиня может собирать свои вещи и вообще все, что хотела бы взять с собой, и строит планы относительно путешествия.

Колесница.

Здесь герой/героиня пускается в путь, выходит на дорогу ведущую в неведомые дали, не зная, что ждет его впереди, но уверенный в своей цели и в намерении ее достичь. Он полон наивной уверенности в своей способности преодолеть любые препятствия и достичь поставленной ели. Это может быть чувство непобедимости или юношеской неуязвимости, в котором отражаются некоторые аспекты Шута. Герой может потерпеть неудачу уже на этой стадии пути, если станет высокомерно искушать судьбу, подобно взлетевшему слишком высоко Икару. Здесь может появиться некий волшебный транспорт вроде кареты Золушки, или что-нибудь более приземленное, например, лошадь.

Справедливость.

Справедливость представляет серию заданий или проверок, которые герой должен пройти, прежде чем начнет путешествие и получит полагающуюся ему помощь. Например, это может быть согласие поделиться едой со старухой-попрошайкой (которая на самом деле окажется доброй ведьмой инкогнито), или, как в случае с королем Артуром, выдергивание меча из камня. Иногда сначала появляется проводник (Отшельник), но и в этом случае ему сначала приходится выполнить некие задания, прежде чем он узнает все, что ему необходимо знать, чтобы совершить свой подвиг. Иногда ему приходится самому собрать себе полный набор вооружения, например, для наиболее воинственных героев - добыть меч. Каковы бы ни были задания, они всегда подразумевают способность к различению и нередко включают проверки добродетели героя, его характера, быстроты ума и находчивости.

Наши рекомендации