Тема 2. Стратегия сотрудничества в конфликте

Занятие №5 (2 часа). Искажение восприятия интересов противоположной стороны в конфликтогенной ситуации.

Цель: показать существование искаженных представлений о человеке или группе людей в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности.

Вводная беседа.

Вначале можно привести результаты исследования характера предэкзаменационной тревожности, которое показало, что более половины старшеклассников приписывают экзаменующему учителю „злые намерения": „завалит", „засыплет вопросами", „не даст рассказать", „отомстит за все" и т. д.

Как правило, учащиеся остро реагируют на эти сведения, приводят примеры, доводы. Иногда начинают спорить друг с другом. В этой ситуации целесообразна коррекционная работа, основанная на ролевой идентификации с противоположной стороной в конфликте. Данный подход1 эффективен для работы со всеми видами структурных конфликтов (между мальчиками и девочками, родителями и детьми и т. д.).

Упражнение 1.

Учащиеся делятся произвольно на две подгруппы. (Упражнение требует достаточно большого количества участников — по 10—

Разработан Т. Г. Григорьевой.

12 человек в каждой подгруппе.) Первая подгруппа — „учителя", вторая подгруппа — „ученики".

Группа „учителей" должна предположить, что про них (учителей) на экзамене думают ученики. Эти предположения должны быть зафиксированы на общем листе бумаги.

Группа „учеников" должна предположить, что про них думают на экзамене учителя, и также записать эти предположения.

Следующий этап работы состоит в том, что группы по очереди зачитывают свои предположения, а педагог-психолог записывает их на доске, разделив ее соответственно на две части: на одной „Мнение учителей о том, что думают о них ученики," на второй „Мнение учеников о том, что думают о них учителя."

Записав все предположения одной стороны (например „учеников"), ведущий обращается к противоположной группе за экспертизой этих предположений. Действительно ли они, „учителя", думают так про учеников? Они должны оставить на доске верные, по их мнению, утверждения и зачеркнуть неверные. Педагог-психолог, зачеркивая (не стирая!) неверные утверждения, кратко комментирует: «…Значит, учителя не хотят использовать экзамен, чтобы наставить двоек… Зачеркиваем это. …Они хотят, чтобы ответы были качественные, так как это результат их работы. Это группа „учителей" подтвердила — оставляем…»

В таком же порядке рассматриваются предположения „учителей".

Рефлексия. В конце упражнения следует обратить внимание на наличие значительного количества необоснованных опасений относительно противоположной группы. Обобщения, как правило, начинаются со слова „они" — «Они думают, что мы весь год не занимались и теперь пытаемся выкрутиться…» Отметить необходимость перепроверки, чего же „они" на самом деле опасаются, на что рассчитывают.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение на тему: „Я в роли обучающего". В сочинении описать свой опыт обучения кого-нибудь, например помощи в подготовке домашнего задания однокласснику или младшему брату.

Занятие № 6 (2 часа). Согласование интересов сторон в конфликте.

Цели: показать отличия интересов от проблем и предложений; научить ориентироваться на совпадение интересов договаривающихся сторон, а не на их различие; научить рассматривать интересы другой стороны как проявления ее потребности; ориентировать учащихся на поиск и выработку предложений, удовлетворяющих или компенсирующих неудовлетворенные потребности другой стороны.

Порядок работы.

Упражнение 1.

Участники делятся на подгруппы по 3—5 человек.

Инструкция. Завтра состоится встреча орггруппы по подготовке выпускного вечера для старшеклассников. Там будут члены родительского комитета класса, классный руководитель, учителя и работники школы, участвующие в подготовке праздника. Приглашены и сами старшеклассники, вернее, их представители. Естественное различие интересов сторон (например в продолжительности вечера) может привести к конфликту.

Итак, мы имеем три подгруппы, каждая из которых выступает, соответственно, от имени родителей, учителей, учащихся. Ваша задача: выяснить в обсуждении, а затем записать в три колонки таблицы интересы, проблемы и предложения той группы участников завтрашней встречи, которых вы представляете.

При выполнении упражнения подгруппам необходимы консультации с руководителем, помощь в формулировке фраз. Необходимо обратить внимание на такую важную характеристику интересов, как их неделимость. Например: „Право распоряжаться частью денежного фонда". Нельзя сказать, что существует „право немного распоряжаться деньгами". Оно либо есть, либо его нет. При заполнении таблицы учащиеся часто путают интересы, проблемы и предложения. В этом случае ведущий должен показать подгруппе, в которой эти затруднения есть, примеры различий. В этом может помочь постановка вопросов: „Почему? Что? Как?"

Например.

«Учителя хотят избежать бессонной ночи, выспаться» — это ответ на вопрос: «Почему они будут предлагать закончить выпускной вечер пораньше?» Таким образом, это относится в графу „Интересы".

«Что они будут обсуждать на завтрашней организационной встрече в связи с этим?» — «Конечно, время начала праздника и его окончания». В графу „Проблемы" мы пишем: „Время начала и окончания праздника".

То, что мы называем „Предложения", отвечает на вопрос „как?". «Как учителя собираются решать эту проблему, за которой стоят их интересы?» — «Они внесут предложение закончить дискотеку в 11 часов вечера».

