Педагогические рекомендации. В перечень конфликтогепиых ситуаций следует включить:

В перечень конфликтогепиых ситуаций следует включить:

ситуации вынужденного одиночества, лишающие подростка сво­бодного и разнообразного общения;

ситуации, ограничивающие двигательную активность;

ситуации, в которых нужно подчиняться определенным система­тическим требованиям;

ситуации, в которых приходится отказывать себе в чем-то инте­ресном, новом, необычном.

Основной целью педагогической помощи этому психотипу явля­ется создание таких условий, в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно сво­бодное и интересное общение. Это может быть трудная, но интересная it разнообразная деятельность, спорт, общение с разными людьми и т. п.

Подросткам гипертимного психотипа не следует поручать кро­потливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограни­чивающую его связи с людьми.

Установление контакта с этими детьми не является проблемой в силу их открытости и готовности идти навстречу. Они обычно адек­ватно реагируют на доброжелательное отношение и искренний ин­терес к их делам и проблемам.

В общении с ними следует избегать чрезмерной директивности, проявления безапелляционной власти, жесткой требовательности. В противном случае это может привести к обострению реакции эмансипации.

Так как гипсртимы неусидчивы и энергичны, беседу лучше вести в живом и быстром темпе, долго не задерживаясь на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку ( но не забывайте о дистанции, которую гипертим легко может нарушить, перейти к фамильярному стилю общения).

Противопоказан мелочный контроль, который может вызвать бунт, вплоть до ухода.из дома или из школы. Но недопустим и недостаток контроля, безнадзорность, а главное — отсутствие живого интереса к его делам и увлечениям. Гнпертимы очень тонко чувствуют, что старшим (педагогам и родителям) не до него, что они выполняют свои обязанности лишь формально. Такое отношение провоцирует их асоциальное поведение.

Задача педагога и родителей найти для подростка гипертимного психотипа интересное дело, увлечь его каким-нибудь занятием (спор­тивная секция, туристский клуб и т. п.).

Психотехнические упражнения

«ПОЛНЫЙ ПОРЯДОК»

Возьмите себе за правило — периодически приводить в порядок свои вещи, книги, учебники, записи. Для начала наведите элемен­тарный порядок у себя на столе. Определите каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарайтесь класть его именно туда.

«Навести порядок в своих мыслях» вы можете с помощью днев­ника или еженедельника, в котором следует записывать основные дела на предстоящий день и вечером проверять, все ли вы выполнил» из того, что было задумано. Стремитесь осуществить все намеченное.

«КОНЕЦ - ДЕЛУ ВЕНЕЦ»

Давайте учиться делать одно пусть маленькое дело, но до конца. Установите очередность и приступайте к выполнению. Помните,

делу — время, потехе — час. До тех пор пока вы работу не закончите, никаких увеселений, гостей, вкусных блюд, приятных занятий.

Пусть это будет только раз в неделю, но обязательно одно дело доводим до конца.

«ПЛАНИРОВАНИЕ»

На листе бумаги запишите все свои планы на предстоящий день. Теперь подумайте и зачеркните то, что вы вряд ли сможете выполнить. Еще раз просмотрите оставшиеся пункты. Если не возникло желание вычеркнуть, то оставьте без изменений.

Л теперь основное — все оставшееся нужно выполнить! Приучайте себя осуществлять намеченное. Лучше мснынЪ намечать, но все вы­полнять.

Рекомендуем составить такой же план на предстоящую неделю, месяц, год. И так же поработать с ним.

ИСТЕРОИД f Д .

Истеронд виден с раннего детства. Милый малыш в центре ком­наты в присутствии большого количества взрослых незнакомых ему людей без всякого смущения декламирует стихи, ноет незамысловатые песенки, демонстрируя и сноп таланты, и свои наряды. Главное для него в этот момент — восхищение окружающих!

Если все гости сели за праздничный стол и забыли о нем, он непременно попробует еще и еще раз обратить на себя всеобщее внимание. В случае неудачи он просто опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце. Его начинают ругать, он закатывает истерику, но... он добился своего — снова всеобщее внимание, пусть даже такой ценой.

Доминирующие черты характера: дсмонстративность, т. с. стрем­ление быть постоянно в центре внимания, причем иногда лю­бой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда посто­янного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, по­клонения.

' Привлекательные черты характера: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и актив­ность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятель­ность и готовность взять па себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается после выплеска энергии.

Отталкивающие черты характера: способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость, когда задевают его лично.

«Слабое звено» этого пси-хотина: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их вы­смеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидных попыток.

Особенности общения и дружбы. В силу особенностей своего характера пстероид постоянно нуждается в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма его жизни (жизнь на людях и для людей). Но он общается, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант. Если таких людей мало, истероид прилагает немало усилий, чтобы этот круг почитателей стал значительно шире.

Истероиды очень избирательны, они стремятся дружить с очень известными людьми, чтобы часть их славы доставалась и им, или с людьми, в чем-то проигрывающими им, чтобы еще больше оттенить свои способности.

Отношение к учебе и работе. Учеба для нстсроида часто лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу он ходит не учиться, а общаться, именно от этого он получаст основное удовольствие. Чтобы привлечь внимание, ему приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным предметам.

В принципе истероид одаренный, талантливый человек, поэтому ему легко даются профессии, связанные с художественным творче­ством. Лучше всего ему работастся самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок.

Наши рекомендации