Агрессия как способ разрешения

КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ................................................................35

2.1. Определение агрессии как способа разрешения конфликтной ситуации...............................................................................................35

2.2. Виды агрессии.....................................................................................37

2.3. Психологические последствия агрессии............................................38

2.4. Как противостоять агрессии?.............................................................39

2.5. Техники безопасного отреагирования агрессивности......................41

2.6. Практикум по безопасному отреагированию агрессии...................44

2.7. Юмор как средство разрешения конфликтной ситуации..................45

2.8. Переход от конфронтационного мышления как способ предупрежде­ния агрессии.........................................................................................48

179

Самопроверка............................................................................................49

Тестовые задания.ВариантХ9 2.................................................................50

ГЛАВА Ш.

УХОД КАК СПОСОБ РАЗРЕШЕНИЯ

КОНаИШКТНОЙСИТУАЦИИ................................................................53

3-1. Психологическая характеристика ухода как способа разрешения конфликтной ситуации........................................................................53

3.2. Стратегический уход...........................................................................53

3.3. Психологические механизмы защиты................................................54

3.3.1. Осознанные психологические механизмы защиты........................56

3.3.2. Бессознательные психологические механизмы защиты низшего порядка.................................................................................................56

3.3.3. Бессознательные психологические механизмы защиты высшего порядка.................................................................................................59

Самопроверка............................................................................................62

ГЛАВА IV.

ОПТИМАЛЬНЫЙ СПОСОБРАЗРЕШЕНИЯ

конфликтнойситещии................................................................63

4.1. Психологическая характеристика оптимального способа решения конфликтной ситуации.............,..........................................................63

4.2. Условия реализаций оптимального способа......................................63

4.3. Критерии оптимального способа.......................................................65

4.4. Основные ошибки, возникающие на различных этапах разрешения конфликтной ситуации........................................................................65

4.5. Основные алгоритмы оптимального способа...................................68

4.6. Практикум по общению в условиях конфликтной ситуации............72

4.7. Творческий подход к решению конфликтной ситуации....................74

4.8. Методика разрешения конфликта через решение проблемы (по Алану Филли).......................................................................................83

Самопроверка............................................................................................83

ГЛАВА V.

МЕ№1ПРОФИЛАКтаКИдаСТРУКТИВНЬ1Х

ПЕДДГОГИЧЕСКИХКОНФПИКТОВ...................................................84

5.1. Интеллектуальные меры профилактики конфликта..........................84

5.2. Эмоциональные меры профилактики конфликта.............................84

5.3. Рефлексивные меры профилактики конфликта.................................85

5.4. Регулятивные меры профилактики конфликта..................................85

ISO

Аудиторная самопроверка........................................................................86

Домашние задания...................................................................................87

ГЛАВАVI.

ПСИХОЛОГИЯОТВЕТСГВЕННОСгаЗАКОНФЛИКТ.....................88

6.1. Определение ответственности............................................................88

6.2. Психологическая структура ответственности....................................89

6.3. Виды ответственности.........................................................................90

6.4. Ответственность за конфликт..............................................................91

6.5. Затруднения в принятии ответственности..........................................91

6.6. Способы взятия на себя ответственности..........................................92

6.7. Упражнения по повышению ответственности...................................93

ГЛАВА УП.

МЕТОДКОНСГРУИРОВАНИЯРАЗВИВАЮЩИХ КОНФЛИКТОВ КАКСРЕДСТВООБУЧЕНИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЮ МАНИПУЛИРОВАНИЮ........................................................................И6

7.1. Функции конструирования конфликта.............................................117

7.2. Определение манипуляции...............................................................119

7.3. Цель, объект и сущность манипуляции............................................119

7.4. Родовой признак и функции манипуляции......................................121

7.5. Способы выявление манипуляции...........................,.......................123