После того как подгруппы закончат обсуждение, руководитель должен проверить, выбран ли представитель для предъявления результатов.

Работа с доской.

На доске педагог-психолог фиксирует результаты работы групп по двум вопросам:

в чем состоят интересы.

какие проблемы будут обсуждаться?

Предложения зачитываются, но на доске не фиксируются. Здесь можно подчеркнуть, что ориентация на обсуждение конкретных предложений часто уводит участников переговоров от решения проблемы. Для того чтобы ее решить, лучше ориентироваться на интересы (свои и партнера), особенно на первом этапе подготовки к переговорам.

Когда материал всех трех групп зафиксирован на доске, нужно обратить внимание на те интересы и проблемы, которые у разных сторон совпадают. Например:

обеспечить безопасность;

обеспечить хорошее настроение.

Здесь будут уместны вопросы:

какие проблемы будет решать легче всего?

какие — труднее всего? с чем это связано?

Задания для самостоятельной работы.

а) Вам предстоит участвовать в разговоре по подготовке выпускного вечера. Определите в связи с этим свои интересы.

Примеры: «Хочу проявить свои способности к танцам (пению под гитару)», «Хочу поговорить „с глазу на глаз" с N», «Получить признание и внимание одноклассников» и т. д.

После того как вы подробно описали свои интересы, решите, какие из них вы поставите на первое место, какие — на второе и так далее. Если вечер будет плохо организован, и все пойдет хуже, чем вы думали, от каких своих интересов вы сможете отказаться? Зачеркивайте их карандашом, пока не останется одна формулировка. Вполне возможно, что она была первоначально не самой первой по важности. Но это то, с чем вы не хотите расстаться, даже если придется пожертвовать всеми другими интересами.

Можете применить это упражнение к любой сложной ситуации в межличностных отношениях.

б) Заполнить в тетради самонаблюдения таблицу.

Мои интересы на выпускном вечере Интересы группы моих приятелей (подруг)
   

Занятие № 7 (2 часа). Искусство ведения переговоров.

Цели: закрепить навыки определения основных стилей поведения в конфликте; научить замечать и конструктивно реагировать на „помехи" в общении.

Порядок работы.

1. Работа с тетрадью для самонаблюдений.

Ведущий предлагает учащимся разделиться на три подгруппы: „учителя", „родители", „ученики". Лучший вариант для этого — квадратики бумаги трех цветов, которые ребята выбирают, еще не зная, к какой подгруппе они относятся.

Каждая подгруппа получает задание подготовиться к переговорам по вопросу организации выпускного вечера, которые начнутся через 15 минут. В тетради самонаблюдения отражены интересы всех участников встречи, подготовленные на предыдущем занятии. Задача подгруппы на этом этапе формулируется так: „Найти совпадающие интересы сторон. Подготовить предложения". После того как подготовительная работа завершена, ведущий раздает участникам карточки с заданиями, предупреждая, что задания засекречены до конца занятий.

Содержания карточек:

Твоя задача — прояснить точку зрения говорящего, чтобы лучше его понять (2 шт.).

Твоя задача — выделить проблему и возвращать ход обсуждения к ней (2 шт.).

Твоя задача — в любой ситуации стараться захватить инициативу в разговоре (1 шт.).

Твоя задача — находить общее в точках зрения сторон и показывать это общее всем участникам переговоров (2 шт.).

Твоя задача — уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы (1 шт.).

Твоя задача — фиксировать промежуточные договоренности и предъявлять их участникам переговоров как общее достижение (1 шт.).

Твоя задача — подчеркивать общие интересы сторон в переговорах (1 шт.).

Твоя задача — выбрать необычный для тебя стиль общения и придерживаться его (2 шт.).

Твоя задача — внимательно слушать говорящего и повторять его главную мысль своими словами так, как она тобой понята (3 шт.).

2. Игра „Подготовка выпускного вечера" (время игры: 25—30 мин.).

Ведущий присоединяется в ходе игры к разным группам, помогая им „войти в роль", или остается наблюдателем. Сцена переговоров фиксируется видеокамерой.

3. Просмотр видеозаписи и обсуждение хода переговоров с выделением конструктивных и деструктивных форм общения.

Учащиеся пытаются отгадать „секретные задания" других. Эта часть занятия характеризуется нарастанием эмоциональной напряженности. От ведущего в данной ситуации требуется максимальное внимание и напоминание о том, что оцениваются только формы общения, а не личности участников.

При просмотре особое внимание уделяется ключевым моментам переговоров.

Обсуждение.

Что помогало достигнуть договоренности?

Что мешало достигнуть договоренности по этому вопросу?

При обсуждении полезна (с обучающей и с психотерапевтической точек зрения) следующая процедура:

4. Ведущий предлагает каждому участнику оценить эффективность переговоров по существу и по степени своего психологического удовлетворения ходом переговоров. Для этого нужно оценить эти параметры по пятибалльной шкале. Количество пальцев правой руки показывают степень эффективности переговоров по существу, пальцы левой руки — степень психологического удовлетворения в переговорах. Общие результаты подсчитываются и сравниваются. Результат сравнения обсуждается. В конце обсуждения участники „рассекречивают" свои задания.

Наши рекомендации