7.6. Психологические механизмы и закономерности манипуляции.....125

7.7. Причины, превращающие человека в манипулятора.....................127

7.8. Факторы манипуляции......................................................................127

7.9. Основные способы манипуляции....................................................128

7.10. Уровни и критерии манипулирования...........................................131

7.11. Ограничения в манипуляции...............................................,..........133

7.12. Типы манипуляций в общении.......................................................134

7.13. Классификация преимуществ манипулятора................................135

7.14. Методы зашиты от манипуляции (Как успешно противостоять манипуляции?)...................................................................................135

Самопроверка..........................................................................................139

Психологический практикум «Психологические советы контрманипулятору (Как эффективно манипулировать

манипулятором?)».............................................................................140

Литература...............................................................................................141

ГЛАВА VnL

ПСИХОДИАГНОСТИКАКОНФЯИКТНЬК ОТНОШЕНИЙ............. 144

Методика диагностики ведущего типа реагирования (Кашапов М.М.,

Шалаева Т.Г).......................................................................................144

Методика К.Н.Томаса.................................„............................................147

Тест «Стиль решения конфликтов» (Стивен Ваймар)....................,.......150

Предрасположенность к конфликтам.....................................................152

Оценка агрессивности педагога (А. Ассингер)......................................154

Дифференциально-аналитический опросник (ДАО). Содержательный

анализ конфликта (Н. Пеэешкиан).....................................................157

Литература...............................................................................................158

СЛОВАРЬСПЕЦИАЛЬНЫХТЕРМИНОВ..........................................160

Кашапов М.М.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Учебное пособие

ШдегепьстБо«Ремлер»ЛРИД№06151 от 26.102001.

т. Ярославль, пр. Октября, 94, оф. 37

Тел.(0852)73-35-03

Сдано внабор 22.10.2003. Подписано в печать01.12.2003.

Формат 60x901/16. Бумага офсетная. Усл. п. л. -11,5. Уч.-изд. л.-9,37.

Тираж 130. Заказ 364.

183

ВВЕДЕНИЕ

Мир-это трагедия для тех,

кто чувствует, и

комедия для тех, кто думает

В.Шекспир

ЧТО ТАКОЕ КОНФЛИКТ?

Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Жизнь обще­ства состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоборства. Социальная структура общества представляет собой неиссякаемый ис­точник конфликтов, и чем сложнее социальная структура, чем более диф­ференцировано общество, чем больше в нем свободы, тем больше несов­падающих, а порой и взаимоисключающих интересов, целей, ценностей и, соответственно, больше источников для потенциальных конфликтов. Од­нако, в сложной социальной системе су шествуют и механизмы успешно­го разрешения конфликтов. Задача любого общества и социальной общ­ности состоит в том, чтобы не допустить (максимально снизить) негатив­ные последствия конфликта, использовать его для позитивного разреше­ния возникших проблем. Неслучайно поэтому работа с конфликтами яв­ляется основным социальным заказом для практического психолога.

Теоретики управления признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации - условие не только невозможное, но и нежелатель­ное. Конфликт является функцией ситуации, т.е. напрямую зависит от уча­стников конфликта, их прежнего опыта взаимодействия, от их статусного положения по отношению друг к другу.

В связи с этим возрастает роль психолога, который может помочь со­вершенствовать способность аргументированно и убедительно отстаивать свою позещию в различных конфликтных ситуациях. Убедительность воз­никает тогда, когда сказанное вызывает позитивный резонанс в душе оппо­нента. Искусство разрешения конфликтов - это искусство проникновения в мир других людей с целью воздействия на него. Как это сделать в экстре­мальных условиях конфликтного взаимодействия, когда ниу одной сторо­ны нет монополии на истину? Наивно полагать, что оппонент быстро со­гласится с противоположной точкой зрения, поэтому важно владеть мето­дикой распознавания, проникновения и воздействия как основой успеш­ного разрешения конфликтов.

Наши рекомендации